От лица депутатов Председатель Мажилиса Парламента Кабибулла Джакупов раскритиковал вносимые Правительством законопроекты, выступая на закрытии IV сессии Парламента V созыва, передает корреспондент
Kazpravda.kz.
"Вы знаете, что результаты любой работы никогда не бывают настолько хороши, насколько нам хотелось бы. Мы должны видеть не только успехи, мы обязаны объективно и реально оценивать недостатки и упущения. В этой связи мы из года в год говорим о необходимости повышения качества вносимых Правительством законопроектов. Вынужден отметить, что Правительство не до конца проработало предложения по совершенствованию законотворческой работы, предложенных нами на закрытии третьей сессии", – заметил спикер.
Вместе с тем Джакупов отметил и положительные моменты в работе Правительства, новые инициативы Министерства юстиции.
"Все они на пользу нашему общему делу. Вместе с тем следует сказать, что в ходе четвертой сессии более 70% законопроектов, поступивших в Мажилис из Правительства, дорабатывались в рабочем порядке до регистрации. Содержание каждого третьего из принятых Мажилисом правительственных законопроектов, за исключением ратификаций, претерпело изменение на 50 и более процентов!" – указал председатель.
В пример он привел законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам ограничения деятельности государства в предпринимательской деятельности", который парламентарии изменили на 85%.
Кроме того, большой проблемой является нарушение сроков внесения Правительством законопроектов в Мажилис, "даже если это касается реализации поручений Главы государства", – отметил спикер.
Так, с опозданием был внесен в Парламент проект Закона "О государственных закупках" Министерства финансов.
Кроме этого, среди слабых мест депутаты отмечают отсутствие у разработчика четкого видения механизмов реализации закона, а также проблему нескоординированных действий госорганов, приводящую к дублированию одних и тех же норм в разных законопроектах или же их противоречивости.
"Так, Правительство было вынуждено отозвать законопроект по вопросам таможенного администрирования вследствие того, что его нормы были полностью продублированы в другом проекте, а именно – по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности", – напомнил Джакупов.
Также спикер Мажилиса отметил, что закон не будет работать автоматически, если даже он воплощает насущные интересы.
"У нас же не все законы сопровождаются своевременным принятием необходимых подзаконных актов, снижая тем самым коэффициент полезного действия закона и создавая правовой вакуум", – сказал Джакупов.
Депутаты считают, что надо совершенствовать и работу Межведомственной комиссии (МВК) и Республиканской бюджетной комиссии (РБК), где предварительно рассматривается, какому закону быть или не быть, какую проблему государство будет финансировать, а какую – нет.
"Ответственность за принятие необоснованных решений никто не несет, а просьбы депутатов публично обосновать мотивы отрицательных заключений не всегда принимаются во внимание", – возмутился спикер.
Инициатива депутатов законодательно решить ту или иную актуальную проблему не всегда может найти свою реализацию. В частности, депутаты считают, что пункт 108 Регламента Правительства запрещает вносить поправки, даже не противоречащие концепции законопроекта.
"Нам представляется, что этот пункт противоречит статье 61 Конституции, которая предусматривает только в одном случае заключение Правительства, а именно, когда требуется сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов. Поскольку законодательная функция по Конституции возложена на Парламент, то в конечном итоге за качество законов перед народом Глава государства отвечает высший законодательный орган", – заключил он.
Спикер предложил реализовывать депутатские инициативы.
"Это во многих случаях позволило бы не допустить коллизии в правовом поле. В результате Парламент мог бы, образно говоря, не вносить по десять раз за сессию изменения и дополнения в один и тот же закон", – сказал он.
Другой остро воспринимаемой депутатами проблемой является нарушение установленного законом срока предоставления заключений.
"В течение сессии в 70% случаев заключения предоставлялись несвоевременно. По проекту закона "О государственном аудите и финансовом контроле", разработчиком которого является Министерство финансов, заключение было представлено лишь по истечении 10 месяцев. А по проекту закона по регулированию зернового рынка заключение Правительством не представляется уже более года. О затягивании сроков предоставления заключений по данному законопроекту я говорил еще на закрытии третьей сессии", – напомнил Джакупов.
Председатель Мажилиса заключил, что факты свидетельствуют о нарушениях пункта 6 статьи 12 Закона "Об административных процедурах", где четко указано, что срок рассмотрения служебных документов такого статуса в государственных органах не должен превышать одного месяца.
"Исключений здесь никаких и ни для кого не должно быть", – подчеркнул спикер.
Между тем еще в 2000 году Конституционный Совет рекомендовал принять специальный закон по регламентации порядка вынесения заключений, установления сроков их представления и других вопросов. Прошло 15 лет, но по сей день этот вопрос не урегулирован специальным законодательным актом, хотя решение высшего государственного органа, обеспечивающего верховенство Конституции Республики Казахстан, является общеобязательным на всей территории республики.