Защитник Разума и Красоты

2111
Илья Пащенко
корреспондент отдела культуры

Исполнилось 95 лет со дня рождения выдающегося писателя Ануара Алимжанова

фото из открытых источников

Ответственность художника

По-разному зажигаются на литературном небосклоне новые звезды. Одни, едва мелькнув проблесками первых книг, благодаря усилиям доброхотливых рецензентов уже возводятся в ранг классиков – сверхгигантов от литературы. Другие, словно стесняясь своего света, довольствуются скромным местом в большом созвездии и радуют своих читателей не блеском медалей и лауреатских значков, а теплом души. О том, сколь опас­на для начинающего литератора несоразмерная его таланту шумиха, мастера художественного слова говорили не раз. «Цель творчества – самоотдача...» – эти пастернаковские строки сегодня звучат так же актуально, как и семьдесят лет назад. Погоня за внешним успехом, неутолимая жажда громких похвал и бурных оваций заглушают в писательском сердце пульс времени и голос совести, делают его невос­приимчивым к тревогам мира и подчиняют перо переменчивым требованиям моды, служить которой означает напрочь лишиться собственного творческого лица. Безликость – вот цена, которую приходится платить за растрату таланта в судорожных попытках уловить малейшее движение стремительно вращающегося флюгера сиюминутной конъюнктуры.

Писательская судьба Ануара Алимжанова – яркий пример той самой творческой самоотдачи, о которой говорил Пастернак. Появление его первых произведений – путевых очерков, составивших книгу «Пятьдесят тысяч миль по воде и суше», – не сопровождалось потоком восторженных рецензий и хвалебных отзывов, над ними не ломались копья критиков и не нависали резолюции читательских конференций. Однако незамеченными они все-таки не прошли. Со времен Сабыра Шарипова, которому, как известно, принадлежит авторство первых в казахской литературе заграничных путевых очерков, произведения Алимжанова были, пожалуй, единственными работами подобного жанра, где журналистская наблюдательность тес­но переплеталась с обширными познаниями о жизни иностранных государств, позволяющими точно улавливать тенденции их социального и культурного развития, глубоким погружением в описываемую среду и художественной инструментовкой создаваемых образов.

Осваивая мастерство писателя-реалиста, Алимжанов пристально всматривался в своих современников, становился их спутником и верным товарищем в духовных поисках, учился находить в частностях то общее, что составляет первооснову народного бытия. Вот почему очерки Алимжанова о Чехословакии и Венгрии, Австрии и Италии, Турции и Греции – это не мимоходные зарисовки заезжего туриста и не «строительный материал» для будущих произведений, а полнокровные картины, созданные пусть и начинающим, но требовательным к себе художником, стремящимся проникнуть в самую суть описываемых явлений и связать их прочными нитями общекультурных, цивилизацион­ных параллелей. Так, например, красоты «златой Праги» соседст­вуют с пейзажами каракалпакских гор, а путешествия по Индии – земле великого Рабиндраната Тагора – начи­наются в родном для Алимжанова ауле Карлыгаш, где высшей наградой за доблестный труд всегда были слова: «Он крепок, как тобылга». Высоко оценивая плодотворную работу писателя в жанре путевого очерка, известный критик Валентин Оскоцкий в своей статье «Двадцатый век и дали истории» отмечал: «Нап­ряженно пульсирую­щая мысль прошивает разрозненные штрихи и детали, эпизоды и сцены, из пестрой мозаики фактов собирает выразительный портрет, впечатляющую картину, которые сцементированы единством беспокойных, тревожных раздумий о судьбах людей и народов на многотрудных, сложных путях и перепутьях мировой истории. Отсюда частые погружения автора в близкое или далекое прошлое, с которым соотносится быс­тробегущий день современной жизни, настойчивое стремление, проследив связь времен, извлечь в ней неослабные социальные и нравственные уроки».

Как и многие писатели пос­левоенного поколения, Ануар Алимжанов пришел в литературу из журналистики, и именно там, на газетных полосах, берет свое начало все его многообразное художественное творчество. Окончив в 1954 году Казахский государственный университет им. С. М. Кирова, писатель работал в областной газете «Алма-Атинская правда», а через год, когда его успехи были замечены в центральных изданиях, стал собкором «Литературной газеты» по Казахстану и Центральной Азии. Журналистская деятельность оттачивала мастерство обращения со словом, ставила неповторимый писательский голос, со всей силой зазвучавший в романах и повестях Алимжанова, учила лаконичности и избирательности в отборе изобразительных средств, воспитывала принципиальность гражданской позиции, ответственность перед читателем. Об этих качествах, определяющих вектор социальной направленности и систему творческих установок каждого художника, Ануар Алимжанов писал: «Что касается писателя, то он больше, чем кто-либо, ответственен за свою позицию, так как, хочет того или нет, он оказывает прямое, эстетическое, нравственное, идеологическое воздействие на своих читателей, на народ. В этом заключается, на мой взгляд, чрезвычайная, если хотите, гражданская ответственность художника за свой выбор».

Дорога Памяти

Известность приходила к Алимжанову постепенно и так же осторожно, как сам он шел к своему читателю. «Писателем Ануар Алимжанов стал не сразу, он, не без робости, становился им на наших глазах», – говорил о своем близком товарище литературовед Николай Ровенский. Откуда взялась эта робость? От неуверенности в своих силах? Или же от того благоговейного трепета, с которым, по словам Викентия Вересаева, человек должен входить в жизнь – «священный лес, полный тайны»? В осторожности первых шагов на литературном поприще чувствуются отголоски долгих раздумий писателя о назначении художественного слова, о его роли в жизни современного общества, об ответственности творца за свои творения. Так – поисково, шаг за шагом – Алимжанов открывал большие непроторенные пути, которые затем станут столбовыми для последующих поколений казахских писателей. С каждым новым произведением, появлявшимся в печати, упрочнялись читательские симпатии и все яснее становился тот непреложный факт, что молодому автору суждено занять особое место в литературе своего времени. Ярким творческим достижением Ануара Алимжанова стала опубликованная в 1963 году повесть «Караван идет к солнцу». Хорошо известна оценка, данная этому произведению Мухтаром Ауэзовым: «Этой повестью автор по-настоящему вторгается в жизнь, поднимая государственно важные, глубоко необходимые, даже обязательные в своем положительном решении вопросы жизни, труда многих десятков тысяч семей чабанов или отдельных малонаселенных аулов в животноводческих районах не только Казахстана, но и других республик».

Ануар Алимжанов, Сабит Муканов, Роза Багланова и Олжас Сулейменов

Образы главных героев повес­ти – Аскара и Жомарта – при всей типичности их судеб глубоко индивидуальны и своеобразны. Во взаимоотношениях молодых людей, которыми обусловлен ряд конфликтов произведения, нетрудно уловить нотки характерного для советского общества тех лет спора «физиков» и «лириков», реалистов-прагматиков и восторженных мечтателей, искренне верящих в то, что «человеку и в космосе нужна будет ветка сирени». Однако драматизм повести куда глубже, и главные герои, сначала кажущиеся читателю представителями двух непримиримых лагерей, которые могут пребывать лишь в состоя­нии взаимной неприязни, оказываются, по точному замечанию Николая Ровенского, ближайшими соратниками в борьбе за «восстановление национальной культуры, преодоление коснос­ти, устарелых форм быта», что ведет к духовному обогащению всего народа.

В книге «Караван идет к солн­цу» Алимжанов начинает со своим читателем обстоятельный, развернутый, пестрящий разноголосицей мнений диалог о феномене исторической памяти, который продолжится во всех его позднейших произведениях, включая последнее – небольшую автобиографическую повесть «Познание», увидевшую свет уже после смерти писателя. Память утверждается писателем как альфа и омега мироустройства, как важнейшая ценность, передавае­мая поколениями и делающая человека человеком, как синоним понятий «культура» и «совесть», духовности и созидания, мира и прогресса. Философски осмысливая природу памяти, Алимжанов в статье «Человек без друга беден» писал: «Известно, что самое дорогое и священное из того, что отец передает сыну, дед – внуку, одно поколение другому, – это ПАМЯТЬ. Память о былом, об опыте прошлого, о людях, чьи дела и творения умножали друзей и возвышали искусство твоего народа. Одним словом, ПАМЯТЬ – это сущность человека, без нее немыслима сама жизнь... Человек всегда, в любых условиях, даже на поле брани остается самим собой, он не может изменить своей любви к прекрасному, своих убеждений и стремится сохранить добрую память и лучшие традиции своих предшественников, своей культуры и литературы».

Исторические романы Алимжанова «Возвращение Учителя», «Стрела Махамбета» и «Гонец», вошедшие в золотой фонд отечественной литературы, отмечены широтой философских и духовных поисков. Вековые мечты и устремления лучших сынов человечества, среди которых особое место по праву принадлежит великому мыслителю аль-Фараби и поэту-воину Махамбету Утемисову, не только определяют­ гуманистический, свободолюбивый пафос этих героико-эпических произведений, но и служат своеобразными мос­тами, связывающими события давно прошедших лет с волнующими вопросами современности. В ярких образах и картинах из прошлого раскрывается непрерывность исторической памяти и животворная сила народных традиций, издревле питавших мировую культуру. Алимжанов в своих романах выступает как историк-цивилизационист, для которого незыблем и неоспорим приоритет общечеловеческих ценностей, а морально-этическое и интеллектуальное совершенствование лежит в основе общественного прогресса.

Культура – совесть и разум планеты – в понимании писателя не имеет расовых, национальных или религиозных границ, и потому каждый житель Земли сопричастен великим открытиям человеческого гения. «Мы ощущаем родство своего народа с другими народами, с древностью культуры, с истоками многих и многих материальных и духовных богатств наших братьев, всего человечества. Не по этой ли причине мы с волнением разбираем пепелища Отрара и с восхищением смотрим вслед космическим кораблям, стартующим с нашей советской земли?! Человек всегда ищет полноты восприятия и глубины познания своей собственной истории, а через нее – и истории человечества. Народы всегда искали и ищут то, что объединяет их с другими народами, а не то, что разделяло бы их и вело к розни», – этот пуб­лицистический эпилог романа «Возвращение Учителя» в полной мере отражает взгляды Ануара Алимжанова на консолидирую­щую роль мировой культуры.

Уверенность в том, что международные отношения должны строиться исключительно на основе гуманитарного диалога, пронизывает все публицистичес­кие выступления выдающегося писателя. Будучи активным деятелем Ассоциации писателей стран Азии и Африки, Алимжанов часто выступал по наиболее острым общественно-политическим и социокультурным воп­росам. Благодаря его усилиям в сентябре 1973 года в Алма-Ате прошла V конференция АПАА, ставшая этапной в истории этой авторитетной организации. Видный литературовед Виталий Озеров, автор ряда публицистических очерков, посвященных участию советских писателей в борьбе за мир и сотрудничество между народами, писал: «Самое начало конференции. Город встретил писателей сердечным митингом в аэропорту, красочными транспарантами на улицах, комфортом и радушием в лучших гостиницах... Дух Алма-Аты означает: «Добро, справедливость, взаимопонимание и еще раз взаимопонимание, дружбу – все то, без чего нельзя жить в сегодняшнем мире». Газеты не жалели места для произведений делегатов, на экране телевизора по нескольку раз в день появлялась эмблема конференции, открывая посвященные ей передачи. Поэты славили мир, интернационализм, дружбу... В речах всех ораторов высказывалась глубокая вера в победу миролюбивых сил, идей интернационализма, культурного сотрудничества. Нужно одновременно сражаться за свободу и соз­давать духовные ценности, приобщать массы к прекрасному, к искусству... Из всех конференций Алма-Атинская оказалась самой представительной. Ее делегаты проявили полное единодушие в обсуждении идеологических, творческих вопросов. Общественность Алма-Аты проявила большой интерес к работе конференции».

Выступая перед делегатами с докладом «Единство устремлений», Алимжанов говорил об участии писателей мира в борьбе за свободу и независимость, прогресс и социальное равенство, деколонизацию и национальное освобождение. Подлинный патриот и гуманист, он с гордостью называл имена выдающихся деятелей, прославивших казахский народ, история которого – «предмет для размышлений, нечуждый уму и сердцу каждого человека». Обращенные в будущее размышления Алимжанова о роли писателя в обществе стали его нравственным заветом, наставлением молодому поколению литераторов: «Писатель не может быть только писателем, даже если бы он этого и захотел. Он не только поэт или прозаик, но и общественный и государственный деятель. Сегодня он обязан быть историком и понимать экономику, он должен быть философом-материалистом и знать археологию и этнографию. Он должен быть просветителем, чтобы скорее вывести свой народ из тьмы неграмотности. И он в ответе за наследие истории, которое он должен понять, осмыслить, очистить от фальсификации».

Открывая книги Ануара Алимжанова, мы наслаждаемся счастливыми мгновениями общения с мастером, открывающим нам сокрытые в глубине веков сокровища народной мудрости. И хотя писателя уже давно нет с нами, его произведения продолжают жить, волнуя сердца новых читателей. А значит, еще не раз прозвучат в нашей памяти взволнованные слова: «Писатели всегда были и остаются защитниками Разума и Красоты, Равенства и Мира для людей. Они знают цену и силу Слова и всегда первыми выступали в защиту родного языка, в защиту культуры и цивилизации, открыто бросая вызов мракобесам и палачам».

Популярное

Все
Масштабные преобразования – основа устойчивого развития отрасли
Объявлен бой наркокурьерам
Масштабируя передовой опыт
«Генный ключик» для джабе
Свежий кумыс по старинным рецептам
Новой техникой пополнился машинный парк
Распоряжение Главы государства о назначении
Казахстан стал лучшим на Кубке мира World Boxing
Он дал новый голос казахскому кино
Всегда на шаг впереди угроз
Озеро Сайран обрело новую жизнь
Полигон твердых бытовых отходов остался без финансирования
Распоряжени Главы государства о назначении
Сбежать не удалось
Указы Главы государства об освобождении от должности
Жители Жезказгана вынуждены употреблять питьевую воду пятого класса загрязненности
Указы Главы государства о назначении
Гонка за лидерами
Временный приют или точка опоры?
К каждому – свой подход
Первого бесплатного юридического помощника на базе ИИ запустили в Казахстане
16 млрд тенге инвестирует Казахтелеком в цифровую инфраструктуру Акмолинской области
Лесной пожар бушует в пригороде Стамбула
Мощный лесной пожар разгорелся в Турции
Южнокорейский бизнес расширяет присутствие в Казахстане
Завод по переработке природного урана запущен в Сузаке
ЕС к 2040 году планирует сократить выбросы CO2 на 90%
Доступ закрыт: туристам запретили подниматься на скалу Жумбактас в Бурабае
Государства-члены СВМДА украсили штаб-квартиру в Астане культурными элементами Азии
Названы первые победители этапа Кубка Казахстана по таеквондо в Алматы
«Мағжан оқулары-2025» вновь собрал талантливую молодежь
Назначен директор новой Службы КНБ
Экс-главу «Казселезащиты» осудили на 12 лет
Астана закрепляет за собой статус регионального экологического лидера
Находящегося в международном розыске казахстанца арестовали в Грузии
День столицы: традиционный конкурс силачей «Толағай» пройдет в Астане
Глава государства провел заседание Совбеза
Сколько людей носят имя Астана в Казахстане
Резкий рост травматизма в результате ДТП зафиксировали в Казахстане
«Астана» не смогла уйти в отрыв
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Новый завод открыли в Атырау
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
Закон Республики Казахстан
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов
В Улгили выпускают стекло жамбылской закалки
День полиции отмечают сегодня в Казахстане
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Очередной циклон надвигается на Казахстан
Сильные дожди сменят жару в Казахстане

Читайте также

Когда игра перестает быть игрой: как в Казахстане лечат луд…
Глава МЧС вручил ключи от новой техники спасателям СКО
Из Петропавловска в Париж: как «Ассамблея жастары» покорила…
Сколько людей носят имя Астана в Казахстане

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]