Башня, колодцы и тайны древних обрядов

1031
Беседу вела Любовь Доброта

Новые археологические находки в районе жилого массива Кайнарбулак города Шымкента кардинально меняют представление об обрядах и ритуалах древних обществ Центральной Азии. О том, что именно удалось обнаружить экс­педиции в ходе раскопок, нашему корреспонденту рассказала кандидат исторических наук Олеся Байтанаева.

фото Олеси Байтанаевой

– Да, действительно раскопки на северо-западной окраине Шымкента стали одними из важнейших для нашей экспедиции. Они велись по инициативе акимата Шымкента, и отрадно, что исследователям удалось приоткрыть завесу тайны древнего обряда на уникальном памятнике Шубарсу. Теперь мы можем утверждать, что здесь люди не жили, а приносили жертвы.

Наш отряд исследовал археологические памятники, известные под названием Шубарсу. Они впервые выявлены в прошлом году, при подготовке «Свода памятников истории и культуры города Шымкента» и изначально интерпретировались как поселение с прилагающейся усадьбой. Однако детальные исследования в этом сезоне показали: это не жилые или хозяйственные постройки, а комплекс ритуального характера, аналогов которому в Южном Казахстане ранее не находили.

– Олеся Анатольевна, в чем заключается уникальность этих объектов?

– Речь идет о двух крупных строе­ниях. Первое – массивное башнеобразное сооружение диа­метром около 40 метров и высотой до 4,5 метра. Построено оно из специально подготовленной глины, уложенной слоями, с применением приемов, говорящих о высокой строительной культуре. Внутри башни – овальное помещение, забутованное плотно утрамбованной глиной. При раскопках мы нашли в нем два колодца, содержащих зольные прослойки, кости животных и битую керамику. Второй объект – прилегающая глиняная платформа толщиной около мет­ра, на которой расположены 13 ям, также с ритуальными находками. Все это говорит о развитой обрядовой системе, связанной с жертво­приношениями.

– Получается, перед нами – не просто памятник, а нечто большее?

– Совершенно верно. Эти объек­ты не имеют признаков постоян­ного проживания: здесь нет печей, очагов, жилых построек, хозяйственных ям. Все указывает на то, что это ритуальный центр – возможно, место общественных жертво­приношений, поминальных церемоний, связанных с культом плодородия или предков. Мы наблюдаем высокую степень организации, начиная от архитектурного замысла и заканчивая последовательностью обрядовых действий.

– Олеся Анатольевна, можете подробнее рассказать об этих ритуальных действиях?

– Внутри башни, в колодцах, мы обнаружили послойно уложенные фрагменты керамики, кости животных и зольные включения – все это тщательно перекрывалось землей или специально приготовленной глиной. Причем глина использовалась не просто как строительный материал, а как элемент ритуала: мы находим так называемую гуволя – округлые глиняные блоки, которыми засыпались ямы и колодцы. Аналогичная картина на платформе: все 13 ям содержали остатки сожженной жертвенной пищи, керамики, костей, металлических и каменных изделий. Некоторые находки, например наконечники стрел или разбитые зернотерки, характерны для погребальных обрядов.

– А как Вы датируете эти объекты?

– По керамическому комплексу мы определяем датировку в пределах IV–VI и VII–VIII веков нашей эры, но, что удивительно, здесь отмечаются и редкие находки, которые мы можем предварительно отнести к I–IV векам нашей эры. Подобные комплексы известны в Ташкенском оазисе, Согде, древнем Испиджабе, Таразе. Однако особенность в том, что керамика здесь исключительно обрядовая: нет повседневной посуды – только емкости для приготовления или транспортировки еды, и все они разбиты. После трапезы посуду намеренно ломали и сжигали, а затем закапывали. Это говорит о четкой ритуальной программе.

В настоящее время проводятся междисциплинарные лабораторные исследования материалов, включая радиоуглеродное датирование костных останков, которые откроют новые перспективы для более глубокого анализа данного комплекса.

– Есть ли аналогии таким обрядам в других регионах?

– Да, мы видим определенную связь с каунчинской традицией, известной в Согде. Например, на памятниках Еркурган и Сеталак археологи также фиксировали обряды, при которых после коллективной трапезы остатки пищи, посуды и зольных слоев засыпались глиной. Это говорит о своеобразном фетишизме огня и пепла, о вере в очищающую и сакральную силу этих элементов. Пепел хранился, замуровывался – вероятно, считалось, что он сохраняет благословение духов. Но в Еркургане и Сеталаке возводились храмы и святилища, а здесь мы видим мощные платформы-площадки, сооруженные из глины.

– Что еще удалось установить в ходе раскопок?

– Что особенно поразило – это то, насколько глубоко и обширно распространялись слои с ритуальными остатками. В специально вырытых колодцах мы зафиксировали зольные прослойки и остатки ритуальных трапез на глубине до десяти метров. Это говорит о многократности проведения обрядовых действий на одном и том же месте. То есть перед нами – не разовая церемония, а культовое пространство, активно использовавшееся в течение нескольких поколений.

– Насколько опасно современное строительство для сохранности таких объектов?

– Очень опасно. К сожалению, участок, на котором расположен памятник, уже отведен под индивидуальное жилищное строительство, к нему подведены коммуникации. Это уже привело к частичному разрушению культурного слоя. Мы признательны акимату Шымкента, проя­вившему заботу о сохранении историко-культурного наследия и организовавшему охранно-спасательные раскопки на этих древних объектах, благодаря которым были раскрыты забытые страницы древней истории казахского народа. Такие места нельзя терять – это нацио­нальное достояние и источник уникальных знаний о прошлом.

– Каково значение открытия для науки?

– Это открытие меняет наш взгляд на культуру населения в эпохи поздней античности и раннего средневековья. Мы впервые документально зафиксировали тип ритуальных памятников, ранее не описанный не только в Казахстане, но и в Центральной Азии. Они не только расширяют­ наше понимание культовых прак­тик, но и позволяют по-новому взглянуть на духовную и социаль­ную организацию древних обществ. Это не просто технические или хозяйственные сооружения – это места силы, места памяти и веры.

– Что бы Вы хотели пожелать читателям и жителям Шымкента?

– Беречь свою историю. Очень важно понимать, что под нашими ногами – не просто грунт или фундамент для новых домов. Это память предков, это следы древней культуры, пережившей века. Чем больше мы узнаем о прошлом, тем лучше понимаем себя в настоящем. Мы надеемся, что общество поддержит нас в сохранении и изучении таких памятников, как Шубарсу.

 

Популярное

Все
В тройке лидеров
Первая победа
Волки все ближе к селу
Shymbulak открыл сезон при дефиците снега
На севере поспели... бананы
Когда вещи говорят
Золото из Даммама
Устойчивость семьи – фундамент общества
Срезан плодородный слой с холма
Воспитать честных и законопослушных граждан
Станцию скорой помощи ждут уже два года
Великолепная пятерка на Australian Open
Формируя неприятие коррупции
Хоккеиста осудили на 3 года за смерть вратаря молодежной команды в ВКО
Вклад Смагула Садвокасова в образование региона
Миллионы деревьев из семян
Честная служба – важнейший фактор повышения доверия населения
Служение Отечеству – дело всей жизни
Стартовала олимпиада для сельских школьников
Учительство в контексте глобальной повестки
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Ключевой ориентир – человекоцентричность
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
В ВКО фотоловушки сняли галерею «портретов» обитателей тайги
Как лечить ОРВИ и грипп у детей: столичный врач обратилась к родителям
Завершена реконструкция автодороги Кызылорда – Жезказган
О погоде в Казахстане на ближайшие три дня сообщили синоптики
Водитель из Талдыкоргана установил шокирующий антирекорд по ПДД
Партию «запрещёнки» пытались доставить в уральскую колонию
Новая аграрная политика Токаева меняет правила игры для бизнеса на селе
Стартовал отбор в элиту Нацгвардии
Инструмент противодействия манипуляциям и фейкам
Первую красавицу Казахстана выбрали в Алматы
Не только помощь, но и образ жизни
Жанибека Алимханулы лишили боя за три титула: WBO сделала заявление
Добро без громких лозунгов и камер
Европейский Союз и Казахстан: Превращая общие вызовы в общие возможности
«Небо открыто для инвестиций»: эксперт в сфере о том, как превратить аэропорты Казахстана в глобальные грузовые хабы
Охотничьи испытания казахского тазы провели в Алматинской области
Армия усиливает подготовку допризывников
Началось строительство сталелитейного завода
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Из казармы в кампус
Политика здравого смысла
Все строго по правилам
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Уверенный рост экономики Приаралья
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан

Читайте также

Место силы
От гуннов до нашего времени
Изучая кенотаф эпохи бронзы
Стоянка каменного века вызывает интерес

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]