​Жил-был художник один...

5586
Раушан Шулембаева, Алматы

Айша Галимбаева (1917–2008) вошла в историю национальной культуры как первая казахская женщина, ставшая профессиональным художником. Она была не только талантливым живописцем, тонко и вдумчиво раскрывавшим национальную тематику, но и художником кино и одаренным мастером, воссоздавшим старинные казахские национальные костюмы. Из ее многочисленных исследований и зарисовок сохранились редкие, неповторимые образцы национального платья.

Эти и другие живописные и графические работы художницы можно увидеть на выставке в Музее искусств им. А. Кастеева, во время которой состоялась презентация иллюстрированного художественного альбома, посвященного творчеству Айши Галимбаевой. Ее работы имеют не только художественную, но и историко-этнографическую ценность. Художницу называли ведущим «модернизатором» и продолжателем истории и культуры. А еще – единственной женщиной-художницей, сумевшей отразить время во всей красочности национального костюма.

В предисловии к новому изданию Нурлан Смагулов с восторгом написал, что картины Айши Галимбаевой согревают душу, соз­дают приподнятое настроение: «В ее исполнении даже лица незнакомых людей или привычные ландшафты, простые чайники, яблоки и цветы, как ни странно, сразу становятся частью твоей жизни... Никто другой не мог, пожалуй, так написать танец, как это сделала она в картине «Той чабанов». Из красного, белого, желтого она создала настоящий вихрь, легко подхвативший фигурки девушек. Я не устаю любоваться этой картиной».

Творчество художницы много­гранно. Ее эскизы к кинофильмам и рисунки национальных костюмов равноценны «летописи времени». Художница дебютировала в кино в 1945-м в фильме режиссеров Григория Рошаля и Ефима Арона «Песни Абая». Во многом благодаря ее участию как тонкого знатока национального костюма и талантливого художника фильм стал значительным историческим произведением, в деталях отразив национальный быт, жизнь и культуру казахского народа XIX века. Она выполняла эскизы костюмов и для таких замечательных кинофильмов, как «Козы Корпеш – Баян Сулу», «Поэ­ма о любви», «Девушка-джигит», «Это было в Шугле», «Дочь степи». Консультировала при съемках фильма «Его время придет» о Чокане Валиханове. Создавала эскизы костюмов и для танцевальных постановок Казахконцерта и Казахской государственной филармонии.

«Растет любовь к рисованию. Хочу написать большое полотно о жизни своего народа, – писала сама художница. – И мне нравится, что растет потребность к тематическим картинам. Только пока не знаю, как и с чего начать. Нас не учили этому. Но я в поисках...». В 1958 году вышел в свет ее многолетний труд – альбом «Казахский народный костюм» с рисунками праздничных и повседневных кос­тюмов мужчин и женщин. Среди них костюм Фатимы – жены пос­леднего хана Бокеевской Орды Жангира, ювелирные украшения адайцев, головные уборы женщин разных возрастов с изумительными узорами и много других аксессуаров конца XIX – начала XX веков.

Но как ни увлекательна была работа в кино, как ни прекрасна народная одежда – этого художнице было мало. Ее увлекала живопись, ведь здесь можно было самой выбирать, что и как писать. Среди сохранившихся работ особенно хорош «Чабан» 1949 года: уверенные штрихи лица, рук – и возник убедительный характер. Каждая деталь передана с волнительным интересом. Удивительный талант колориста и способность к соз­данию ярких и выразительных образов, национальных по духу и методу художественного воплощения, особенно ярко проявились в искусстве станковой живописи. Свое видение бытия природы и человека художница отразила в таких прекрасных работах, как «Портрет народной мастерицы Б. Басеновой», «Вкусный чай», «Пиала кумыса», «Народные таланты», «Мы горды временем», «Песнь Казахстана», «Вышитый кимешек», «Мать-героиня».

Наряду с сюжетными и порт­ретными композициями художница увлекается национальным натюрмортом. Здесь она чувст­вует себя свободно, составляет бесконечное множество композиций из окружающих предметов. Это как бы выхваченные фрагменты из ее жизненной среды, естественно гармоничной и несущей особое ощущение красоты, покоя и вдохновения: «Дастархан», «Аяк кап», «Красный апорт».

Айше Галимбаевой удалось передать языком живописи уникальные особенности жизни своего народа. Несмотря на пережитые голод и войну, ее произ­ведения отличает неповторимый оптимизм. Неудивительно, что созданные красочные образы восхищают уже не одно поколение зрителей. Произведения мастера, как говорилось на презентации художественного альбома, яв­ляются классикой национального изобразительного искусства.

В 1939 году будущая художница поступила в Алматинское театрально-художественное училище, где училась у Абрама Черкасского и Леонида Леонтьева. В 1949-м окончила художественно-декоративное отделение ВГИКа в Москве и начала работать на Алматинской киностудии художественных и хроникальных фильмов. За высокие достижения в творческой деятельности Айша Галимбаева удостоилась орденов «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени. В 1972 году получила звание лауреата Государственной премии Казахской ССР им. Чокана Валиханова, в 2002-м – лауреата независимой общенациональной премии «Тарлан».

Популярное

Все
«Мир» Бекмамбетова
В столице прошел конкурс среди молодых семей на знание национальных традиций
Удобства… не предусмотрены?
В Алматы состоялся Республиканский конкурс дирижеров им. Нургисы Тлендиева
В театре «Астана Балет» идут последние приготовления к премьере национальной балетной сказки «От қыз»
Стрелять нельзя ловить
Сайга: регуляция необходима
«Ордабасы» в шаге от чемпионства
Каждому ребенку – полноценное обучение
Восьмая лицензия на Олимпиаду
Марафон в Алматы
Найти финансы для промышленности
Ждем полуфинальных встреч
Никогда не терять надежду
Мелодии Великой степи
Мошенник и паломники
Золотой заплыв
Едем за здоровьем!
В фокусе реформ
От «Оян, қазақ!» до «Тез өлмен!»
Уголь как драйвер, или Кто ставит нефти подножку?
Почему бизнес против повышения ставки НДС?
Земля и космос «Ульбы»
Все для счастливых пенсионеров
Не быть цыпленку табака?..
Закон и права знать обязаны
Siemens Energy планирует модернизировать электросети Казахстана
Об инвестиционном климате в Казахстане рассказали на форуме "Dushanbe Invest 2023"
Президент обсудил с компанией Bayer AG меры по упрощению ввоза лекарств в Казахстан
Токаев осудил санкционное противостояние и выступил за торговлю без ограничений и барьеров
Иметь или не иметь?
«Астана» внесла интригу
Федеральный канцлер Германии встретил Токаева в своем ведомстве
Касым-Жомарт Токаев принял главу компании Siemens AG
Первую медаль в легкой атлетике завоевал Казахстан на Азиаде
Имам грозный: прокуратура изучает инцидент с избиением ребенка в мечети
Независимое и справедливое правосудие
На сцене театра «Астана Опера» представят балет «Сильфида»
Три офицера Нацгвардии РК получили ранения на учениях в Жамбылской области
Новый мировой рекорд Криштиану Роналду
Мощным возбудителем роста опухолей оказался витамин С
Фильм "Міржақып. Оян, қазақ!" вышел в прокат
На юго-востоке Турции упал метеорит
В МЧС рассказали подробности пожара в банном комплексе в Алматы
Необходима энергетическая стабильность
Говори – и все получится!
Мать и двоих детей нашли убитыми в сгоревшем доме в Алматинской области
Новый взгляд на старые проблемы: как изменится казахстанская экономика?
Свое будущее блогер Иван Червинский связывает с Казахстаном
Хасангалиев бы гордился «соловьем» Никитой
Семь важных шагов развития здравоохранения страны
Путинцева вышла в финал турнира WTA в Осаке
Когда волк не помощник
Как мы будем пользоваться цифровым тенге
Казахстанские бизнесмены перенимают опыт Кремниевой долины
Установлен рекорд по самому длительному трудовому стажу в Казахстане
В Усть-Каменогорске начинается отопительный сезон
Военные Карабаха сдают вооружения и технику
Режим ЧС в селе Абайской области: сибирская язва у пациента не подтвердилась

Читайте также

Чем известна легендарная казахстанская крепость Аккесене
Полвека назад начались крупномасштабные раскопки на городищ…
В зале Улуг Улуса в Национальном музее РК собрано множество…
Марат Тажин провел заседание нацкомиссии по реализации "Рух…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]