Высшая школа в Казахстане: развитие под влиянием цифровых технологий

1333
Есен Бидайбеков, академик РАИО, доктор педагогических наук, профессор, Вадим Гриншкун, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор

Казахстану нужны современные высококвалифицированные специалисты, способные быть профессионалами не только сейчас, но и в будущем, когда произойдут очередные общественные, экономические, технологические и другие изменения.

коллаж Натальи Ляликовой

На изменения в высшей школе влияют самые разные факторы и условия. Развитие общества и технологий, экономики и политики, науки и культуры – все это сказывается на том, чему, как и зачем обучают студентов. Важно, чтобы выпускники вузов соответствовали требованиям времени, специфике профессиональной деятельности и даже потребнос­тям повседневной жизни. Поэтому вузам предстоит большая работа по повышению актуальности и фундаментальности образования, приближению его к реалиям сегодняшнего дня. И ее невозможно провести без изучения и эффективного использования самых разных цифровых технологий, которыми пронизаны все сферы жизни и деятельности современного человека.

Цифровые технологии уже сейчас повсеместно используются в вузах: в обучении студентов и контроле их знаний, внеучебной и воспитательной работе, научных исследованиях и управлении. Не случайно все чаще говорят не об обычном планомерном развитии высшего образования, а о его достаточно резкой «цифровой трансформации». Но далеко не всегда применение компьютеров и всего, что с ними связано, дает тот эффект, который все ожидают. Нужны дополнительные современные педагогические и технические научные исследования и тщательная продуманная и оправданная практическая работа всех тех людей, которые связаны с республиканской системой образования.

Прежде всего требуется провес­ти актуальные исследования, посвященные определению, сис­тематизации и описанию закономерностей, влияющих на повышение эффективности высшей школы в условиях повсеместного распространения средств и систем информатизации. Нужно понять, какие воздействия извне, связанные с цифровизацией, изменяют подходы к подготовке студентов вузов. Эту проблему важно решить для понимания того, какие исследования целесообразно поддержать на государственном уровне и как сейчас следовало бы усовершенствовать систему подготовки педагогов.

В последние годы более детальное изучение ключевых аспектов информатизации высшего образования является значимой сос­тавной частью разнообразных исследований, проводимых в Казахстане, России и других странах. В качестве примера можно привес­ти серию исследований и разработок Казахского национального педагогического университета им. Абая, направленных на становление первого в республике цифрового педагогического вуза, что нашло отражение в опубликованной в 2020 году концепции комплексной информатизации педагогического университета.

В рамках решения подобных проблем специально созданная международная научная лаборатория образовательных технологий и информатизации образования, объединившая казахстанских и российских ученых, а также кафедра информатики и информатизации образования КазНПУ им. Абая разрабатывают и эффективно применяют цифровые образовательные ресурсы, выявляют методы обучения в условиях информатизации, проводят инновационные исследования подходов к подготовке учителей к обучению и воспитанию школьников в условиях информатизации общества, а также создают оригинальные цифровые ресурсы.

Целью проводимых в международной лаборатории исследований является определение направлений, характера и перс­пектив информатизации вузов и системы высшего педагогичес­кого образования в республике, раскрытие фундаментальных и прикладных аспектов развития дидактики высшей школы в условиях цифровой трансформации. На основании результатов работы лаборатории уже сейчас можно перечислить несколько важных характеристик и тенденций информатизации высшей школы.

В частности, анализ опыта работы ведущих вузов Казахстана и России, активно занимающихся информатизацией образовательного процесса, свидетельствует, что расстановка приоритетов на обеспечение образовательного процесса более эффективными цифровыми ресурсами по сравнению с обеспечением вузов техническими средствами цифровизации является характерной тенденцией и потенциальным направлением дальнейшей информатизации высшей школы. При этом эффективные цифровые образовательные ресурсы должны иметь «дружественный» интерфейс и высококачественное содержательное наполнение. Такие цифровые ресурсы должны не заменять обычную и привычную книгу, а привносить в систему подготовки студентов новые возможности и дос­тижения. Очевидно, что в данном нап­равлении следует развивать финансовое, организационное и методическое обеспечение рес­публиканской системы высшего образования.

Важно перейти от подчас очень примитивной индивидуальной разработки цифровых средств обучения педагогами или прог­раммистами к по-настоящему профессиональному коллективному созданию современных цифровых образовательных систем, одно­временно включая в эту работу известных опытных педагогов, психологов, методистов, художников, технологов, специалистов в области здоровьесбережения и маркетологов. Для этого предстоит выработать действенные способы их совместной креативной работы в рамках реализации одного общего образовательного проекта. Опыт свидетельствует, что самые эффективные и востребованные педагогами и студентами цифровые ресурсы выполнены коллективно профессионалами.

Но есть и другие проблемы. Средства информатизации высшей школы, очевидно, должны быть качественными и эффективными. Отбор этих средств должен играть роль необходимого, но не достаточного условия для принятия решения об их массовом применении в вузах. Достаточным условием можно считать длительную прак­тическую апробацию – пилотное использование новых технологий и средств в реальном учебном процессе казах­станских вузов. Научному сообществу рес­публики целесообразно обновить имеющиеся критерии и подходы к проведению соответствующих измерительных и экспертных процедур.

При этом в Казахстане отсутствует курируемая государством единая система оценки качества цифровых ресурсов для высшей школы. Частично оценка качества, проводимая ведущими вузами и отдельными специалис­тами, распространяется только на бумажные учебные пособия и учебники. Нужно одновременно позаботиться о формировании единой республиканской системы оценки качества средств информатизации и предусмотреть возможность того, что такая оценка может производиться самим вузовским преподавателем.

Сегодня для большинства средств информатизации только преподаватель обладает реальной возможностью подвергнуть анализу их качество и соотнести содержание цифрового ресурса с собственным представлением о том, как преподавать учебный предмет. Только педагог может принять решение о применении цифрового ресурса в образовании. С учетом этого нужно усовершенствовать содержание учебных курсов для профессионального развития педагогов. Преподаватель вуза вне зависимости от собственных предпочтений должен отчасти являться экспертом для принятия решений о пригодности цифровых ресурсов для практичес­кого обучения студентов.

Исследованию подлежат и способы использования современных цифровых микрокурсов и объемных онлайн-курсов в образовательном процессе вузов. Их особенность в том, что они, как правило, создаются педагогами, работающими не в том вузе, в котором они применяются. Такие курсы позволяют распространить прогрессивный опыт преподавателей на учебный процесс сразу нескольких университетов, расширить возможности содержательного и методического обеспечения систем подготовки студентов. Но у этого подхода есть и свои особенности. В этом случае вуз должен принять дополнительные меры для адаптации и вхождения нового содержания в имеющиеся реализуемые учебные курсы, поскольку непрерывно возрастает количество онлайн-курсов и оцифрованных микрокурсов, а также увеличивается доля студентов, применяющих такие цифровые средства в своей учебной деятельности. Для придания этой работе единого системного характера также требуются научные исследования.

Распространено мнение, что в будущем онлайн-курсы будут являться базой для почти самостоятельного освоения студентом всей учебной программы, получения кредитов или даже дипломов вузов. Такой подход можно считать достаточно спорным, если его рассматривать в целом в рамках всей республиканской высшей школы. Опровержение или доказательство целесообразности таких утверж­дений требует глубоких педагогических исследований. Сейчас же можно сделать вывод о том, что вузы стремятся самостоятельно создавать и применять в обучении разнообразные онлайн-курсы, что, по мнению многих, может сделать высшую школу более приспособленной для конкретных запросов отдельных студентов, педагогов и работодателей. Важно понимать, что для профессиональной деятельности с использованием таких цифровых средств преподаватели вузов должны обладать дополнительными умениями и навыками. Это значит, что актуальны дидактичес­кие исследования, направленные на становление и развитие соответствующих сис­тем повышения квалификации работников для высшей школы.

Обобщая эти и другие направления информатизации вузов, можно сделать вывод о целесообразности движения от разработки дополнительных цифровых ресурсов к переходу на еще одну новую ступень – разработку способов их содержательной, методической, технологической и интерфейсной интеграции и унификации. Нужно максимально единообразить и связать воедино разрозненные средства информатизации. Это даст возможность рассматривать отдельные цифровые ресурсы как части единой цифровой образовательной среды вузов. Новые разрабатываемые образовательные средства следует проектировать с перспективой вхождения в такие единые комплексы. Возникает модель будущего цифрового университета как единой системы взаимодействующих между собой средств информатизации.

Есть и другие тенденции и особенности современного этапа информатизации республиканских вузов. Одной из них можно считать распространение новейших средств обучения, созданных на базе технологий четвертой индустриальной революции. Высшая школа не может оставаться в стороне от соответствующего вызова. Примером ее возможного реагирования на активное развитие искусственного интеллекта и чатов, построенных на его основе, технологий виртуальной и дополненной реальности, больших данных, «умных» классов и домов на основе технологии «Интернет вещей» могут быть самые разные предложения. В их числе ориентация соответствующей инженерной подготовки на развитие цифровых систем, взаимодействующих без участия человека, открытие в вузах республики новых специальностей, связанных с технологиями такого взаимодействия, создание условий для сотрудничества высшей школы и предприятиями-производителями с целью обеспечения педагогов и студентов самыми новыми цифровыми средствами.

Кроме того, нужно скорректировать методические системы подготовки студентов с учетом накапливаемого опыта работы выпускников вузов на передовых в технологическом плане предприя­тиях. Целесообразно применять при обучении в вузах цифровое и другое новейшее оборудование таких предприятий. Для расширения круга современных квалифицированных педагогов можно за счет обучения в магистратуре педагогических вузов дать педагогическое образование уже сложившимся профессионалам-практикам в области разработки и внедрения цифровых систем и инструментов.

Сегодняшним студентам предстоит жить и трудиться в условиях постоянного обновления технологий, которое трудно предвидеть детально. Последние технологические и информационные революции произошли в промежуток времени, существенно меньший, чем период жизни одного поколения людей. Высшая школа должна учитывать это в своем развитии и, скорее всего, базироваться не на нынешней индустриальной революции, а на тех революционных изменениях, которые уже сейчас можно прогнозировать, применяя относительно «универсальные» методы обучения. Действенным способом повышения «неустареваемости» знаний и умений студентов была и остается фундаментальная составляющая образования. Фундаментальность можно рассматривать в качестве своеобразной «защиты» высшей школы от революционных изменений в технологической и других сферах жизни общества.

Такая фундаментальность приводит не только к освоению особенностей устройства и функцио­нирования новых конкретных компьютерных и программных систем, но и к необходимости понимания преимуществ обучения принципам и инвариантным основам их построения и развития, которые мало изменяются с годами. Целесообразно предусмотреть в вузах обучение фундаментальным по содержанию учебным курсам с комплексом лабораторных работ на новейшем оборудовании, освоение приемов прогнозирования путей совершенствования цифровых систем. В высшей школе должна быть предусмотрена интеграция фундаментальной подготовки обучающихся с фундаментальной научной деятельностью педагогов и ученых. Все это можно и нужно сделать за счет демонстрации студентам общих малоустаревающих способов исполнения технологических операций с применением конкретных технических устройств, а не нацеливать все обучение только лишь на освоение отдельных, пусть и очень актуальных сегодня, образцов техники и технологий.

Возможные исследования путей развития системы образования в условиях использования цифровых технологий порождают закономерности, выявленные за последние три года, когда высшая школа, как и вся система образования, была вынуждена переходить к особым способам взаимодействия педагогов и обучающихся.

В период коронавирусных ограничений выделяются как минимум три основных периода, когда использовались разные подходы к обучению и по-разному применялись различные цифровые технологии. Ключевым на всех этапах оставалось удаленное (а не дистанционное) обучение, которое максимально дублировало традиционную очную подготовку с ее занятиями, расписанием, учебными материалами и приемами обучения, но осуществляемую с использованием телекоммуникационных технологий. Сложившееся задолго до пандемии дистанционное обучение всегда предусматривает особые подходы, специально созданные учебные материалы, а также методы обучения, которые недостаточно эффективны в традиционном очном обучении.

В этих условиях первый этап сочетал в себе удаленное и дис­танционное обучение, второй этап базировался на очном, удаленном, дистанционном и смешанном обу­чении, третий этап – на удаленном, дистанционном, смешанном и гибридном обучении, когда часть студентов обучалась очно в вузовских аудиториях, а другая часть присутствовала на этих же занятиях удаленно. При этом столь длительный и массовый экспе­римент по использованию различных удаленных и дистанционных технологий выявил неоспоримые преимущества традиционного очного обучения. Не случайно, как только необходимость в вынужденных ограничениях исчезла, система образования в целом оперативно вернулась к прежней модели обучения. Но опыт получен, и выводы сделаны.

Выделение таких этапов, как и понимание периодичности применяемых методических и технологических приемов, может породить еще один пласт исследований в области образования. Результаты таких изысканий поз­волят не только разработать недостающие цифровые системы, но и расширить систему переподготовки и повышения квалификации педагогов. В общей сложности это приведет к появлению большего числа работников высшей школы, которые могут и желают учить студентов, используя самые передовые цифровые технологии. В любом случае для обеспечения качества и эффективности работы высшей школы на ключевой позиции всегда будет находиться профессионализм преподавателей и других работников вузов, а не виды и способы применения тех или иных технологий. Но грамотное, корректное и уместное использование цифровых средств играет очень существенную роль в развитии системы высшего образования. И это нельзя игнорировать.

Характеризуя в целом развитие высшего образования в период его цифровой трансформации, можно выделить три ключевые проблемы, которые такую трансформацию тормозят. Это недостаточное оснащение казахстанских вузов аппаратными и программными средствами, высокоскоростным доступом в Интернет, существенные проблемы с качеством содержательного наполнения тех цифровых средств, которые используются при подготовке студентов, а также неудовлетворительная готовность работников высшей школы к профессиональному применению цифровых технологий в своей деятельности.

Безусловно, республика много лет движется по пути решения этих проблем. За последние годы существенно повысилось материальное обеспечение вузов, что внесло вклад в решение первой проблемы. Новый режим работы в период коронавирусных ограничений затронул всех и поневоле способствовал решению третьей проблемы. А к устранению второй проблемы систему образования приближают появление и развитие популярных коллекций цифровых образовательных ресурсов, создание которых курируют профессиональные эксперты.

Однако для всех этих процессов недостает современной научной базы, опирающейся на результаты исследований в области технологий и педагогики. Приведенные в этой статье проблемы – лишь часть возможных направлений для таких исследований. Кроме того, все это должно быть дополнено обновлением методологии в системах подготовки педагогов.

С учетом этого в Казахстане целесообразно выделить и поддерживать организации, вузы и отдельные коллективы, курирую­щие на системном уровне решение указанных проблем. Если не сделать этого, проводимые научные исследования и процессы внедрения их результатов будут хаотичными, не все актуальные аспекты информатизации образования будут изучены, ряд проб­лем в области использования цифровых технологий в высшей школе будет рассматриваться многократно, а исследования – неоправданно дублироваться. В качестве ключевых организаций, способных осуществлять такое курирование, могут выступать Академия наук РК, Казахская академия образования и Казахский национальный педагогический университет им. Абая.

Следует выразить надежду, что проблемам недостатка научной базы и подходов к внедрению результатов исследований в области информатизации высшего образования будет уделено должное внимание. Очевидно, что формирующиеся сегодня в рес­публике тенденции к реформированию науки позволят внести существенный вклад в развитие высшей школы за счет комплекс­ного использования новейших цифровых технологий.

Популярное

Все
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Мировые лидеры поздравляют президента и народ Казахстана с Днем Независимости
Итоги 2024 года Минэнерго: достижения и перспективы развития энергетической отрасли
Известный блогер-полиглот стал послом туризма Казахстана
Сколько выходных дадут казахстанцам в 2025 году
Работа над многотомником по истории Казахстана продолжается
Прочные основы безопасности и развития страны
Токаев поздравил казахстанцев с Днем Независимости
Обсуждены перспективы ЕАЭС
Время выбрало нас
Искать точки соприкосновения, а не проводить разделительные линии
Столп национальной духовности
«Egemen Qazaqstan»: этапы большого пути
Секс за золото: как живут женщины на нелегальных приисках Амазонки
На благо страны
Казахстанцы: идентичность 33 года спустя
В Алматы завершился XII МКФ Bastau
Цель – устойчивость и развитие
Справедливое общество для всех
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
Грустные думки аграрные
Задачи прокуратуры – закон и порядок
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
Производство шоколада может прекратиться
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
Лица старого Уральска
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
Трудов высокая оценка
Прорыв в дорожной сфере
В поликлинике Кызылорды необоснованно завышали стоимость медсправок
Парламентские опоры Содружества
Президент Токаев пригласил патриарха Кирилла на съезд лидеров мировых и традиционных религий
Здесь растят специалистов XXI века
Владимир Путин прилетел в Астану
«Мост дружбы»: казахстанская художница рассказала о подаренной Владимиру Путину картине

Читайте также

Председатель АДГС встретился с молодежью Астаны
Четверть века на службе Родине
Как противодействовать наркоторговле
Пожаловаться не на что, а о хорошем – скажем!

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]