
С «Лейкой» и блокнотом, а то и с пулеметом
Немало казахстанских журналистов в годы Великой Отечественной войны ушло на фронт. Кто-то строчил из пулемета, поднимал в атаку взвод, другие выпускали дивизионные и фронтовые газеты. Это были работники идеологического фронта, и на полях сражений они тоже шли в первых рядах.
К концу войны разовый тираж газет в Советской армии превышал 3 млн экземпляров, добавьте к этому огромное количество боевых листков, которые выпускали в батальонах и ротах. Ведь печатное слово в условиях войны было мощным средством повышения боевого духа солдат.
Согласно данным профессора КазНУ Сагымбая Козыбаева, автора книги «Опаленная войной» («Казахская фронтовая печать»), весной 1944 года из 4 с половиной тысячи военных журналистов более 200 были из Средней Азии и Казахстана, из них более 70 – казахстанцы. На тюркских языках печаталось 26 фронтовых, 3 окружные и 13 дивизионных газет, из них 16 изданий на казахском языке. Газеты на фронте на языках разных народов начиная с 1943 года выходили 2 раза в неделю на 4 полосах тиражом от 5 до 8 тыс. экземпляров. Всего в годы войны свет увидело 110 фронтовых газет на языках народов большой страны.
К сожалению, не многие экземпляры печатных изданий тех лет дошли до наших дней. Большинство фронтовых газет сопровождалось инструкцией: «Прочитай и сожги!», поскольку сведения, содержавшиеся в них, могли быть использованы вражеской разведкой. Тем не менее бойцы, прочитав газету, не спешили ее сжигать, а пускали ее на самокрутки.
Как свидетельствует Сагымбай Козыбаев, фронтовые газеты на казахском языке начали издаваться с ноября 1942 года. По данным Главного политического управления РККА, к концу 1942-го и в 1943 году на фронтах Великой Отечественной войны и в Среднеазиатском военном округе на языках народов республик Средней Азии и Казахстана выходило 42 газеты и 7 журналов. На казахском языке издавалось 20 фронтовых, армейских и дивизионных газет, сотни боевых листков.
С созданием национальных воинских формирований и соединений, считает профессор, появилась необходимость в организации боевой и политической подготовки воинов на их родном языке, с учетом национальных традиций и психологии. Поэтому уже со второй половины 1942 года на всех фронтах стали выпускаться различного типа военные газеты на разных языках. Так, на Западном фронте выходила «Красноармейская правда» – «Қызыл әскер ақиқаты», на Брянском фронте – «На разгром врага» – «Жауды жоюға», на Калининском фронте – «Вперед на врага» – «Жауға қарсы аттан», на Волховском фронте – «Фронтовая правда» – «Майдан ақиқаты», в 8-й гвардейской дивизии имени генерал-майора Ивана Панфилова – «За Родину» – «Отан үшiн».
Если вспомнить, Бауыржан Момышулы в своем «Дневнике командира» писал: «Совершенно недопустимо, чтобы душа солдата паслась на подножном корму. Я считаю преступлением, когда для бойцов-казахов на фронте не создаются условия для получения самого элементарного, скудного пайка из арсенала родного языка, родной литературы, родной музыки». И добавлял: «Я на собственном опыте убедился, что в воспитании у солдата боевых качеств бойца колоссальное значение играют военное прошлое народов и национальные традиции. Все хорошие традиции в историческом прошлом казахского народа должны восторжествовать в настоящее время. И золотая казна народной мудрости должна стать достоянием, обогатить наши знания и опыт, служить делам нашим. Надо сделать традицией воспитание современной молодежи на подвигах славных казахских джигитов – Наурызбая, Исатая, Махамбета, Амангельды».
Фронтовая печать будила ненависть к врагу, воспитывала у воинов любовь к Родине, приводила примеры взаимовыручки, мужества и отваги, призывая организовать отпор фашистским войскам. Потому нередко оказавшиеся среди новобранцев из тыла журналисты направлялись во фронтовые газеты. Они писали яркие и интересные материалы доходчивым для бойцов языком.
С целью помочь журналистским кадрам, не имевшим военного опыта, ЦК ВКП(б) принял постановление «О работе на фронте специальных корреспондентов центральных газет и ТАСС». В сентябре 1942 года было введено в действие Положение о работе военных корреспондентов на фронте.
Но не все казахстанские журналисты становились военкорами, лишь попав на фронт. Омаргали Кудышев был призван в армию в 1935 году, служил в 48-м кавалерийском полку. После службы прошел школу младшего комсостава и работал начальником типографии и секретарем полковой газеты «Қызыл сақшы» («Красный страж»). Служил в красноармейской газете «Кызыл семсер» 95-й кавалерийской дивизии. Одновременно печатался в газете «Фрунзевец» и «Лениншiл жас».
Военный журналист прошел Великую Отечественную войну в составе 44-й гвардейской стрелковой Барановичской орденов Ленина и Суворова краснознаменной дивизии – был политруком роты, агитатором полка, а с июня 1943 года до октября 1944-го – заместителем редактора дивизионной газеты «Боевой путь». В составе Барановичской дивизии он принимал участие в освобождении Калининской и Ростовской областей, Левобережной Украины, Белоруссии и Восточной Польши. В 1945 году Омаргали Кудышев окончил Высший военно-педагогический институт Советской армии. Воевал на Дальнем Востоке, закончив войну в звании майора.
«Автомат как перо сжимая»
Так писал Леонид Скалковский, рассказывая о полях сражений, в которых он участвовал в годы Великой Отечественной войны. Вернувшись с фронта, он окончил журфак, работал в «Казахстанской правде». А в 1959 году поэт встречал приехавшую в Алма-Ату Ольгу Берггольц. Поэтесса и прозаик тоже казправдинка, только наша газета в начале 30-х годов называлась «Советская степь» и базировалась в тогдашней столице страны – Кзыл-Орде. Из Казахстана будущая знаменитость уехала в Ленинград, поступила в университет. Все годы войны она провела в блокадном городе, где написала поэмы, посвященные защитникам Ленинграда, – «Февральский дневник» и «Ленинградская поэма».
Как-то на одной из конференций озвучили имена не вернувшихся с войны журналистов-казахстанцев: Рамазан Амангельдиев, Нияз Абдрашитов, Ануар Омарбеков, Павел Гончаров, Евгений Бард, Борис Линов, Арсентий Петрашко. Последние 3 фамилии значатся в списках нашего коллектива. Всего на фронтах войны отдали свои жизни 8 казправдинцев.
Специальный выпуск «Казахстанской правды», вышедший в начале января 1970 года, был посвящен 50-летию газеты и 25-й годовщине Великой Победы. Вадим Махин, просматривавший старые подшивки накануне 70-летия этого праздника, сетовал, что мы располагаем очень скудными сведениями о воевавших коллегах. Сохранились свидетельства лишь об одном из них – Арсентии Петрашко, до войны 5 лет проработавшего в «Казахстанской правде» репортером, сотрудником отдела «Советское строительство». Он был первым из казправдинцев, ушедших в действующую армию, воевал в составе гвардейской Панфиловской дивизии. В бою в районе деревни Игнатково под Москвой лейтенант Петрашко проявил исключительное мужество. С перебитыми ногами, не имея сил подняться, он противотанковой гранатой уничтожил фашистский танк и погиб. Посмертно был награжден орденом Ленина.
На мемориальной странице 1970 года были помещены 7 снимков, а фотографию восьмого – Василия Якушкина – не удалось разыскать. Автор обратился к читателям, может быть, у кого-нибудь хранятся его фотографии. Через год в одном из майских номеров Алевтина Донских сообщает, что в редакцию написали сын и внучка казправдинца Владимир Васильевич и Жанна Владимировна.
Корреспондент «Казахстанской правды» Василий Якушкин в нашей газете стал работать с октября 1937 года. Его пригласили на репортерскую работу со 2-го курса Алма-Атинского коммунистического института журналистики. Так он стал собственным корреспондентом газеты в Северо-Казахстанской, а позже в Западно-Казахстанской областях. Яркий журналист, Василий Якушкин одновременно осваивал и военную науку, и в 1941 году получил воинское звание старшего лейтенанта, а в июле того же года ушел на фронт из Уральска.
В одном из последних писем домой фронтовик написал: «У меня теперь другая работа – политрук роты». Ротный замполит погиб в январе 1942 года у деревни Красная Поляна. В пришедшем из воинской части письме говорилось: «Дорогие товарищи. Мы получили ваше новогоднее письмо с рисунками самолетов. Но папа ваш не увидел этого письма. 22 января ваш отец пал смертью храбрых в боях с фашистскими захватчиками…»
В преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне в стенах редакции в торжественной обстановке была открыта мемориальная доска с именами казправдинцев, сражавшихся и погибших на фронтах Великой Отечественной: Барда Евгения Ильича, Власенко Анатолия Васильевича, Линова Бориса Михайловича, Мегорского Бориса Петровича, Остапец Ивана Константиновича, Петрашко Арсентия Григорьевича, Юферева Ивана Ефимовича, Якушкина Василия Даниловича. Имена сопровождаются краткой надписью: «На фронтах Великой Отечественной войны сражались и погибли смертью храбрых журналисты – работники редакции газеты «Казахстанская правда», наши славные товарищи. Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу и независимость нашей Родины».
Встречаются сведения, что известный горовосходитель Дмитрий Саланов работал фотокорреспондентом «Казахстанской правды». Так ли это, доказательств тому мы не нашли, возможно, альпинист сотрудничал с нашей газетой, предоставлял снимки с видами гор. В любом случае работы в этом направлении еще немало. Как известно, Ольге Берггольц принадлежат слова: «Никто не забыт, ничто не забыто».