Новый спектакль стал результатом совместной работы труппы и выпускников Российского института театрального искусства (ГИТИС). Как отметил директор областного русского драмтеатра Акылдос Тажиев, в последнее время творческий коллектив работает над обновлением репертуара, старается получить новый опыт. Для этого приглашаются специалисты из Нур-Султана и Алматы, Кыргызстана и Узбекистана. Благодаря договоренности с ректором ГИТИСа Григорием Заславским стало возможно сотрудничество с молодыми талантливыми выпускниками вуза.
– В истории отечественного театрального искусства спектакль по этой пьесе поставлен впервые. Нам дали на выбор несколько произведений, мы долго думали и остановились на «Шутниках», – отметил Акылдос Тажиев.
Премьера прошла с аншлагом. Зрители ждали спектакль с нетерпением и ничуть не разочаровались. Были в восторге, аплодисменты не прекращались на протяжении долгого времени.
Сама пьеса по сути трагикомедия. Режиссер Петр Норец выбрал некий синтез элементов цирка, стендапа и скоморошества. По сюжету бедный отставной помещик Оброшенов (Бекназар Избасаров) решил выдать замуж младшую дочь Верочку (Анель Мурзабекова). Жених – бедный и скромный юноша Гольцов (Тимур Романюк) клянется в любви и верности и получает согласие девушки и благословение ее отца. Но перед свадьбой выясняется, что молодой человек потратил на похороны матери чужие деньги, и их нужно возвращать немедленно. Необходимых средств у него нет, и он решается попросить в долг. Однако состоятельные соседи с говорящими фамилиями Недоносков, Недоумов и Недоростков, в которых превосходно перевоплотились Самат Махамбетов, Санжар Ботбайбек и Темур Ичиков, не спешат выручать Гольцова, а лишь подшучивают над ним.
Узнав о положении будущего зятя, Оброшенов умоляет знакомых помочь, но и там не находит поддержки. В обществе, где всем управляют деньги, благородство и честность становятся лишь поводом для насмешек. Спасти положение под силу лишь богатому купцу Хрюкову (Евгений Орлов), который питает чувства к старшей сестре Верочки – Анне Павловне (Марина Просалович). В финале Анна Павловна, жертвуя своим счастьем, решается выйти замуж за нелюбимого человека, чтобы помочь младшей сестре и ее жениху...
Этот спектакль о любви и о том, как богатство и бедность влияют на поступки людей. Народная мудрость гласит, что «беднее всех бед – когда денег нет». В жизни они решают многое, но купить на них можно далеко не все.
– В произведении интересный сюжет, а затрагиваемая проблема не теряет злободневности и сегодня, – уверен режиссер спектакля Петр Норец, отметивший, что «Шутники» и в России ставятся очень редко. – Спектакль рассказывает о том, как деньги искажают природу человека.
Постановку отличает большое количество динамичных сцен. Хореографические зарисовки плавно перетекают из одного действия в другое, они гармонично вплетены в ткань спектакля. Как то: танцевальные вставки в разных стилях – от классики до современных направлений. В то же время, по признанию балетмейстера Настасьи Воронцовой, ей хотелось добавить в пьесу нечто сакральное, странное, непонятное… Думается, ей это удалось.
Необычными для местного театра оказались и костюмы, напоминающие в общих чертах народные и в то же время старинные европейские. У персонажей можно было увидеть русские кокошники, языческие маски, характерные для старых ярмарок, цирковые шапки-скоморошки, которые обычно носили шуты…
– Если сказать коротко, то эти наряды – вне времени. Они не соответствуют периоду Александра Островского или какой-то другой определенной эпохе, – объяснила сценограф Карина Автандилова. – Поскольку спектакль объединяет несколько жанров, то и к костюмам актеров был особый подход. В итоге получился некий микс современной, европейской цирковой и русской народной одежды, а также моды XIX века. Это соединение, на мой взгляд, дает совершенно иное восприятие пьесы.