В арсенале разные методики

2379
Евгения Ермакова, Костанайская область

Родители многих казахстанских школьников, изучающих государственный язык, говорят о сложнос­тях процесса. Педагоги ищут пути и способы, которые помогают заинтересовать ребенка, облегчить ему задачу. Айгуль Кальжанова работает в обычной школе города Рудного уже почти 20 лет. Приятная женщина с красивым голосом, что немаловажно в нынешних условиях дистанционного обучения. Учитель в классическом для многих понимании – обладающий честно заработанным авторитетом среди учеников. Такому человеку просто хочется понравиться, не говоря уже о желании услышать слова похвалы.

Каждый урок для Айгуль Мирасовны – вызов, ведь среди ее учеников есть как одаренные дети, так и ребята из коррекционных классов.

– У меня есть опыт анализа уроков и поурочных планов на предмет соответствия государственному образовательному стандарту, – говорит педагог. – Но здесь нужно понимать, что детки с особенностями развития, да и не только они, не всегда могут освоить эту программу. И цель педагога заключается в том, чтобы облегчить ребенку задачу.

В арсенале этого педагога самые разные методики. К примеру, специфические звуки она помогает усваивать с помощью эмоций. Так, букву «ә» Айгуль Кальжанова предлагает произносить веселее, раскрывая звук, а вот «ы», которая в казахском языке больше соответствует звуку «э», грубее. Или взять слово «бірінші», где первая гласная читается коротко. Как запомнить? Представить, что соглас­ные сжимают букву с двух сторон, не давая ей до конца раскрыться. Вот вам и короткий гласный звук. Признаться, такое объяснение для моей дочки, ученицы начальных классов, оказалось понятнее, чем выражения «язык поднять к небу» или «нужно выталкивать звук сквозь сжатые зубы». «Дружить» со звуками, воспринимая их через эмоции, педагог помогает всем. Ее ученики даже в старших классах пользуются такими подсказками. Как итог – речь чище, чтение четче и понятнее окружающим.

Вот только, признает педагог, говорить человек начнет лишь после того, как наберет определенную словарную базу. И рекомендует своим маленьким ученикам по-настоящему зубрить новые слова. Как можно больше. И регулярно.

– Мы недооцениваем наших детей, – говорит Айгуль Мирасовна. – В начальных классах они способны «глотать» огромный объем знаний. Но в игровой форме. Так ребенок запоминает многое без излишних затруднений. Потому на начальном этапе изучения языка в школе даю не отдельные слова, а словосочетания. Не «бару» (идти), а «дүкенге бару» (идти в магазин). И когда у ребенка наберется определенный набор слов, он начнет говорить, час­то интуитивно используя фразы.

И здесь многое зависит от родителей, которые должны организовать своих детей и помочь им сделать первые шаги. Этот сложный этап, по мнению Айгуль Кальжановой, может длиться около года-полутора. Но потом становится легче.

Такой подход впоследствии помогает ребенку начать говорить, не подглядывая в учебник, тетрадь. Правильная расстановка слов в предложении, оценка значения окончаний, формулирование мыслей проявляются в том числе благодаря достаточному словарному запасу. Потому педагог делится еще одной своей находкой. Рекомендует детям нарисовать постер в начале изучения новой темы и повесить на видном месте. Когда тема будет проговорена, прочитана и прослушана, ребенка нужно попросить записать короткое видео – рассказ о том, что нарисовано на постере. Так педагог помогает ребятам не просто запоминать новые слова, но и прокручивать их в голове в процессе изучения темы. Ведь каждый постер – это эскиз будущего рассказа.

– Часто прошу детей в конце урока произнести несколько хороших предложений по теме, – улыбается Айгуль Кальжанова. – Не односложных, а выразить мысль через «потому что» или «поэтому». Мы с 8-м классом сейчас изучаем тему «Торговля». Дала им три коротких текста: базар, торговый дом и маленький продуктовый магазин. Прочитав их, детям нужно ответить лишь на один вопрос: куда хочешь сегодня пойти? Но ответ будет полным: «Я хочу пойти на базар, потому что...» и «для этого» или «поэтому».

Таким образом педагог постоянно побуждает детей говорить и формулировать мысли на неродном для них языке. Как итог, в отсутствии или ограничении языковой среды, что особо остро чувствуется в условиях дистанционного режима и карантина, дети не теряют навыка говорения и продолжают пополнять собственный словарный запас. Стоит признать, что удается это не всем в силу самых разных причин. Более того, немалую роль в процессе играет не только учитель, но и родители, а также стремление ребенка учить язык.

Популярное

Все
Гвардейцы обеспечивают порядок в зоне подтопления в СКО
Будет ли в столице новый сквер?
В Астане готовятся к военному параду
Социальный автокараван проехал по селам
Они сражались за Родину
Под парусом вечного неба
Более 200 лет составляет трудовой стаж педагогической династии Адильгазиновых
К исследованию озера Балхаш подключится Франция
В УЕФА внимательно наблюдают за инфраструктурными изменениями
Он беседовал с Фиделем Кастро и пел с Юрием Гагариным
В Алматы прошел Фестиваль звонарного искусства
Слово о наставнике и друге
Страх на руку мошенникам
Государственный деятель, дипломат, гражданин
Распоряжение Главы государства о назначении
​​​​​​​Закон Республики Казахстан О ратификации Соглашения о свободной торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций
Кенсай привели в порядок к празднику
101-летний Ыскак Хусаинов всегда с трепетом ждет 9 Мая
101-й день рождения отметила ветеран Тамара Максимова
Самая большая зона отдыха появится в Алматы
Начато возведение крупного металлургического завода
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Гвардеец мечтает озвучить Парад в Астане
Инвесторы предлагают построить несколько линий ЛРТ между Алматы и областью
Удивительная судьба Масима Якубова
Автоледи, не пропустившая машину скорой помощи в Алматы, наказана
Школьное меню: прокуратура ЗКО отменила госзакупки на сумму на 70 млн тенге
«Краткая история Шынгыз-хана» издана на русском и английском языках
Цифровизация учета газа в Шымкенте: объявлены первые результаты
Трижды обманувший смерть
Грамот на 450 миллионов тенге хотел закупить отдел образования в Талдыкоргане
Дом на стенах держится
Трагикомедия «Кызыл дамбал» вышла в общереспубликанский прокат
Юный шахматист из Мангистау на пороге исторического рекорда
Примем участие в стыковых матчах Евро-2026
Основываясь на принципах честной журналистики
Сильные дожди с грозами ожидаются в Казахстане
Отважный герой-пограничник
«Не смолкнет песня боевая...»
Саксаул пустыне возвращает жизнь
Как отдохнут казахстанцы на майские праздники
В хаосе городской застройки Уральска разбирался Антикор
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
В Уральске трое неизвестных украли деньги из терминала
Улицы в честь ветеранов Великой Отечественной войны планируют назвать в Шымкенте
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
Инновационный завод в Мангистауской области: от науки к практике
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Нацгвардия отдала дань памяти военнослужащим Казбата
Ерлан Суттибаев назначен заместителем Управляющего делами Президента РК
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Педагоги из СКО достойно представили регион на республиканской олимпиаде
Формула успеха для Казахстана
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
Бойцы Нацгвардии задержали около 5 000 правонарушителей
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
В Талдыкоргане дан старт празднованию 100-летия Нургисы Тлендиева
В каких районах Астаны появятся новые школы
Трамп поднял размер пошлин на импорт из Казахстана до 27 процентов

Читайте также

От трех и старше
Удивительная женщина и ее хобби
Много слушать и говорить
Вначале было слово, а уже потом чин!

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]