Космос кочевникаВникните в состояние человека, обладающего совершенным миром, и вы увидите, что этот мир проникает до самой глубины его души, покрывая собою все и составляя основу его жизни. Именно такие золотые крупицы духовного опыта собрал в своей книге "Мифы древнего Казахстана", ставшей бестселлером, заслуженный деятель культуры РК, лауреат международной литературной премии "Алаш", известный писатель Орынбай Жанайдаров.
Знакомя читателей со звездными пристрастиями далеких предков, Орынбай Куленович пишет о том, что степь ими воспринималась, как чудо природы и фундамент, на котором стоит гармоничное и необъяснимое математически точное небо. "Космизм мышления, – считает писатель, – широта мировоззрения, открытость и доброта души кочевника-казаха обусловлены его образом жизни в степи, постоянными передвижениями в пространстве и во времени. В сознании кочевника Небо и сама Земля – Степь – равны между собой!"
Звездное небо завораживало древних тюрков. А названия созвездиям они давали, исходя из окружающей их повседневности. Так, Млечный Путь они называли Кус Жолы – дорога перелетных птиц, что со временем трансформировалось в Кош Жолы – дорога кочевий. Кстати, Млечный Путь переименовывали не только прародители казахов. Шумеры и вавилоняне называли его Золотой шнур. Позднее для монголов он превратился в Небесный шов. Для хакасов стал – Ак Жибек – белой шелковой нитью, для якутов – Небесным Канатом.
В казахских мифах и сказках созвездие Большой Медведицы называют Жети Каракши – Семь Разбойников, или Аспан Кайыгы – Небесная ладья.
– Причем привязаны эти Семь Разбойников со своими конями, – рассказывает мифолог, – к Полярной звезде, которую казахи называют Темир Казык – Железный Кол, вокруг которого вращаются все остальные звезды и созвездия. Каждый крупный небесный объект имеет казахский аналог. Это не только Темир Казык и Аспан Кайыгы, но и Уркер – Плеяды, Арай – Марс, Шолпан – Венера, Босага – Близнецы, Уш Архар Таразы – Орион, Камбар – Лев, Каракурт – Кассиопея, Сумбуле – Сириус, – поясняет О. Жанайдаров.
На звездной карте неба также "отпечатались" и предпочтения кочевников, связанные с животноводством и охотой. На небе они "поселили" не только Зайца, Льва, Волка, Лебедя, Коня, Гончих Псов, Овена – Барана, Тельца – Быка – Огуза, но и Стрельца – Мергена – Кентавра, всадника, скачущего на коне и стреляющего из лука, а также крылатого коня Пегаса – Тулпара.
Интересны не только названия созвездий, но и те "подсказки", которые стали импульсом к созданию мифов. С некоторыми из них, опубликованными в книге "Мифы древнего Казахстана", и хочется познакомить наших читателей.
Луна и СолнцеВ высоком небе среди великого множества звезд создал бог Тенгри два больших светила, два божества – Солнце (Кун) и Луну (Ай). Скифский народ массагеты признавали Солнце за божество, быстро движущееся по небу, кочующее с востока на запад, и сравнивали его с конем, самым быстрым на свете животным.
Утром Солнце появляется над горизонтом, рождается, поднимается вверх, светит все ярче, становится все жарче, дарит свет и тепло всем живым существам. Постояв в высшей точке, в зените, минует полдень и медленно клонится к закату. Вечером огромное красное светило долго стоит над землей, не желая умирать, и все же уходит в царство могучего демона Эр-клика, в царство мертвых. Там оно отдыхает, набираясь сил, и вновь возрождается на востоке, чтобы осветить своим ярким светом мир, чтобы сделать многокрасочным день.
Каждый вечер, когда Солнце покидает землю, в ночном небе появляется красавица Луна, ярко горит она среди звезд. Если Солнце – это борец за свет и тепло, то Луна – хранительница людских тайн, символ любви и красоты. Нет такого поэта, который не воспевал бы Луну в своих стихах!
Во многих сказках Солнце и Луна предстают навечно влюбленными друг в друга Женихом и Невестой, которым никогда не суждено быть вместе. Стоит на небе появиться Солнцу, как Луна тут же бледнеет и исчезает. Солнце и Луна – символы наших несбыточных мечтаний, символы вечного движения, вечной жизни.
УркерУркер в переводе с казахского значит "пугливая". В очень давние времена на земле не существовало зимы. Поскольку было тепло, для скота не строили загонов. Днем скотина паслась на свежем воздухе, а ночью собиралась в лощинах и оврагах. Животным было вольготно. И вдруг все переменилось.
Маленькие звездочки, составляющие созвездие Уркер, спали на земле. Было их двенадцать. Животные решили их убить. Кто-то сказал им, что если они это сделают, зима никогда не настанет. И вот сбежались животные, чтобы затоптать все звездочки. Сначала лошадь наступила на четыре звезды, а верблюд наступил на две другие. Шесть звездочек достались корове. Она наступила на них, но поскольку у нее раздвоенное копыто, звездочки Уркер выскользнули и улетели на небо. С тех пор на земле шесть холодных месяцев и столько же теплых, так как шесть других звездочек созвездия Уркер остались на земле.
Животные обиделись на корову, стали обвинять ее в том, что она упустила свои звездочки. И тогда корова ответила: "Сколько можно изнывать от жары! Разве плохо зимой ходить и скрипеть по снегу?» Поэтому корова и не боится зимних холодов.
Я привела только два мифа, интерпретированных Орынбаем Жанайдаровым, но прочитав даже эти, хочется поближе познакомиться со всем "звездным" циклом. Причем чтение это вполне может стать семейным. Оно интересно пытливым умам независимо от возраста. Мистицизм и реализм, гротеск и глубокая серьезность. Этот союз создает особенную атмосферу и способен подвигнуть к непраздным размышлениям.
К таким, например, на которые наводит чтение монографии доктора философских наук Муханмадияра Орынбекова "Генезис религиозности в Казахстане". По его мнению, духовное становление жителей Великой степи корнями уходит в самые древние верования – культы Тенгри, Жер-Су, Ума.
"Обожествление Неба – Тенгри оказало решающее влияние на формирование менталитета и основ существования кочевников, – пишет он. – Именно в это время были заложены пласты коллективного бессознательного, древняя часть психики человека, представляющей основу коллективного мышления с его образами и мифологическими темами".
А что касается замирания сердца перед звездным небом, то не могу не обратиться вновь к причудам дня сегодняшнего.
Фата-моргана?
На минувшей неделе научное сообщество и уфологи были взбудоражены появлением в небе двух загадочных объектов. Один из них указывал на существование внеземных цивилизаций, а явление второго говорило об угрозе всему человечеству.
Тысячи жителей китайского города Фошань из провинции Гуандун стали очевидцами природного феномена. В небе среди облаков внезапно возникли очертания гигантского города с небоскребами. По словам очевидцев, небесный мегаполис был виден в течение нескольких минут. Затем он бесследно растворился. Кадры необычного явления уже появились в Интернете и набирают бешеную популярность среди сторонников теории контакта с внеземными цивилизациями. А всего через несколько дней подобное явление уже могли наблюдать жители китайской провинции Цзянси. Ученые и эксперты высказывают разные версии, включая фантастические.
Большинство из них считают, что жители города Фошань наблюдали очень редкий вид миража, известный как фата-моргана. Это сложное оптическое явление, которое возникает, когда в атмосфере образуется несколько чередующихся слоев воздуха различной плотности, которые называются "температурная инверсия". Она способна давать зеркальные отражения. Таким образом, жители китайской провинции, вероятно, наблюдали небесное отражение реально существующих земных строений – например, городской ландшафт Пекина или какого-нибудь другого мегаполиса.
Но точка в этом споре еще не поставлена. Не будем ставить ее и мы…