В РГКП «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Бозок» подведены первые промежуточные итоги археологических раскопок на известном археолого-архитектурном памятнике «Бытыгай».
Немного историиХотя у памятника есть и другие названия – Ботагай, Татагай – современные археологи называют его Бытыгай, подчеркивая, что он так и будет упоминаться теперь во всех источниках.
Мавзолей «Бытыгай» находится в Коргалжынском районе Акмолинской области, в 120 км западнее Нур-Султана и в 2 км восточнее села Коргалжын. Памятник историко-культурного наследия представляет собой четырехугольное строение с куполом 10,67 х 8,53 м из жженого кирпича. Судя по чертежам и описаниям путешественников, «Бытыгай» – один из выдающихся шедевров архитектурно-строительного искусства Казахстана эпохи средневековья. Вокруг мавзолея обнаружены следы мастерских, остатки кирпичеобжигательной печи.
Впервые название этого города нанесено на российскую карту в 1694 году. Начертили ее прибывшие к хану Тауке послы из России Федор Скибин и Матвей Трошин. Карта состояла из 20 листов и называется «Казачья орда». Отмечено, что между озером Коргалжын и ставкой хана раскинулся на берегу Нуры город под названием Бытыгай, где сходилось множество караванных дорог Великого шелкового пути.
О Бытыгае существует легенда, записанная летом 1974 года участниками археологической экспедиции Академии наук КазССР под руководством Алькея Маргулана со слов коренного жителя села Коргалжын Ермека Нурпеисова:
…В давние времена жил искусный мастер-строитель Бытыгай. Он был беден и кормился благодаря своему ремеслу. А еще обладал невероятной физической силой. Один хан (предполагается, хан Тауке) решил построить себе при жизни мавзолей и поручил сделать это Бытыгаю. Тот сразу приступил к строительству и вскоре создал искусно разукрашенный мавзолей. Мазар был настолько огромен, что тень от него доходила до реки, протекающей в километре от строения.
Хану пришлось по душе умение мастера. После строительства мавзолея Бытыгай стал строить мост через реку, который до сих пор известен как брод Бытыгая (Бытығай өткелі). При строительстве моста мастер погиб от обрушившейся на него балки. Хан загоревал и решил похоронить мастера в его творении – мавзолее. С тех пор и мавзолей, и местность вокруг него носит имя Бытыгая.
А теперь как город Бытыгай (Татагай) упоминается Петром Рычковым, который, находясь здесь в 1762 году, принял развалины некрополя за остатки города, а начавшийся разрушаться мавзолей – за мечеть.
«Татагай, развалины великого города в Киргизо-Кайсацкой Средней Орде на реке Нуре, впадающей в озеро Коргалжин от устья одной реки верст в тридцати. По признакам был сей город расположен в верстах на десять, и еще видны тут четырехугольные палаты, наподобие замка, так велики, что в округе сажень на 300…Тут же одна мечеть и весьма много развалившегося каменного строения. Киргизы сказывают, что тут в старину жили ногайцы», – говорится в записях путешественника.
Начиная с ХIХ века Бытыгай неоднократно привлекал внимание других исследователей и путешественников, изучавших степные районы Казахстана, в том числе экспедиции Георгия Генса в 1815 году. Первое краткое описание мавзолея было дано экспедицией Ивана Шангина в 1816-м. Бытыгай исследован был и путешественником Алексеем Шахматовым в 1831 году. Данный памятник истории и культуры упоминается в трудах Чокана Валиханова, С. Броневского, Н. Красовского, А. Левшина (1832) и И. Кастанье (1910). До советского периода в археологии считалось ошибочным мнение о том, что Бытыгай был городом.
В 1949 и в 1974 годах мавзолей был обследован Центрально-Казахстанской археологической экспедицией АН КазССР под руководством Алькея Маргулана, который локализовал город Татагай (Бытыгай) на месте одного из крупных холмов левого берега реки Нуры, отождествив его с городом Ахсикстан, обозначенным на Каталонской карте 1375 года в низовьях реки Нуры. Это значит, что вышеназванные путешественники и исследователи не ошибались, называя найденное поселение городом.
В 2006 году памятник был обследован отделом Свода научно-исследовательского и проектного филиала РГП «Казреставрация». Результатом последних экспедиций стала реконструкция и придание памятнику первоначального вида. Мавзолей был восстановлен по чертежам упомянутого Алексея Шахматова.
Новая экспедицияРаскопки у мавзолея стали возможными после того, как Министерство культуры и спорта стало инициатором участия музеев-заповедников в программно-целевом финансировании по научным, научно-техническим программам. Основным направлением работ является исследование объектов историко-культурного наследия. Проекты рассчитаны на три года.
Государственный историко-культурный музей-заповедник «Бозок» в рамках реализации проекта «Создание Национального парка под открытым небом на основе археологических раскопок древнего городища Бозок» принял участие в конкурсе по бюджетной программе «Прикладные научные исследования», проводимом Комитетом культуры МКС РК. Тема исследования известного археолого-архитектурного памятника Бытыгай – «Традиционные типы жилой архитектуры Тенгиз-Коргалжынской впадины средневекового времени: истоки и особенности эволюции».
Музей-заповедник «Бозок» получил аккредитацию на право проведения научных исследований. Таким образом, идея создания единого сакрального пояса вокруг столицы, объединение всех историко-культурных памятников в культурно-туристический комплекс, предложенная министром культуры и спорта Актоты Раимкуловой музею-заповеднику «Бозок», находящемуся в черте города в Есильском районе, получила свое продолжение и развитие на археологическом памятнике Бытыгае.
Глава государства Касым-Жомарт Токаев в программной статье «Независимость превыше всего» подчеркнул: «Плоды таких фундаментальных изысканий должны изучаться и использоваться не только узкими специалистами. Необходимо сделать эти уникальные знания понятными и доступными широкой аудитории».
– На это и нацелены все проекты, инициированные Министерством культуры и спорта по обследованию объектов историко-культурного наследия. И один из них – проект по Бытыгаю, в исследовании которого принимают участие археологи, этнологи, краеведы, культурологи и волонтеры, – говорит директор музея-заповедника «Бозок» Сауле Бурбаева. – В туристской привлекательности этих объектов сомневаться не приходится.
На археологическом памятнике «Бытыгай» первоначально были проведены исследования с применением геодезических и дистанционных инструментальных методов, снят топографический план местности, позволивший определить место проведения раскопок.
Археологические работы на территории средневекового городища Бытыгай были начаты в июле текущего года. Раскопки проводятся под руководством ведущего сотрудника филиала Института археологии им. Алькея Маргулана, доктора PhD Сергазы Сакенова с участием известного казахстанского археолога Марата Сембина, который был в составе археологической экспедиции 1974 года.
Большую помощь экспедиции в организации полевых работ, в решении бытовых проблем и подборе кадров волонтеров оказал акимат Коргалжынского района. Волонтеры из числа местной молодежи в течение почти двух месяцев сочетали приятное с полезным – познавали историю своего края и немного заработали. За свой труд все они получили благодарственные письма от руководства музея-заповедника «Бозок».
Находки обнадеживают– Был проведен большой объем работ по раскопке кургана вблизи мавзолея, и мы теперь находимся в средневековом промышленном квартале, который, по предварительным данным, датируется XIV–XV веками, – рассказывает руководитель экспедиции Сергазы Сакенов. – Раскопанная площадка является частью производственного квартала предполагаемого городища Бытыгай. Как видите, очень хорошо сохранилась кладка из кирпича, ступеньки, наблюдается четкий прямоугольный план, который показывает, что производственный центр был построен по чертежам.
Артефакты свидетельствуют, что при строительстве центра использовано несколько типов и форм кирпичей. Найдены и собраны кирпичи следующих стандартов: 20 × 10 × 5 см, 12 × 12 × 4 см, 25 × 25 × 5 см. Также обнаружены целые кирпичи и обломки терракотовых, оформленных преимущественно растительным орнаментом, некоторые образцы покрыты глазурью.
За пределами южной стены на глубине 0,75 м обращают на себя внимание останки человека, лежащего в скорченном положении, ориентированного головой на запад.
– Традиция захоронения останков человека возле производственных центров была широко распространена в средние века. Антропологический материал позволит нам определить абсолютную датировку объекта, основываясь на стратиграфии и естественно-научных методах (радиоуглеродный анализ), – отметил Сергазы Сакенов.
Второй раскоп предназначался для изучения территории вокруг производственного центра. На поверхности земли была видна кладка сооружения, площадь которого полностью выложена в один ряд обожженными кирпичами.
Руководитель экспедиции утверждает, что впервые на территории средневекового городища Бытыгай полностью исследован производственный центр.
– Археологические данные показали, что здесь в средние века осуществлялся полный технологический цикл, который проходил в определенной последовательности: разработка месторождения сырья (ганча), предварительная обработка сырья с использованием каменных жерновов, гашение сырья в специальной емкости, плавка в специальной печи для получения глазури, обжиг кирпичей в печи. Наличие бракованных предметов и шлаков свидетельствует не только о полном производственном цикле, но и о длительном его существовании. Находки резной терракоты, кирпичи, покрытые глазурью, говорят о существовании целого поколения умельцев, живших в средневековую эпоху и являвшихся мастерами средневекового зодчества. Согласно стратиграфии и декору кирпичей, исследованные объекты датируются XIV–XV веками, – резюмировал ученый.
Человек использовал кирпич как строительный материал на протяжении тысячелетий. Древние люди создавали кирпичи из глины и соломы, высушивали их на солнце (прототипы современного самана), пока не придумали технологию обжигания в печи, чем значительно облегчили свой труд.
Древним римлянам удалось передать и распространить искусство производства кирпича многим странам Европы. После падения Римской империи изготовление кирпича в XI–XII веках стало распространяться по всем европейским регионам и Византийской империи, откуда этот процесс дошел до России, а затем благодаря Шелковому пути и до цивилизаций Великой степи.
Во время раскопок впервые в этом регионе удалось найти in situ – закрытый сосуд со сливом, заполненный маслянистой жидкостью. В будущем его биохимический анализ даст ответы на многие вопросы о жизнедеятельности населения городища Бытыгай.
Топографический анализ местности показал наличие на территории средневекового городища Бытыгай и других археологических объектов. На поверхности земли отчетливо видны следы колодцев, остатки длинных крепостных стен, выложенных из обожженного кирпича.
Средневековый город ремесленников состоял из производственных кварталов, а наличие колодцев, расположенных строго последовательно, свидетельствует о развитой гидросистеме, снабжавшей население чистой водой. В дальнейшем возле городища сформировался крупный некрополь. Благодаря археологической разведке зафиксировано несколько десятков караван-сараев, которые входили в общую городскую округу.
Остатки производственных центров и предметов средневекового зодчества говорят о существовании в Тенгиз-Коргалжынском регионе некогда процветающего города. Все строительные процедуры древним населением Бытыгая выполнены по определенному и установленному стандарту, что свидетельствует о наличии архитектурного плана. Это говорит и о роли, которую играл город в средневековой жизни Сарыарки. По данным археологии, в XIV–XV веках Бытыгай был политическим, экономическим и производственным центром.
По словам Сергазы Сакенова, в средние века в Нура-Ишимском междуречье было несколько городищ.
– Крупнейшие из них Бозок и Бытыгай. Их связывали караванные пути. Сюда караваны приходили с юга, а потом через Бозок уходили в центральные и северные районы России. Раскопки помогут нам выяснить, как развивалась городская культура в Нура-Ишимском междуречье, – говорит он.
– Рискну предположить, что этот комплекс времен начала Казахского ханства, – говорит ветеран археологии Марат Сембин. – Анализ артефактов, надеюсь, это подтвердит примерно через полгода. Хочу уверенно заявить, что в селе Коргалжын теперь нужен районный музей. Артефактов и экспонатов для музея предостаточно. У местного краеведа Амангельды Аужанулы также скопилось много этнографического материала. Насколько мне известно, здание есть, это старая школа.
Продолжение археологических и междисциплинарных исследований на территории памятника позволит накопить новые данные и обосновать концепцию о возникновении и развитии городской культуры в Сарыарке.
Как сказал Сергазы Сакенов, раскопки в Бытыгае будут продолжены на следующий год. Ученые должны доказать, что этот проект уникален и требует дальнейшей государственной поддержки.
Руководитель управления историко-культурного наследия Комитета культуры МКС Жанат Сеидалиева сообщила, что результаты археологических раскопок должны пройти анализ, экспертизу, войти затем в научный оборот и, как результат исследовательской деятельности, были приняты высшей научно-технической комиссией, председателем которой является Премьер-министр, для рассмотрения вопроса дальнейшего финансирования проекта, рассчитанного на три года.
Несомненно, что археологические раскопки городища Бытыгай имеют конкретные результаты, которые могут открыть новые страницы в истории развития Степной цивилизации в целом и городской культуры в Нура-Ишимском регионе в частности.