​Жил-был художник один...

8042
Раушан Шулембаева, Алматы

Айша Галимбаева (1917–2008) вошла в историю национальной культуры как первая казахская женщина, ставшая профессиональным художником. Она была не только талантливым живописцем, тонко и вдумчиво раскрывавшим национальную тематику, но и художником кино и одаренным мастером, воссоздавшим старинные казахские национальные костюмы. Из ее многочисленных исследований и зарисовок сохранились редкие, неповторимые образцы национального платья.

Эти и другие живописные и графические работы художницы можно увидеть на выставке в Музее искусств им. А. Кастеева, во время которой состоялась презентация иллюстрированного художественного альбома, посвященного творчеству Айши Галимбаевой. Ее работы имеют не только художественную, но и историко-этнографическую ценность. Художницу называли ведущим «модернизатором» и продолжателем истории и культуры. А еще – единственной женщиной-художницей, сумевшей отразить время во всей красочности национального костюма.

В предисловии к новому изданию Нурлан Смагулов с восторгом написал, что картины Айши Галимбаевой согревают душу, соз­дают приподнятое настроение: «В ее исполнении даже лица незнакомых людей или привычные ландшафты, простые чайники, яблоки и цветы, как ни странно, сразу становятся частью твоей жизни... Никто другой не мог, пожалуй, так написать танец, как это сделала она в картине «Той чабанов». Из красного, белого, желтого она создала настоящий вихрь, легко подхвативший фигурки девушек. Я не устаю любоваться этой картиной».

Творчество художницы много­гранно. Ее эскизы к кинофильмам и рисунки национальных костюмов равноценны «летописи времени». Художница дебютировала в кино в 1945-м в фильме режиссеров Григория Рошаля и Ефима Арона «Песни Абая». Во многом благодаря ее участию как тонкого знатока национального костюма и талантливого художника фильм стал значительным историческим произведением, в деталях отразив национальный быт, жизнь и культуру казахского народа XIX века. Она выполняла эскизы костюмов и для таких замечательных кинофильмов, как «Козы Корпеш – Баян Сулу», «Поэ­ма о любви», «Девушка-джигит», «Это было в Шугле», «Дочь степи». Консультировала при съемках фильма «Его время придет» о Чокане Валиханове. Создавала эскизы костюмов и для танцевальных постановок Казахконцерта и Казахской государственной филармонии.

«Растет любовь к рисованию. Хочу написать большое полотно о жизни своего народа, – писала сама художница. – И мне нравится, что растет потребность к тематическим картинам. Только пока не знаю, как и с чего начать. Нас не учили этому. Но я в поисках...». В 1958 году вышел в свет ее многолетний труд – альбом «Казахский народный костюм» с рисунками праздничных и повседневных кос­тюмов мужчин и женщин. Среди них костюм Фатимы – жены пос­леднего хана Бокеевской Орды Жангира, ювелирные украшения адайцев, головные уборы женщин разных возрастов с изумительными узорами и много других аксессуаров конца XIX – начала XX веков.

Но как ни увлекательна была работа в кино, как ни прекрасна народная одежда – этого художнице было мало. Ее увлекала живопись, ведь здесь можно было самой выбирать, что и как писать. Среди сохранившихся работ особенно хорош «Чабан» 1949 года: уверенные штрихи лица, рук – и возник убедительный характер. Каждая деталь передана с волнительным интересом. Удивительный талант колориста и способность к соз­данию ярких и выразительных образов, национальных по духу и методу художественного воплощения, особенно ярко проявились в искусстве станковой живописи. Свое видение бытия природы и человека художница отразила в таких прекрасных работах, как «Портрет народной мастерицы Б. Басеновой», «Вкусный чай», «Пиала кумыса», «Народные таланты», «Мы горды временем», «Песнь Казахстана», «Вышитый кимешек», «Мать-героиня».

Наряду с сюжетными и порт­ретными композициями художница увлекается национальным натюрмортом. Здесь она чувст­вует себя свободно, составляет бесконечное множество композиций из окружающих предметов. Это как бы выхваченные фрагменты из ее жизненной среды, естественно гармоничной и несущей особое ощущение красоты, покоя и вдохновения: «Дастархан», «Аяк кап», «Красный апорт».

Айше Галимбаевой удалось передать языком живописи уникальные особенности жизни своего народа. Несмотря на пережитые голод и войну, ее произ­ведения отличает неповторимый оптимизм. Неудивительно, что созданные красочные образы восхищают уже не одно поколение зрителей. Произведения мастера, как говорилось на презентации художественного альбома, яв­ляются классикой национального изобразительного искусства.

В 1939 году будущая художница поступила в Алматинское театрально-художественное училище, где училась у Абрама Черкасского и Леонида Леонтьева. В 1949-м окончила художественно-декоративное отделение ВГИКа в Москве и начала работать на Алматинской киностудии художественных и хроникальных фильмов. За высокие достижения в творческой деятельности Айша Галимбаева удостоилась орденов «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени. В 1972 году получила звание лауреата Государственной премии Казахской ССР им. Чокана Валиханова, в 2002-м – лауреата независимой общенациональной премии «Тарлан».

Популярное

Все
Крупнейший энергопроект региона
Сельскохозяйственная перепись стартует на sanaq.gov.kz
ИИ будет распознавать болезни и вредителей
Almaty Circus Festival собрал мастеров из 15 стран
Более 500 тыс. детей получат помощь
Сабантуй в Мамлютке
Новый Дом культуры для сельских талантов
Министр обороны проинспектировал Алматинский гарнизон
Изживая комплекс экономического захолустья
Модернизация электросетей
Там, где падают метеориты и пахнет соснами
Главный тренер
К настольному теннису растет интерес
Повысить качество воспитательной работы
Древний Жанкент: на пороге новых открытий
История, которую едва не стерли
Пока делал кеспе, узнал все про қазақша ет
Не зубрить!
Горячо!
Пока пел кобыз Коркыта...
Десять человек погибли за два дня на трассах Казахстана
Жезказган – Кызылорда: уложены первые километры асфальта
Сильные дожди накроют Казахстан
В Павлодарской области масштабно отметили 125-летие Исы Байзакова
В Туркестане построят восточную объездную дорогу
В Джакарте откроют showroom казахстанского экспорта
Втрое увеличилось количество центров поддержки семьи
Скрытый патруль против лихачей
О погоде в Казахстане на первые дни августа рассказали синоптики
Находившегося в международном розыске казахстанца задержали в Египте
Новый формат срочной военной службы SARBAZ+ запускают в Казахстане
Сносят ветхие и восстанавливают старые дома
Огромная очередь выстроилась в Берлине за Лабубу
Совместно с китайской корпорацией в РК запускают производство УЗИ-аппаратов
Армия вооружилась «цифрой»
Гранты на правовую и социальную помощь
«Он сам — музыка»: Димаш спел без оркестра и покорил зал акапелла
Молодежь «Жасыл Ел» собрала 18 мешков мусора в парке Астаны
Стартовала уборка озимой пшеницы
Бронзовое трио из Казахстана
В Караганде подорожает проезд в автобусе
Первого бесплатного юридического помощника на базе ИИ запустили в Казахстане
Лесной пожар бушует в пригороде Стамбула
Глава государства ознакомился с деятельностью первой очереди ТЭЦ-3 Астаны
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и законы Республики Казахстан          по вопросам введения его в действие
Назначен директор новой Службы КНБ
В Астане сгорел рынок «Big Шанхай»
На Зеленом базаре арендаторы в очередной раз устроили демарш
Асфальтобетонный завод строят в Сатпаеве
Завод по переработке природного урана запущен в Сузаке
Амангельды Нугманов: Защита прав человека – ключевой ориентир в работе полиции
Сенатор Амангельды Нугманов ознакомился с инициативами в сфере высшего образования в Актобе
Более полумиллиарда тенге выделили на ремонт столетней дороги в ВКО
Сильные дожди сменят жару в Казахстане
Сенаторы обсудили с военными Жетысу реализацию закона о территориальной обороне
​​​​​​​Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оптимизации уголовного законодательства Республики Казахстан
Сенатор Алибек Наутиев высказался о развитии рыбной промышленности в Атырауской области
Родители потратили благотворительную помощь на лечение сына: возбуждено дело
Сенатор Суиндик Алдашев обсудил развитие Мангистауской области с руководством региона
Сенатор Жанболат Жоргенбаев отметил важность системного подхода к развитию приграничных территорий

Читайте также

Чем известна легендарная казахстанская крепость Аккесене
Полвека назад начались крупномасштабные раскопки на городищ…
В зале Улуг Улуса в Национальном музее РК собрано множество…
Марат Тажин провел заседание нацкомиссии по реализации "Рух…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]