Золотая кладовая Жетысу Статьи 25 сентября 2017 г. 9:36 4681 Асет Калымов, Алматинская область Городища долины семи рекВ статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Глава государства Нурсултан Назарбаев отметил, что особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – важнейшая черта патриотизма: «Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов».«Когда сегодня говорят о воздействии чуждых идеологических влияний, мы не должны забывать, что за ними стоят определенные ценности, определенные культурные символы других народов, – подчеркнуто в программном документе. – А им может противостоять только собственная национальная символика. Культурно-географический пояс святынь Казахстана – это и есть такая символическая защита и источник гордости, который незримо несет нас через века. Это один из элементов каркаса национальной идентичности, поэтому впервые за тысячелетнюю историю мы должны разработать и осуществить такой проект».По поручению Президента в республике началась масштабная краеведческая работа, повсеместно продолжают восстанавливаться памятники и другие культурные объекты, в регионах открылись офисы по реализации программы «Рухани жаңғыру». К примеру, в Алматинской области разработано 108 проектов, один из них посвящен вопросам сохранности музеев под открытым небом. С целью выполнения задач, поставленных Главой государства, составлен список сакральных мест, куда вошло более 100 объектов. Всего в области насчитывается без малого 2 500 историко-культурных памятников, большая часть которых представляет археологическую ценность.Жетысу – уникальнейший край, известный не только своим культурным и историческим разнообразием, но и множеством заповедников, курортных мест. Испокон веков регион привлекал представителей различных племен и народов мягким климатом, плодородными землями. Здесь имеется большой потенциал в плане развития культурного, а также экологического туризма. Ведь еще сотни лет назад Долина семи рек была известна арабам, китайцам, персам и византийцам. Об этом свидетельствуют археологические памятники, исторические документы.Так, в 2014 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО были включены сразу три объекта. Это городища Каялык, Карамерген и Талхиз.Развалины Каялыка были найдены на территории Саркандского района, в 190 км северо-восточнее Талдыкоргана. В источниках IX–XIII веков упоминается как столица карлукских ханов. Известный французский монах-путешественник Гийом де Рубрук писал, что в городе процветала торговля, в нем часто бывали иностранные купцы. Произведенные раскопки подтвердили эти сведения: здесь нашли китайскую керамику и фарфор, сирийское стекло, самаркандские и персидские изделия.В 2001 году археологи обнаружили баню-хаммам, руины буддийского храма, христианское поселение, мечети, комплекс мусульманских мавзолеев и ханаки (суфийскую обитель). Академик Карл Байпаков назвал Каялык настоящим Вавилоном на Шелковом пути, потому как более веротерпимого и интернационального города на территории древнего Казахстана не находили. Город, обнесенный крепостной стеной, считался важным политическим, торговым и религиозным центром. Имелся свой монетный двор, в котором чеканили серебряные и медные деньги.Другим крупным средневековым поселением земледельческой цивилизации в дельте реки Или ученые считают Карамерген, располагавшийся в южном Прибалхашье, в 200 км к северо-востоку от райцентра Баканас. Археологические находки свидетельствуют о том, что в Карамергене были развиты ткачество и металлургия, до сих пор хорошо сохранились остатки сырцовых поселений, ирригационная система.Еще один из объектов ЮНЕСКО – городище Талхиз – слыл крупным экономическим центром, в котором процветали кузнечное, гончарное, стекольное, ювелирное, косторезное и другие ремесла. Здесь изготавливали знаменитую булатную сталь, при раскопках были найдены бронзовые блюда, фарфор, монеты, изготовленные в разных городах. Книга неизвестного персоязычного автора «Худуд ал-Алем» («Границы мира»), изданная в X веке, повествует, что в Талхизе жили воинственные, смелые и доблестные люди. Сегодня руины средневекового памятника находятся около райцентра Талгара и охраняются государством.Бесценное наследие саковОсобое место в перечне сакральных объектов Казахстана занимают иссыкские курганы с захоронениями сакских царей. В далеком уже 1969 году здесь, в Енбекшиказахском районе Алматинской области, была обнаружена самая значительная археологическая находка республики – Золотой человек. Со временем он стал узнаваемым казахстанским брендом, одним из главных символов независимости. В 2011 году рядом с курганом открылся Государственный историко-культурный заповедник-музей «Иссык», построенный в рамках программы «Культурное наследие». Чуть позже в охранную зону музея площадью 423 га вошли 80 сакских курганов могильника Иссык, а также древние поселения Рахат и Орикты.Весной нынешнего года в этих местах была организована народная археологическая экспедиция, участие в которой приняли отечественные ученые, студенты, школьники, а также волонтеры из России, Украины, Италии, Венгрии. Она посвящалась памяти первооткрывателя Золотого человека, известного археолога Бекмуханбета Нурмуханбетова, могила которого находится в получасе езды от музея, вдоль автодороги Есик – Талгар. Много лет назад Бекен-ата нашел и вручную расчистил останки сакского царя, а потом поставил здесь юрту, охранял курган, проводил экскурсии.По словам директора музея «Иссык» Гульмиры Мухтаровой, открытие царского кургана положило начало углубленному изучению вопросов социального строя, культурно-экономических связей, идеологии и искусства номадов. В погребальной камере были найдены свыше 4 000 золотых предметов, железные меч и кинжал, бронзовое зеркало, глиняные, металлические и деревянные сосуды. Из этих предметов и была создана уникальная реконструкция одежды, получившая название «Золотой человек». Сокровища кургана, в том числе останки сакского воина, передают сакральный смысл мифологии древнего мира и вошли в государственную атрибутику нашей страны. Как рассказывал известный археолог, доктор исторических наук Кемаль Акишев, иссыкская находка стала открытием, имеющим огромное значение для всемирной истории. В частности, для казахстанской науки она представляет ценность, подобную той, которую имеют сокровища гробницы Тутанхамона для современного Египта. Объект представляет собой духовное богатство древних саков, примечательно, что теперь не только казахстанцы, но и туристы из-за рубежа могут прикоснуться к величайшему памятнику старины.В последние годы заповедник-музей «Иссык» значительно укрепил взаимодействие с научными организациями Южной Кореи и Китая. Так, в результате археологических исследований, проведенных совместно с зарубежными учеными, в городище Рахат были найдены артефакты разных периодов – от раннего железного века до средневековья. В частности, печь для обжига керамики, обнаруженная в одной из разведывательных ям, подтвердила теорию об искусственном происхождении здешних холмов.Раскопки, проведенные в районе поселения Орикты, ознаменовались находкой женского захоронения сакского периода, керамической посуды и золотых украшений. По мнению экспертов, грядущая передача городища Талхиз в ведение музея «Иссык» и планируемые масштабные археологические работы в Енбекшиказахском и Талгарском районах позволят создать здесь крупный центр культурного туризма. К иссыкским курганам, расположенным на одной из веток Великого шелкового пути, намечено проложить специальный паломнический маршрут, включающий также известные бартогайские курганы и место находки тургеньских петроглифов.По следам Огыз-каганаАлматинская область известна также как регион с самым большим числом сохранившихся петроглифов, датируемых периодами гуннов и древних тюрков, а также ранним и поздним средневековьем. Практически в каждом из 16 районов Жетысу есть своеобразные центры наскального искусства. Всего их насчитывается 50, но самым крупным считается Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник «Тамгалы», расположенный в 170 км на северо-запад от Алматы, близ села Карабастау. Объект включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, занимает громадную территорию размером 3 800 га. Здесь сосредоточено более 100 памятников: древних поселений, могильников, каменоломен и культовых сооружений, датируемых от эпохи бронзы до рубежа XIX–XX веков. Вместе они образуют археологический комплекс, который воплощает в себе историю племен, населявших Казахстан на протяжении трех тысячелетий. Самой яркой достопримечательностью заповедника является каньон в урочище Тамгалы, на скалах которого сохранилось около 3 000 петроглифов.Музей под открытым небом часто посещают туристы, ученые-исследователи, студенты, школьники из разных регионов страны. По словам специалистов, галерея наскальных картин – одна из самых значимых не только в регионе Центральной Азии, но и в мировом масштабе. Петроглифы выражают восприятие мира древним человеком и дошли до нас как послание через века. Кроме того, в ущелье, сохраняющем свою природную первозданность, обитают дикие животные и хищные птицы, встречаются редкие виды растений, занесенные в Красную книгу. Посетителей призывают соблюдать осторожность, предупреждая о возможном присутствии здесь ядовитых насекомых и змей.Комплекс «Тамгалы» был открыт в 1957 году археологической экспедицией Академии наук Казахской ССР под руководством известного ученого Анны Максимовой. Петроглифы обнаружили совершенно случайно, но значимость этого открытия была такова, что со временем это место признали одной из древнейших стоянок человека на территории Казахстана и внесли в список ЮНЕСКО.В 70-е годы прошлого века изучением наскальных гравюр, не имеющих аналогов в мире, занимались археологи Алексей Марьяшев, Зейнолла Самашев, Алан Медоев. Затем исследования продолжил историк Алексей Рогожинский, свой вклад внесли другие ученые, краеведы, волонтеры. Так постепенно накапливался материал, уточнялись датировки.– Этот величественный памятник истории изучают уже три поколения археологов, – отметил директор музея Абай Садуакасулы. – Но при этом он не становится менее загадочным и магическим. Согласно данным ученых, Тамгалы расположен на участке одного из узловых районов древних коммуникаций Центральной Азии, проходивших вдоль Северного Тянь-Шаня. Урочище выделяется обилием родников и плесов, богатых растительностью пастбищ и долин. Оно наполнено положительной аурой, это знали и древние люди. Не случайно именно здесь в старину совершались обряды, празднества, жертвоприношения, магические ритуалы поклонения духам и богам. О чем и рассказывают нам рисунки и письмена, выбитые камнями и острыми орудиями в скальном массиве.Научные сотрудники музея сообщили, что в комплексе представлены сразу 6 крупных хронологических пластов начиная с XIV века до нашей эры: средняя и поздняя бронза, периоды ранних номадов, эпохи господства саков, усуней, тюркских каганатов. Петроглифы несут определенную смысловую нагрузку и изобилуют разнообразными сюжетами. Так, подлинным шедевром наскального искусства считается панно с многофигурной композицией, образующей смысловой центр древнего святилища. На нем высечены антропоморфные шестиголовые существа с туловищем человека.Как считают историки, это, по всей видимости, изображения Огыз-кагана, обладавшего сверхъестественной силой, и его сыновей. Чуть ниже нанесены 12 танцующих воинов. Легенда гласит, что Огыз-каган разделил территорию своего каганата на 12 аймаков, следовательно, эти изображения олицетворяют аймаки.На рисунках Тамгалы встречаются также всадники, мужчины, вооруженные палицами, колесницы, запряженные быками. Преобладают сцены охоты на животных: оленей, архаров, кабанов. Есть целая серия редких и уникальных персонажей первобытной мифологии, рунических надписей, родовых знаков (таңба или тамга). Отсюда и название места (на казахском «Таңбалы»).– Несмотря на то что феномен петроглифов Тамгалы еще недостаточно изучен, в истории наскального искусства Жетысу они подобны яркой вспышке творческого гения, – считает экскурсовод Центрального государственного музея РК Бахыт Оразымбетова. – Уникальность культурного ландшафта заповедника выделяет его среди других памятников Центральной Азии и позволяет рассматривать как один из крупнейших культовых центров. Древнее святилище под открытым небом свидетельствует об исчезнувшей степной цивилизации и этим представляет выдающуюся ценность для мирового научного сообщества.Сохранить в первозданном видеВокруг ущелья Тамгалы найдены древние поселения людей, поэтому комплекс делился на культовую и жилую зоны, которые были изолированы друг от друга. В окрестностях множество старинных захоронений, погребальных каменных «ящиков», куда укладывали не только усопших, но и утварь, предметы быта. К концу 1990-х – началу 2000-х годов галерея наскальных рисунков приобрела широкую известность. Это привело к неконтролируемому потоку туристов, что стало реальной угрозой существованию объекта.По словам ученых, Тамгалы имел сакральное значение для людей древности, и этот живописный исторический памятник необходимо оставить в первозданном виде. Вместе с тем нельзя ограничивать доступ сюда для широкой публики. Ежегодно урочище посещают около 15 тыс. человек, большая часть которых иностранцы. Регулярно проводятся массовые экскурсии, созданы все условия для любознательных путешественников, желающих прикоснуться к прошлому.Несколько лет назад между Министерством культуры и спорта и акиматом Алматинской области был заключен меморандум, согласно которому обозначен ряд приоритетных направлений сотрудничества. Среди них – комплексное изучение музеев-заповедников «Тамгалы» и «Иссык», городищ Талхиз, Каялык, Карамерген, создание на их базе туристического кластера. В перспективе эти объекты должны стать международными центрами культурного туризма в Казахстане. На основе научных разработок и археологических исследований отечественных и зарубежных ученых планируется создание международного визит-центра «Тамгалы».Гордость за родную странуНет сомнений, что реализация задач, обозначенных в статье Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», внесет большой вклад в развитие культуры, пропаганду духовных и исторических ценностей, традиций и великого наследия предков. В этом направлении в Жетысу ведется целенаправленная работа. Помимо археологических памятников в список «Сакральная география Казахстана» внесены величественный Чарынский каньон, пик Хан Тенгри, архитектурно-художественный комплекс «Жаркентская мечеть», музей Чокана Валиханова в национальном природном парке Алтын-Эмель, а также места Аныракайской битвы и Орбулакского сражения.В программной статье Президент Нурсултан Назарбаев призывает каждого казахстанца гордиться своей страной, знать и бережно хранить ее богатую историю. «На протяжении столетий наши предки защищали конкретные места и районы, сохранив для нас миллионы квадратных километров благодатной земли. Они сохранили будущее», – подчеркнул Елбасы.В горах близ озера Жаланашколь, что в Алакольском районе Алматинской области, есть историческое место под названием Тоқта (Стой). Именно здесь, согласно легенде, великий Кабанбай-батыр, гнавший остатки полчищ джунгар, остановил свое войско окриком «Тоқта!». Тем самым была поставлена победная точка в кровопролитном Аныракайском сражении 1730 года. В этой битве представители трех казахских жузов, объединившись, одержали самую крупную победу над врагом в истории освободительных войн. Решающий бой стал высшей точкой подъема народного духа и началом заката Джунгарского ханства.Еще одним примером военного мастерства, а также героизма казахского народа стала Орбулакская битва 1643 года. Как известно, в урочище Белжайлау нынешнего Панфиловского района Алматинской области малочисленный отряд из 600 воинов хана Жангира остановил продвижение 50-тысячной армии джунгарских захватчиков. Устроив засаду в ущелье реки Орбулак, казахские сарбазы впервые массово применили фитильные ружья, избрали тактику внезапных и быстрых атак с флангов и с тыла. Джунгары, не ожидавшие такого хода событий, не смогли оказать сопротивления. Понеся большие потери в первые же часы боя, они были вынуждены отступить под натиском подоспевшего на подмогу Жангиру 20-тысячного войска Жалантос-батыра.Планы джунгар по захвату Семиречья оказались сорванными. Мировая история знает лишь один аналог подобного сражения, когда 300 спартанских воинов под предводительством царя Леонида в битве у Фермопил несколько суток удерживали персидское войско численностью 20 тыс. человек.Нынешним летом представители акимата Алматинской области устроили инфотур в Панфиловский район. На месте исторического сражения молодежные активисты установили памятный камень с надписью на трех языках, гласящей: «От потомков – доблестным казахским сарбазам, победившим джунгар в бою за свободу и независимость родной земли!» Монумент весит около полутонны, на нем есть специальный QR-код для туристов.Как отметил известный писатель Бексултан Нуржекеев, война против джунгарского нашествия занимает особое место в истории казахского народа. Она продолжалась более 200 лет с переменным успехом и стала серьезным испытанием для зарождающейся государственности казахов.– Мы в неоплатном долгу перед бесстрашными батырами, защитившими наши необъятные степи и величественные горы! – резюмировал писатель. – Молодежь должна чтить традиции, изучать историю страны и отдавать дань уважения славным подвигам предков.В планах местных властей – создание музея под открытым небом в урочище Белжайлау. По словам руководителя областного управления внутренней политики Рустама Алпысбаева, необходимо передавать из поколения в поколение духовное наследие народа. Ведь не зря говорят, что, не зная прошлого, невозможно понять смысл настоящего и цели будущего.Тайны Коринского ущельяПримечательно, что в рамках программы «Туған жер», инициированной Президентом страны, отечественные меценаты начинают оказывать поддержку малой родине. К примеру, предприниматели из Енбекшиказахского района на собственные средства провели реконструкцию парка в поселке Ащыбулак, построили футбольный корт, детские игровые площадки, высадили свыше 100 молодых деревьев и кустарников. Отрадно, что бизнесмены проявляют неравнодушие к проблемам земляков, желают улучшить их быт и таким образом вносят посильный вклад в процветание аула. Это яркий пример особого отношения к родному краю и любви к тем, кто здесь проживает.Между тем наибольшую активность в акциях программы «Рухани жаңғыру» проявляют представители подрастающего поколения. Нынешним летом молодежные активисты Жетысу организовали ряд мероприятий по популяризации туристических зон, в том числе обустройство лагеря и летней школы блогеров на побережье озера Алаколь.Море ярких впечатлений оставил у студентов, журналистов и блогеров инфотур в живописное Коринское ущелье, расположенное близ Текели. Здесь находится Бурхан Булак – самый большой водопад Центральной Азии высотой 168 м. Прозрачные струи воды стекают мощным потоком на огромные камни, пропитывая мелкими брызгами высокие ели. Природный шедевр поражает своей красотой, каждое лето привлекая туристов.Участник тура журналист и блогер Максим Рожин считает, что молодежь должна изучать сакральную карту нашей необъятной страны, причем воочию, посещая такие заповедные места, как Коринское ущелье. Это способствует пополнению знаний об истории и природе родного края, а также развитию внутреннего туризма.У самого входа в ущелье, в километре от водопада Бурхан Булак, находится огромный камень Аулие-тас с изображением Будды и древними руническими надписями. Это еще одна местная достопримечательность, которая уже многие десятилетия привлекает внимание ученых. Дело в том, что по ночам над камнем возникает загадочное сияние, несущее, по словам местных жителей, духовное исцеление. По крайней мере те, кто видел таинственный свет, вскоре приходили к глубокой и истинной вере в Бога.Не случайно это место считается одним из самых мистических в Алматинской области и тоже вошло в перечень сакральных географических объектов Казахстана. О происхождении «святого камня» в народе ходит много легенд. Одна из них гласит, что раньше здесь было джайляу, богатое своим разнотравьем. В один из летних дней возле белоснежной юрты играла маленькая девочка. Ее родители пасли неподалеку скот. Идиллию дополняла ясная безоблачная погода. Внезапно произошло нечто сверхъестественное. Задрожала земля, поднялся сильный ветер, а с горных вершин посыпались вниз огромные камни. На мгновение пастухи замерли, глядя, как прямо на их жилище катится невероятных размеров валун. Казалось, беда неотвратима, однако в самый последний момент камень остановился как вкопанный перед испуганной девочкой. Подоспевшие родители были поражены увиденным. Посчитав, что это знак Всевышнего, местные жители прозвали камень Аулие-тас.С 2007 года в Коринском ущелье действует экокемпинговая площадка «Таубулак», созданная Талдыкорганским обществом немцев «Видергебурт». Каждое лето в лагере отдыхают сотни детей из разных регионов республики, а также стран ближнего зарубежья. Ребята совершают пешие экскурсии в горы, обучаются навыкам туризма, краеведения, экологии.Как рассказывает председатель общества «Видергебурт» Владимир Молодцов, в лагере царит атмосфера добра и взаимопонимания. Меняется мировоззрение детей: они становятся добрее, чувствуют гармонию окружающей среды, бережно относятся к природе родного края. Таким образом уже 10 лет подряд немецкий этнокультурный центр развивает экологический туризм, а также вносит весомый вклад в воспитание патриотизма у школьников.
23 апреля 2025 г. 16:00 Загадочная кукла с казахской душой: как артисты «Астана Опера» очаровали Санкт-Петербург
8 апреля 2025 г. 15:17 Улицы в честь ветеранов Великой Отечественной войны планируют назвать в Шымкенте
12 апреля 2025 г. 1:28 Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана