Смысл – глубоко в оттиске

968
Таша Нойер

В экспозиции под названием «Nomad. Black & White», организованной в рамках программы «Рухани жаңғыру» Центром совре­менного искусства «Kulanshi» и АО «ForteBank» при поддержке Евразийской академии искусств, представлено свыше 50 графических произведений современного казахстанского художника Батухана Баймена.

– Мы лаконично назвали проект «Nomad. Black & White», потому что номадическое состояние души казахского народа с нами тысячелетия, и оно будет с нами всегда. А Black & White – это два инструмента, которыми пользуется художник для того, чтобы создать и воплотить все свои задумки в жизнь, – объясняет председатель кураторского совета центра современного искусства «Kulanshi», доктор Лейла Махат.

Камень и игла, карандаш и бумага, линолеум и резец – вот они, инструменты графики. Но помимо них есть еще огромные станки, прессы, техники травления, кислоты и много других вещей, которыми пользуются художники-графики. Самый волнительный момент в процессе – это первый оттиск с матрицы, над которой трудился мастер. Сначала рисунок будущей работы, потом зеркальное нанесение на материал, после надо вынуть все, что должно остаться белым. Довольно сложный процесс.

– Выставка посвящена графике, в том числе линогравюре. Я бы сказал, что этот вид искусства в нашей стране не так сильно развит. Причина в том, что линогравюра требует много времени и упорного труда, терпения и креативности. Мы проводим сегодняшнюю выставку с целью пропаганды и популяризации возможностей этого вида графики, – подчеркивает автор выставленных работ Батухан Баймен.

По словам Лейлы Махат, Батухан Баймен, создавая монументальные произведения, полотна-саги о мире, о битвах, о древних сказаниях, о героях и любви, перевернул все стандартные представления о камерности и изяществе гравюры.

– У него огромные форматы, глубокое содержание, потрясаю­щие сюжеты. Больше всего мне импонирует острая социальность каждой из его работ, потому что необходимость задуматься о том, кто мы такие сегодня, кем мы были вчера и куда мы пойдем завтра, мне кажется – один из основных лейтмотивов произведений Батухана Баймена, – отметила Лейла Махат. – Эмоции переполняют, потому что когда мы в первый раз увидели полотна Батухана-аға на маленьком экране компьютера, возникло желание «ковыряться» в деталях, проникнуть в суть каждой его графической работы. У меня тогда возникла ассоциация с творчеством Иеронима Босха. Но когда мы увидели работы вживую – нас «затянуло», мировоззрение просто перевернулось с ног на голову.

Лейла Болатовна считает, что сила рода питает мастера Батухана энергией, а мудрость народа наполняет вдохновением. Это можно прочитать, обратившись к его работам. Например, примечательны полотна серий «Рутина», «В погоне за славой», «В пути», «Звериный стиль», «Сон Абылай-хана II», «Последняя игра»; линогравюры «Культ», «Беззаботные дни», «Агония», «Последний номад».

– Здесь представлены мои новые работы 2019–2021 годов. Об этих произведениях широкой публике пока мало известно. По правде говоря, глубинный смысл выставленных картин гостям не понять с первого взгляда, – рассказывает Батухан Абдикерим­улы. – Если говорить о вдохновении, не могу сказать, что я творю днями и ночами. Идеи ко мне приходят по-разному – во время прогулки, приема пищи, что-то в Интернете находится. Самое главное: как только придет оригинальная идея – поймать ее на лету. Они ведь похожи на мираж: если сразу не поймаешь – мысль не вернется.

Особое место на выставке отведено линогравюре «Я – казах, умирал и рождался тысячу раз», так как ее длина составляет 6 метров. Посетители подолгу останавливаются возле этого полотна. Впрочем, как и возле работ «Голодомор 1930–1933 гг.», «Декабрь 1986 г.», «Репрессия 1937–1938 гг.» из серии «Геноцид» – из-за их глубокой смыс­ловой нагрузки. Интересны и линогравюры по мотивам стихотворения Абая «Весна»; «Казангап» и «Найман ана» из серии по роману Ч. Айтматова «И дольше века длится день». Дополняют экс­позицию инсталляции «Состоя­ние души» молодого скульптора Ануара Шаймергенова.

Как отметила и. о. председателя правления АО «ForteBank» Шолпан Нурумбет, работы Батухана Абдикеримулы выставлялись во многих столицах: Алматы, Бишкеке, Ташкенте, Стамбуле, Берлине. В 2019 году в Турецкой Республике Северного Кипра проходила персональная выставка художника, все работы которой были переданы Музею современного искусства тюркских народов. Искусствоведы Кипра даже инициировали процесс внесения одной из работ мастера в Книгу рекордов Гиннесса, вдохновившись его мастерством, искусством и масштабностью.

Ознакомиться же с работами выставки в Forte Kulanshi Art Space можно до 20 ноября.

Популярное

Все
Легенда Google: "Казахстан совершает один из самых смелых переходов — от нефтяной экономики к экономике ИИ"
Silk Way Star определил финалистов: масштабный вокальный проект объединил 12 стран и многомиллионную аудиторию
Дастан Сатпаев стал самым молодым автором гола в истории сборной Казахстана
В Узбекистане прошли показы казахстанских фильмов
Токаев прибыл в конгресс-центр Ташкента для участия в консультативной встрече глав государств ЦА
Еркебулан Дайыров стал лауреатом Международной премии «Наследие будущего»
Синнер и Алькарас сыграют в последнем финале года
Токаев: Наша цель – укрепить статус Центральной Азии как региона динамичного развития, сотрудничества, мира и процветания
Нужно объединить усилия по привлечению в регион передовых технологий по добыче редкоземельных металлов – президент
Консультативная встреча глав государств Центральной Азии: О чем договорились президенты
Президент предложил продвигать единый туристический бренд Центральной Азии
Глава государства подчеркнул важность усиления роли Совета национальных координаторов
Токаев: "Вопрос водной безопасности становится все более актуальным для региона"
Глава государства: "Для дальнейшего укрепления потенциала региона предлагаем начать совместную разработку комплексной стратегии развития транспортной системы Центральной Азии"
ИИ в театре: премьеру антинаркотического спектакля представили в Астане
За кражу смартфонов в аэропорту Алматы осужден сотрудник авиакомпании
Дзюдоисты Казахстана завоевали по два "золота" и "бронзы" в первый день Сурдлимпийских игр
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Все строго по правилам
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Жемчужина осеннего Шымкента
Президент наградил Елену Рыбакину орденом "Барыс" III степени
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Сенсационное серебро из Японии
Елена Рыбакина триумфально выиграла Итоговый турнир WTA
Токаев в Белом доме, «С5+1» и Авраамские соглашения: мнение зарубежных экспертов
В СКО ограничено движение транспорта
Почему Рыбакина отказалась от фото с главой WTA
Стратегическое партнерство, ориентированное в будущее
В работе помогает робот
В Halyk Bank выдали кредит на человека с инвалидностью
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Денис Мантуров награжден орденом «Достық»
Taldau Talks: Ашимбаев выступил инициатором дискуссии в новом сезоне
Москву украсили флагами Казахстана и России в преддверии госвизита Токаева
Подъем АПК обеспечили меры господдержки
Лиса напала на жительницу Костанайской области
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Гвардейцы — призёры Открытого Кубка Азии по дзюдо в Актау
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Жители Усть-Каменогорска построили мост методом асар
Новую школу на 1 200 мест открыли в ЗКО
Зампред КНБ отправлен в отставку
В Таразе продолжается обновление парка городских автобусов
В Астане состоялся показ фильма «Капитан Байтасов»
В ВКО выявили незаконную работу асфальто-бетонного завода
Сильная духом и мастерством
Кызылорда с размахом отмечает свой день рождения
Шымкент растет и уверенно смотрит в будущее
Марат Ирменов назначен зампредом КНБ
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
Петропавловские теплосети готовят к передаче в муниципальную собственность
В Жамбылской области выявили свыше 500 нарушений миграционного законодательства
Павлодарский «Иртыш» вернулся в КПЛ
В Астане еще один жилой массив подключили к природному газу

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]