15 марта – Всемирный день защиты прав потребителей

2840
Елена Левкович

Проведенный Комитетом защиты прав потребителей анализ свидетельствует не только о росте нарушений прав потребителей со стороны предпринимателей, но и повышении потребительской культуры населения.

фото из архива "КП"

Говоря об итогах деятельности комитета за 2023 год, его председатель Аскар Тынысбеков сначала привел такие цифры: в минувшем году рассмотрено 50 866 обращений, что составляет 168,6% прироста по сравнению с предыдущим годом (в 2022 году – 30 167 обращений). Основная их масса поступила посредством горячей линии системы еОtinish, остальные – через телеграм-бот и личный прием граждан.

– В результате рассмотрения по 43,3% обращений была оказана правовая помощь, в почти 40% случаев требования потребителей были удовлетворены. Также были направлены обращения в профильные государственные органы по компетенции в рамках Административного процедурно-процессуального кодекса для совместной работы. В результате принятых мер к административной ответственности привлечены 63 субъекта бизнеса в виде штрафа на сумму 4,7 миллиона тенге. Также выдано предупреж­дение 618 субъектам бизнеса, инициировано 169 исков, в результате чего права потребителей защищены на общую сумму более миллиарда тенге, – отметил глава комитета.

Еще одно направление деятельности госоргана по защите прав казахстанских потребителей заключается в отслеживании динамики потребительского настроения через социологические опросы. Так, по итогам прошлого года среди 10 тыс. респондентов 65% опрошенных оказались недовольны качеством медицинских услуг, вменяя лично медикам грубость и некомпетентность, а медучреждениям – большие очереди. Не в чести у казахстанцев оказались и интернет-провайдеры, на них пожаловались 52% респондентов (по отзывам, услугодатели этой сферы по-прежнему неправомерно взимают абонентскую плату и с легкостью тасуют стоимость тарифов). В нелюбимчиках оказались и представители туристской отрасли: те же 52% раскритиковали уровень обслуживания, качество еды, чистоту территорий и отсутствие меню на государственном языке.

Проблем, как видим, еще хватает. Бороться с ними и приучать отечественный бизнес к предоставлению качественных услуг в профильном ведомстве решили на законодательном уровне: в июне 2023 года проект Закона «О защите прав потребителей» в новой редакции и сопутствующий к нему законопроект внесены в Мажилис Парламента Республики Казахстан.

Что предлагается? Ну, во-первых, начинать надо, здраво рассудили в госоргане, с упрощения многоступенчатой системы защиты прав потребителей (наверняка не зря об этом заговорили – «ступени» всерьез отдаляют наших граждан от быстрого отстаивания своих прав). Акцент сделали и на повышении роли общественных институтов защиты прав потребителей, в том числе путем введения омбудсмена в этой сфере.

Кроме того, предлагается распространить правила защиты прав потребителей на сферы жилищно-коммунального потреб­ления, связи, туризма, культуры, торговли, транспорта и иных сфер услуг для потребления.

Особо в комитете попросили отметить законодательные инициа­тивы по усилению защиты прав потребителей в онлайн-торговле. В последние годы рынок элект­ронной коммерции в Казахстане демонстрирует высокий темп роста: в 2022 году доля в общем объеме торговли выросла с 3,6 до 12,5%. Как следствие, наблюдается рост количества жалоб потребителей в этом сегменте – почти в три раза, с 2,7 тыс. в 2022 году до 7,7 тыс. жалоб в 2023-м.

По факту, сегодня у маркетплейсов нет никакой ответственности за нарушение прав потребителей. Да, в рамках граж­данского законодательства интернет-площадки могут в частном порядке заключать определенные договоры и соглашения о добропорядочности с предпринимателями, торгующими на их «полях». Но зачастую наличие этих соглашений или их обязательное выполнение законодательством не регламентировано. Что уж говорить о правах случайных покупателей…

– Основные обращения поступают в адрес маркетплейса Wildberries касательно отсутствия информации о товаре и продавце, несоответствия предлагае­мого товара описанию, отказе сайтов в возврате товара и денег. Наблюдается рост числа жалоб и ввиду участившихся фактов мошенничества на электронных торговых площадках, – прокомментировала главный эксперт управления контроля и координации КЗПП Жансая Дадын.

Свежий пример:

– Я оплатила через интернет-магазин товар за 85 тысяч тенге. Свой заказ я так и не получила. Несколько раз обращалась в службу поддержки, безрезультатно. Куда мне обратиться теперь? – вопрошает клиентка интернет-площадки по имени Назгуль.

И получает ответ от главного специалиста департамента торговли и защиты прав потребителей по Актюбинской области Гульзады Алматбаевой:

– Согласно действующему законодательному требованию, невозврат денежных средств за непредставленный товар является незаконным. Для оказания помощи потребителям области департаментом проводится работа с представителем данной компании. В связи с этим с такими жалобами можно обратиться в департамент по телефонам 54-46-49, 54-81-20 (номера актуальны лишь для жителей этого региона) или подать свои обращения в телеграм-бот @kzpp_bot и через единую информационную систему e-tutynushy.kz (а эти данные – рекомендация для всех казахстанцев).

Но работа в этом направлении идет постоянно: на сегодняшний день комитетом налажены оперативные каналы взаимодействия в виде электронной почты, WhatsApp-чата с представителями интернет-магазина Wildberries, Kaspi-магазин для оперативного рассмотрения обращений потребителей и решения возникающих проблем с продавцами. Благодаря такой «скорой помощи» уже рассмотрено 847 обращений, восстановлены права на сумму 46 млн тенге. Планируют пойти дальше: для закрепления достигнутого взаимодействия с маркет-плейсами предполагается заключение меморандумов о сотрудничестве в сфере защиты прав потребителей.

Еще один серьезный шаг от Комитета защиты прав потребителей: по инициативе общественных объединений Атырауской, Актюбинской и Западно-Казах­стан­ской областей в конце прошлого года запущен социальный проект «Сапалы өнім». Цель его проста – защита потребителей от некачественной продукции путем контроля со стороны общественных организаций по защите прав потребителей. В проект хотят активно вовлекать не только общественников, но и депутатов маслихатов, руководителей местных органов власти, отечественных производителей и региональных палат предпринимателей. Уже учреждено рес­публиканское общественное объединение «Сапалы өнім», а также зарегистрирован Общественный фонд, финансирование которого будет осуществляться за счет добровольных взносов граждан и юридических лиц.

Говоря об уже сделанном, в комитете рассказали и о планах.

– В первую очередь будет продолжена работа по сопровождению законопроекта о защите прав потребителей в Мажилисе – это крайне важно. Кроме того, планируем усилить роль неправительственного сектора, вовлечь его представителей в процессы защиты прав потребителей, в том числе посредством государственного социального заказа и предоставления государственных грантов. Ну и ждем результат этих действий: к концу года хотим достичь уровня удовлетворенности казахстанских потребителей в 73,5%, подрасти на вроде бы небольшие, но ощутимые для нашей сферы полпроцента – в 2023 году уровень этот составил 73%, – заключили в комитете.

Популярное

Все
Схемы движения четырех маршрутов временно изменятся в Астане
Провинция Шаньдун предложила открыть в своем регионе торговое представительство QazTrade
Несколько улиц временно закроют в Астане
Венесуэла обвинила США в подготовке госпереворота в стране
Санитарная вырубка леса продолжается в «Семей Орманы»
ВИК-2024: как прошли финальные концерты в этноаулах Астаны
Новые дворы благоустроили в Астане
Джокович: «В приоритете игра за сборную и «Большие шлемы»
Сауль Альварес защитил чемпионские пояса WBC, WBA и WBO
Как производство бананового вина изменило жизнь женщин на севере Малави
Курсанты Военного института Сухопутных войск присягнули на верность Родине
В Вооруженных силах отметили День танкиста
На энергетической безопасности экономить... опасно
Растущее энергопотребление свидетельствует об устойчивом росте экономики
Отбасы банк и акимат области Жетісу запускают жилищную программу для жителей районов и сел
Иностранные гости – о ВИК в Астане: «Это удивительно, невероятно и круто»
«Сам просил»: подростки грозились сбросить ребенка с балкона в Астане
Члены Народного штаба за строительство АЭС провели встречи с жителями Туркестанской области
Президент назначил новых послов Казахстана в ряде стран
Группа общественников побывала на экскурсии в учебном центре Института ядерной физики
ВИК - 2024: определился первый чемпион по қазакша курес
Генсек Всемирной туристcкой организации ООН высоко оценил уровень организации ВИК в Астане
О важности развития казахского языка высказался сенатор Жусип
Вторые сутки разыскивают трехлетнего малыша в области Жетісу
Недостроенные объекты и жилье принимал акимат Жезказгана
Бектенов доложил президенту о развитии экономики Казахстана
Казахстан получил самый высокий рейтинг в своей истории по шкале Moody's
По подозрению в коррупции задержан районный аким в Алматинской области
Вступил в силу закон о запрете госслужащим РК участвовать в азартных играх
Наказали за вывоз снега
Ризабек Айтмухан завоевал золото на чемпионате мира по борьбе
Стена обрушилась в одной из сельских школ
Кайрату Сатыбалды смягчили приговор
Премьер Индии призвал Украину и Россию к переговорам
Рыбалка закончилась трагедией
Казахстанцы собрали 140 млн тенге для впавшего в кому солдата-срочника
Автобус – не вертолет. Местные власти отстранили от работы перевозчика, обвинив его в саботаже
«Лучший педагог»: стартовал прием заявок на конкурс в столице
Тенге незначительно подешевел к доллару за неделю
Масштабный марафон «SARYARQA RUN» пройдет ко Дню Конституции в Астане
Быть или не быть АЭС – решим всей страной
Есть время и возможность подготовить атомщиков
Не использовавшийся по целевому назначению участок в Шымкенте вернули государству
В Великобритании начались испытания РНК-вакцины от рака лёгких
Посвященная наследию кочевников выставка открылась в Астане
Нарколаборатория по производству «синтетики» ликвидирована в Алматинской области
Доля дистанционно работающих казахстанцев остаётся крайне небольшой
Стали известны обладатели государственных грантов в магистратуру
Казахстан приложит все усилия для соблюдения своих обязательств перед ОПЕК
До начала ВИК-2024 остаются считанные дни
Культурная волна набирает силу
Конституционный суд рассмотрел более 7 тыс. обращений

Читайте также

«Таза Қазақстан»: в Астане вдоль реки Акбулак посажены сотн…
Закредитованность населения бьет все антирекорды
Более 800 тыс. гектаров земли повторно ввели в оборот
Измени мышление, и ты изменишь свою жизнь

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]