Изображение с сайта Bnews.kz
В Астане никто не может сказать, сколько языковых центров функционирует на территории нашей республики, передает
Kazpravda.kz. Основная причина заключается в том, что создание языковых центров в нашей стране не подлежит лицензированию, и соответственно не регистрируется должным образом.
Согласно Закону РК от 11 января 2007 года № 214-III "О лицензировании" для ведения данного вида деятельности не требуется получения какого-либо разрешения государственного органа. Это означает, что для создания языковых курсов достаточно просто открыть индивидуальное предпринимательство с применением специального налогового режима на основе патента. За разъяснением ситуации корреспондент Kazpravda.kz обращался в МОН РК, в столичный Департамент образования, в "Республиканский учебно-методический центр дополнительного образования" при МОН РК, и даже в Комитет по статистике при Министерстве национальной экономики. Ни в одном из вышеупомянутых органах нам не смогли помочь в деле мониторинга языковых курсов, поскольку отсутствие необходимости лицензирования языковых центров не подразумевает мониторинг языковых центров.
Министерством образования и науки запланирован и уже частично внедряется ряд изменений в общеобразовательной системе для того, чтобы население республики владело казахским, русским и английским языками. Об этом сегодня
заявил министр образования и науки РК Ерлан Сагадиев.
Однако, деятельность языковых центров, куда большинство казахстанцев обращается в надежде качественно освоить иностранные языки, не контролируется полноценно государственными органами.
Экс-министр образования и депутат Мажилиса Парламента РК 4-го и 5-го созывов Мурат Абенов уверен, что не нужно ничего менять в этом направлении. Однако, по его мнению необходимо повышать непосредственно качество самого обучения иностранным языкам на базе общеобразовательных заведений.
"Языковые курсы – это частный вид деятельности, и переводить его в разряд государственных услуг я не вижу необходимости. Основная проблема заключается в другом – обучение английскому языку осуществляется за государственный счет, и к сожалению, зачастую не качественно. И сегодня Министерство образования и науки является и заказчиком, и разработчиком программ, и исполнителем в одном лице, и само оценивает качество, выдавая диплом. В конечном итоге это привело к тому, что качество обучения английскому языку в стране очень слабого уровня", - комментирует Абенов.
По мнению Абенова, на сегодняшний день отсутствует единая система подготовки кадров преподавательского состава по обучению иностранным языкам. Решение проблемы бывший министр видит в ведении в общеобразовательную систему международных стандартов, таких как TOEFL и IELTS. Как считает Абенов, в данный момент возглавляющий Национальную Ассоциацию организаций образования, для качественного повышения квалификации преподавателей иностранных языков государственной системы образования необходимо выделять больше средств.
"Если в данный момент среди преподавательского состава государственных школ и университетов провести экзамен по международным стандартам, у меня существуют сомнения, что хотя бы половина из них покажет необходимый для качественного преподавания языков уровень", - говорит Абенов.
Корреспондент редакции Kazpravda.kz провел анонимный опрос среди обучающихся столичных ВУЗов на предмет определения критериев при выборе языковых курсов, а также по поводу квалификации преподавателей иностранных языков.
Как выяснилось, студенты в первую очередь обращают внимание на название языкового центра. По мнению большинства опрошенных, название курсов, способных предоставить качественное обучение иностранным языкам, как правило содержит такие слова, как "International", "Inter-press", "Education" или "English". Конечно, название не является определяющим фактором при выборе языкового центра, тем не менее, по мнению студентов солидная организация должна именоваться соответствующим образом. Вторым по популярности критерием стало наличие в языковых центрах пробного бесплатного занятия. Респонденты уверены, что серьезный языковой Центр не боится практиковать своеобразную "дегустацию" возможностей своих преподавателей, и все больше языковых курсов готовы предоставить подобную возможность. К слову, опрошенные молодые люди сходятся во мнении с Абеновым, что большую роль при выборе наставника по изучению языков играет наличие сертификата международного стандарта TOEFL и IELTS. Также, по словам респондентов, хороший сайт зачастую также является индикатором уровня языковой организации.
Что касается вопроса об уровне квалификации преподавателей высших учебных заведений, то здесь мнения респондентов разделились. Часть студентов в целом удовлетворена качеством преподавания иностранных языков, а некоторые считают своих университетских учителей слабыми в своей области специалистами.
Мнение теряет субъективный характер, если оно становится мнением большинства. И в нашем случае оно лишний раз показывает, что трехъязычие в нашей стране развивать можно и нужно. Министерство образования и науки запланировало большой объем работы в данном направлении, который наверняка выведет знание языков на качественно новый уровень, если все задуманное будет воплощено в жизнь.