Смысл – глубоко в оттиске

953
Таша Нойер

В экспозиции под названием «Nomad. Black & White», организованной в рамках программы «Рухани жаңғыру» Центром совре­менного искусства «Kulanshi» и АО «ForteBank» при поддержке Евразийской академии искусств, представлено свыше 50 графических произведений современного казахстанского художника Батухана Баймена.

– Мы лаконично назвали проект «Nomad. Black & White», потому что номадическое состояние души казахского народа с нами тысячелетия, и оно будет с нами всегда. А Black & White – это два инструмента, которыми пользуется художник для того, чтобы создать и воплотить все свои задумки в жизнь, – объясняет председатель кураторского совета центра современного искусства «Kulanshi», доктор Лейла Махат.

Камень и игла, карандаш и бумага, линолеум и резец – вот они, инструменты графики. Но помимо них есть еще огромные станки, прессы, техники травления, кислоты и много других вещей, которыми пользуются художники-графики. Самый волнительный момент в процессе – это первый оттиск с матрицы, над которой трудился мастер. Сначала рисунок будущей работы, потом зеркальное нанесение на материал, после надо вынуть все, что должно остаться белым. Довольно сложный процесс.

– Выставка посвящена графике, в том числе линогравюре. Я бы сказал, что этот вид искусства в нашей стране не так сильно развит. Причина в том, что линогравюра требует много времени и упорного труда, терпения и креативности. Мы проводим сегодняшнюю выставку с целью пропаганды и популяризации возможностей этого вида графики, – подчеркивает автор выставленных работ Батухан Баймен.

По словам Лейлы Махат, Батухан Баймен, создавая монументальные произведения, полотна-саги о мире, о битвах, о древних сказаниях, о героях и любви, перевернул все стандартные представления о камерности и изяществе гравюры.

– У него огромные форматы, глубокое содержание, потрясаю­щие сюжеты. Больше всего мне импонирует острая социальность каждой из его работ, потому что необходимость задуматься о том, кто мы такие сегодня, кем мы были вчера и куда мы пойдем завтра, мне кажется – один из основных лейтмотивов произведений Батухана Баймена, – отметила Лейла Махат. – Эмоции переполняют, потому что когда мы в первый раз увидели полотна Батухана-аға на маленьком экране компьютера, возникло желание «ковыряться» в деталях, проникнуть в суть каждой его графической работы. У меня тогда возникла ассоциация с творчеством Иеронима Босха. Но когда мы увидели работы вживую – нас «затянуло», мировоззрение просто перевернулось с ног на голову.

Лейла Болатовна считает, что сила рода питает мастера Батухана энергией, а мудрость народа наполняет вдохновением. Это можно прочитать, обратившись к его работам. Например, примечательны полотна серий «Рутина», «В погоне за славой», «В пути», «Звериный стиль», «Сон Абылай-хана II», «Последняя игра»; линогравюры «Культ», «Беззаботные дни», «Агония», «Последний номад».

– Здесь представлены мои новые работы 2019–2021 годов. Об этих произведениях широкой публике пока мало известно. По правде говоря, глубинный смысл выставленных картин гостям не понять с первого взгляда, – рассказывает Батухан Абдикерим­улы. – Если говорить о вдохновении, не могу сказать, что я творю днями и ночами. Идеи ко мне приходят по-разному – во время прогулки, приема пищи, что-то в Интернете находится. Самое главное: как только придет оригинальная идея – поймать ее на лету. Они ведь похожи на мираж: если сразу не поймаешь – мысль не вернется.

Особое место на выставке отведено линогравюре «Я – казах, умирал и рождался тысячу раз», так как ее длина составляет 6 метров. Посетители подолгу останавливаются возле этого полотна. Впрочем, как и возле работ «Голодомор 1930–1933 гг.», «Декабрь 1986 г.», «Репрессия 1937–1938 гг.» из серии «Геноцид» – из-за их глубокой смыс­ловой нагрузки. Интересны и линогравюры по мотивам стихотворения Абая «Весна»; «Казангап» и «Найман ана» из серии по роману Ч. Айтматова «И дольше века длится день». Дополняют экс­позицию инсталляции «Состоя­ние души» молодого скульптора Ануара Шаймергенова.

Как отметила и. о. председателя правления АО «ForteBank» Шолпан Нурумбет, работы Батухана Абдикеримулы выставлялись во многих столицах: Алматы, Бишкеке, Ташкенте, Стамбуле, Берлине. В 2019 году в Турецкой Республике Северного Кипра проходила персональная выставка художника, все работы которой были переданы Музею современного искусства тюркских народов. Искусствоведы Кипра даже инициировали процесс внесения одной из работ мастера в Книгу рекордов Гиннесса, вдохновившись его мастерством, искусством и масштабностью.

Ознакомиться же с работами выставки в Forte Kulanshi Art Space можно до 20 ноября.

Популярное

Все
Французская награда вручена Диане Ашимовой
Артефакты «Таңбалы» поразили зарубежных ученых
Сотни семей стали родителями благодаря ЭКО
За несогласованное открытие – штраф
Газ пришел в глубинку
Ушла на фронт в девятнадцать
Разработка мобильного приложения для людей с инвалидностью поможет в решении их проблем
«Столица мира и другие ценности»
Программа «Жайық жастары» продолжается
Надежные партнеры государства
Чистота как образ жизни
Презентация в Торговой палате США
Печатное слово всегда будет актуальным
Распоряжение Главы государства о назначении
Цель центров – содействие в преодолении кризиса в семье
Стали известны имена финалисток конкурса Miss Astana 2025
Закон Республики Казахстан О ратификации Соглашения
Закон Республики Казахстан О ратификации Соглашения
«Барысу» откровенно не везет
Распоряжение Главы государства о назначении
Опасность в тарелке: в СКО зарегистрировали 19 случаев описторхоза
Пожар в столичном кафе: ремонт в пострадавших квартирах завершен на 90%
Военнослужащие Нацгвардии стали призёрами Кубка мира
Лювак для бодрости
Главнокомандующий Нацгвардией провел приём граждан
Алматинская область вновь побила рекорд посещаемости
За пловом и природой – в Таджикистан
«Жассарбаз»: прикоснуться к небу
В Семее открылась художественная выставка «12–54»
Рыбоперерабатывающий завод запустили в Кызылординской области
Казахстанские бабушки покорили европейский подиум
Стартовала подписная кампания на 2026 год
Перспективы развития атомной энергетики обсудили в области Абай
К вопросу о заторах на границе
В Таразе начнут собирать трактора
Павлодар завалило снегом
Квадратные метры и разбитые сердца: как квартирный вопрос разрушает родственные связи
Девушка – загадка: как городская бунтарка обрела любовь в казахском ауле
В ЗКО стартовали крупные проекты с участием инвесторов из Китая
Битвы за чемпионство, еврокубки и путевку в КПЛ
Пенсионерам вход бесплатный
Гвардеец завоевал «бронзу» на Кубке мира по боевому самбо
WORLD UNIFIGHT CHAMPIONSHIP – казахстанский гвардеец снова на вершине
Треть урожая ушла под снег
Президенту представили производимую в Акмолинской области аграрную продукцию
Где и по какой цене можно приобрести уголь в Астане
Около 500 тонн продукции привезут на столичную ярмарку из ЗКО и Костанайской области
Токаев проводил Президента Италии в аэропорту Астаны
Завершена реконструкция Центрального стадиона
Машины в кюветах, перебои с электроэнергией и сломанные деревья: в Костанай пришла зима
В Казахстане станет сложнее пользоваться банкоматами
В Костанайской области начались мероприятия, посвященные 140-летию Миржакыпа Дулатулы
К строительству крупнейшего завода по производству снеков приступили в Алматинской области
В Алматинской области приняли меры по факту незаконного демонтажа плотины
Чем может гордиться Темиртау?
Президент поблагодарил Головкина за возвращение бокса в олимпийскую «семью»
Рахмет от звезд: как прошел концерт Backstreet Boys в Астане
В Шымкенте открыли 14 социальных павильонов
Правила проверки водителей на опьянение изменили в Казахстане
Синоптики рассказали о погоде в Казахстане на октябрь

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]