​Жил-был художник один...

8749
Раушан Шулембаева, Алматы

Айша Галимбаева (1917–2008) вошла в историю национальной культуры как первая казахская женщина, ставшая профессиональным художником. Она была не только талантливым живописцем, тонко и вдумчиво раскрывавшим национальную тематику, но и художником кино и одаренным мастером, воссоздавшим старинные казахские национальные костюмы. Из ее многочисленных исследований и зарисовок сохранились редкие, неповторимые образцы национального платья.

Эти и другие живописные и графические работы художницы можно увидеть на выставке в Музее искусств им. А. Кастеева, во время которой состоялась презентация иллюстрированного художественного альбома, посвященного творчеству Айши Галимбаевой. Ее работы имеют не только художественную, но и историко-этнографическую ценность. Художницу называли ведущим «модернизатором» и продолжателем истории и культуры. А еще – единственной женщиной-художницей, сумевшей отразить время во всей красочности национального костюма.

В предисловии к новому изданию Нурлан Смагулов с восторгом написал, что картины Айши Галимбаевой согревают душу, соз­дают приподнятое настроение: «В ее исполнении даже лица незнакомых людей или привычные ландшафты, простые чайники, яблоки и цветы, как ни странно, сразу становятся частью твоей жизни... Никто другой не мог, пожалуй, так написать танец, как это сделала она в картине «Той чабанов». Из красного, белого, желтого она создала настоящий вихрь, легко подхвативший фигурки девушек. Я не устаю любоваться этой картиной».

Творчество художницы много­гранно. Ее эскизы к кинофильмам и рисунки национальных костюмов равноценны «летописи времени». Художница дебютировала в кино в 1945-м в фильме режиссеров Григория Рошаля и Ефима Арона «Песни Абая». Во многом благодаря ее участию как тонкого знатока национального костюма и талантливого художника фильм стал значительным историческим произведением, в деталях отразив национальный быт, жизнь и культуру казахского народа XIX века. Она выполняла эскизы костюмов и для таких замечательных кинофильмов, как «Козы Корпеш – Баян Сулу», «Поэ­ма о любви», «Девушка-джигит», «Это было в Шугле», «Дочь степи». Консультировала при съемках фильма «Его время придет» о Чокане Валиханове. Создавала эскизы костюмов и для танцевальных постановок Казахконцерта и Казахской государственной филармонии.

«Растет любовь к рисованию. Хочу написать большое полотно о жизни своего народа, – писала сама художница. – И мне нравится, что растет потребность к тематическим картинам. Только пока не знаю, как и с чего начать. Нас не учили этому. Но я в поисках...». В 1958 году вышел в свет ее многолетний труд – альбом «Казахский народный костюм» с рисунками праздничных и повседневных кос­тюмов мужчин и женщин. Среди них костюм Фатимы – жены пос­леднего хана Бокеевской Орды Жангира, ювелирные украшения адайцев, головные уборы женщин разных возрастов с изумительными узорами и много других аксессуаров конца XIX – начала XX веков.

Но как ни увлекательна была работа в кино, как ни прекрасна народная одежда – этого художнице было мало. Ее увлекала живопись, ведь здесь можно было самой выбирать, что и как писать. Среди сохранившихся работ особенно хорош «Чабан» 1949 года: уверенные штрихи лица, рук – и возник убедительный характер. Каждая деталь передана с волнительным интересом. Удивительный талант колориста и способность к соз­данию ярких и выразительных образов, национальных по духу и методу художественного воплощения, особенно ярко проявились в искусстве станковой живописи. Свое видение бытия природы и человека художница отразила в таких прекрасных работах, как «Портрет народной мастерицы Б. Басеновой», «Вкусный чай», «Пиала кумыса», «Народные таланты», «Мы горды временем», «Песнь Казахстана», «Вышитый кимешек», «Мать-героиня».

Наряду с сюжетными и порт­ретными композициями художница увлекается национальным натюрмортом. Здесь она чувст­вует себя свободно, составляет бесконечное множество композиций из окружающих предметов. Это как бы выхваченные фрагменты из ее жизненной среды, естественно гармоничной и несущей особое ощущение красоты, покоя и вдохновения: «Дастархан», «Аяк кап», «Красный апорт».

Айше Галимбаевой удалось передать языком живописи уникальные особенности жизни своего народа. Несмотря на пережитые голод и войну, ее произ­ведения отличает неповторимый оптимизм. Неудивительно, что созданные красочные образы восхищают уже не одно поколение зрителей. Произведения мастера, как говорилось на презентации художественного альбома, яв­ляются классикой национального изобразительного искусства.

В 1939 году будущая художница поступила в Алматинское театрально-художественное училище, где училась у Абрама Черкасского и Леонида Леонтьева. В 1949-м окончила художественно-декоративное отделение ВГИКа в Москве и начала работать на Алматинской киностудии художественных и хроникальных фильмов. За высокие достижения в творческой деятельности Айша Галимбаева удостоилась орденов «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени. В 1972 году получила звание лауреата Государственной премии Казахской ССР им. Чокана Валиханова, в 2002-м – лауреата независимой общенациональной премии «Тарлан».

Популярное

Все
Теперь в планах Азиада и Олимпиада
От истоков к современности
В Almaty Gallery открылась фотовыставка «50⁄50. Прошлое и настоящее»
Международный форум поисковых отрядов стран СНГ прошел в Павлодаре
Весь ствол в затейливых узорах
Вся жизнь – пример служения Отечеству
Красиво жить не запретишь
Дело не только в инфраструктуре
Сакральный ландшафт
Сохранить для потомков
Сила местных трав
Мастер слова
Женское лицо войны
Началось строительство сталелитейного завода
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Из казармы в кампус
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Уверенный рост экономики Приаралья
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Политика здравого смысла
Нашумевший фильм «Ауру» обсуждают в Казнете
Пройдемся по индустриальной Караганде
Объявлена победительница «Мисс Вселенная 2025»
Гвардейцам вручили ещё 400 сертификатов в ВУЗы
Опасное погружение и обманутые судьбы: есть ли дорога назад?
Казахстанцев предупредили об изменениях в ПДД
И Полтава, и Коломак, и Червоний шлях
Новая услуга стала доступна в приложении «ЦОН»
В Шымкенте открыт молодежный хаб
Мы строим энергетику нового поколения, отвечающую вызовам времени
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
Все строго по правилам
Одну из улиц в Астане закроют на 2 недели
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
«Ход королевы»: Почему женщины из Казахстана успешнее в шахматах, чем мужчины?
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
Президент Финляндии провел лекцию в Maqsut Narikbayev University
По следам Великого шелкового пути: как провести отпуск в Узбекистане
Запущен завод по переработке мяса птицы
На 50 млн тенге оштрафованы предприниматели за необоснованные цены
Реформы Президента по развитию села работают на укрепление национальной идентичности – Спикер Сената
В основе успехов отечественных аграриев лежит самоотверженный труд и государственная поддержка

Читайте также

Чем известна легендарная казахстанская крепость Аккесене
Полвека назад начались крупномасштабные раскопки на городищ…
В зале Улуг Улуса в Национальном музее РК собрано множество…
Марат Тажин провел заседание нацкомиссии по реализации "Рух…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]