Этот мост ждали поколения

1059
Рысбек Жантыкеев
старший корреспондент отдела экономики

Масштабный проект по строительству автодорожного моста через Бухтарминское водохранилище вступил в завершающую фазу

фото автора

Судьба этого долгожданного для ряда отдаленных районов Восточного Казахстана дорожного объекта необычна, имеет непростую историю, поэтому стоит остановиться на ней отдельно.

Крупнейшее в республике и входящее в десятку таковых в Центральной Азии Бухтарминское водохранилище (площадь – 5 490 кв. км) начало заполняться в 1960 году с возведением в ниж­нем течении Иртыша плотины Бухтарминской ГЭС.

Появление огромного, сравнимого с морем, рукотворного водоема внесло серьезные коррективы в жизнь населения самых отдаленных в Восточно-Казах­станской области районов: Курчумского, Маркакольского, Зайсанского, Большенарымского и Катон-Карагайского. Дело в том, что рождение на мес­те бывшего русла Иртыша огромной водной преграды осложнило многим дорогу до областного центра.

Правда, на Бухтарминском водохранилище заработала паромная переправа: между берегами стали ходить два больших судна – «Иртыш» и «Енисей» (позднее переименованный в «Күршім»). По некоторым сведениям, они были построены по спецзаказу и предназначались только для паромных услуг на Бухтарме. Отработали трудяги-паромы ни много ни мало 50 с лишним лет. Благодаря их челночным маршрутам с берега на берег вышеназванные районы сохраняли транс­портное сообщение с внешним миром.

Впрочем, паромы есть паромы, с нас­туплением темноты они перестают работать. Это означает, что, прибыв к береговому причалу в вечернее время, можно было задержаться здесь до утра... В шторм, а волнение здесь случается нередко, суда также останавливают движение.

В зимние месяцы навигация по понятным причинам закрывается и начинает действовать ледовая переправа, то есть техника передвигается между берегами, но уже по ледовой дороге. К слову, ощущения при этом, особенно если ты новичок, не самые приятные, ведь под колесами находится водная бездна…

В зависимости от времени зимнего сезона лед пребывает в разном, с точки зрения его крепости, состоянии. Есть периоды, когда зимний панцирь водной поверхности непрочен и поэтому крайне опасен для движения. Однако, несмотря на это, рискованные рейсы все же случались: кого-то понуждали к этому жизненные обстоятельства, другие просто испытывали судьбу.

К сожалению, транспорт с людьми, случалось, проваливался из-за истончившегося или трещиноватого льда. Так что на дне Бухтарминского водохранилища покоится целый парк тракторов и автомобилей…

Упоминаю об этих страницах истории в прошедшем времени, поскольку они должны, хочется в это верить, безвозвратно уйти в прошлое. Скажем без ложного пафоса: крупнейший для транс­портной системы Казахстана проект отразил мечту нескольких поколений курчумцев или маркакольцев о надежном автотранспорт­ном сообщении, и в скором времени она станет реальностью.

Осуществление крупнейшего инфраструктурного проекта стало возможным при непосредственном участии Президента страны. В 2019 году Глава государства дал поручение ускорить строительство моста через Бухтарминское водохранилище.

Полноценные строительные работы здесь развернулись в 2021 году. Кстати, мост возводится в самом узком месте водохранилища, где его длина составляет 1 300 метров. Генеральным подрядчиком мостового сооружения выступило ТОО «Облшығысжол» из Усть-Каменогорска.

Финансирование проекта осуществ­ляется из республиканского бюджета, что позволило обеспечить стабильную денежную подпитку строительных работ.

6 августа стало историческим днем в летописи возведения моста – состоялась стыковка его конструкций. Свершилось: два берега, наконец, соединились. По этому поводу на мосту состоялось торжественное мероприятие с учас­тием акима области Ермека Кошербаева.

Побывав не так давно на строящемся­ объекте, автор этих строк убедился­ в том, что открытие моста может сос­тояться гораздо раньше декабря, а именно – 25 октября, в День Республики.

18 августа на объекте побывал Премьер-министр Олжас Бектенов. Он проверил ход строительства. По сути, мост готов уже примерно на 90 процентов, о нем можно говорить как о состоявшейся реальности. Строителям остается только завершить оставшуюся часть работ. Самый большой их объем приходится на сооружение арматурного каркаса на отрезке в 200 с лишним метров. Впрочем, к дате выхода этой статьи данное расстояние может существенно сократиться… Каркас будет залит бетоном, а когда полностью затвердеет, его покроют асфальтом, по которому поедет техника. На основном отрезке проезжей части моста асфальт уже уложен.

…С начальником участка Юрием Чановым идем по мосту с правого берега на левый. Кроме упомянутой арматурно-бетонной подушки на сборных конструкциях,­ предстоит установить бордюры для ограж­дения проезжей части, консоли, обус­троить пешеходный проход. В разгаре работа специалистов по установке освещения, видеонаблюдения, электронных датчиков, с помощью которых будет отслеживаться «самочувствие» мостового сооружения. Появятся в секторе для прохода судов и светофоры, регулирующие движение крупных и мелких плавсредств.

– Расстояние от среза воды до нижней мостовой балки составляет 18 метров, то есть препятствий для прохождения водных судов под мостом не возникнет, – говорит начальник участка. – Сама конструкция объекта имеет «горбинку», которая позволила увеличить расстоя­ние между водой и нижней балкой. Что касается движения автомобилей и другой техники, то они получат двухполос­ную проезжую часть. Ширина каждой полосы – пять метров.

По словам эксперта, наведенное через Бухтарминское водохранилище мос­товое автотранспортное сооружение по праву можно считать уникальным. Оно сложно с точки зрения технологии мостостроения и очень трудозатратно.

Приходилось заглублять в дно водо­хранилища опоры, несмотря на скальные породы, использовать новые технологии укрепления конструкций. К примеру, только в одной железобетонной плите, закрывающей пролет моста, содержится 102 тонны арматуры и 210 тонн бетона.

В целом затраты основных материалов при строительстве сооружения – металла и бетона – измеряются многими тысячами тонн. К слову, использовалось здесь и высокопрочное мостовое железо, которое завозилось из российского Кургана.

В дополнение к мостовому переходу ускоренными темпами строится подъездная дорога, которую пришлось прокладывать по песчаному рельефу. Общая же протяженность подъездных дорог на правом и левом берегах составила 18,6 км.

– Мы сумели построить мост, отве­чающий всем современным требованиям и стандартам, – говорит Юрий Чанов. – Для его дальнейшей эксплуатации на правом берегу водохранилища будет построено модульное здание соответствующей службы. За состоянием объекта призваны следить электронные датчики. Вся информация найдет графическое отображение на мониторах.

Строительство самого большого в Казахстане моста внесло положительный вклад в повышение опыта отечественных мостостроителей. Здесь, на продуваемом всеми ветрами бухтарминском берегу, за годы строительства инфраструктурного объекта сформировалась команда профессионалов – сварщиков, бетонщиков, монтажников, крановщиков, водителей, – которой теперь не страшен проект любой сложности.

Справедливости ради стоит сказать, что, пожалуй, главным экспертом на стройплощадке с первых дней оставался­ мостостроитель со стажем, руководитель проекта, заместитель генерального директора ТОО «Облшығысжол» Нигматолла Абдулхаков. Его вклад в реализацию проекта, как и вклад Юрия Чанова, многих десятков людей рабочих профессий, трудно переоценить.

Команда инженерно-технических специалистов выразила благодарность за четкую работу отделам снабжения и механизации ТОО «Облшығысжол». Необходимые конструкции, запасные части для техники, горючее поступали на объект вовремя, благодаря чему не было сбоев в работе.

Ввод Бухтарминского моста в строй призван придать импульс социально-экономическому развитию отдаленных районов Восточного Казахстана, оказать благоприятное воздействие на торгово-экономические отношения страны с соседним Китаем.

Популярное

Все
Отключения света и подачи воды стали обыденным явлением в Алматинской области
Расследования в сфере защиты конкуренции выявили ряд нарушений в Жамбылской области
Воспитание души: герои Маркеса впервые заговорили на казахском языке
Нарушения в сфере безопасности обнаружили в организациях образования ЗКО
Второй региональный фестиваль «Есениада» состоялся в Таразе
Эксперты ООН предложили рекомендации по регулированию ИИ
Мировое сообщество ищет способы регулировать использование технологий ИИ
Холода «подкрались незаметно»: жители Актау снова оказались без отопления и горячей воды
Алматинка Дуза-апа Мавлютова стала талисманом городского марафона
Карагандинские артисты выступили на «Русской сцене»
Как стабилизировать государственные финансы
Наши атлеты отличились на международных турнирах
Дать шанс амбициозной молодежи сделать карьеру – эксперт о модернизации госслужбы
Песня – символ дружбы
Достижения и перспективы развития государственной службы обсудили в АДГС
Есть у меня заветная лохматая Мечта...
Фестиваль ремесленников «Шебер-fest» прошел в Атырау
Про людей и зверей
Повысить эффективность профилактики
Питомец в мегаполисе: легко ли в Алматы найти место для выгула собаки?
«В условиях дефицита электроэнергии невозможно наращивать экономическую мощь страны» – мажилисмен
Аким Кызылординской области проверил готовность региона к отопительному сезону
«Барьеры мы создаем в своей голове» – параспортсмен
Судебные тяжбы могут оставить диабетиков без доступных лекарств
Создание института послов доброй воли обсудил секретариат Съезда лидеров мировых и традиционных религий
Шымкент меняет трубы: десятки километров теплотрасс заменены в южном мегаполисе
Экономист Александр Разуваев: Интерес к Евразии растёт
Президент Казахстана принял участие в заседании Совета глав государств СНГ в Москве
В Амангельдинском районе Костанайской области открылся уникальный туристический хаб
Дело о громком убийстве подростка в Алматинской области взято на особый контроль
Высшая школа расширит подготовку инженеров для атомной отрасли
Автомобиль за знания подарили преподавателю в Туркестанской области
Почти все многоэтажки ЗКО готовы к предстоящему отопительному сезону
Снежные барсы попали в объектив фотоловушки в Алматинской области
«Конечно, нужно строить!» – бывший оператор реакторной установки
Президента Казахстана наградили медалью «К 300-летию Махтумкули Фраги»
Хавбек по прозвищу Ваха: юбилей легенды казахстанского футбола
Занятия по кибербезопасности проводят во всех школах страны
Сельских новоселов становится больше в Жамбылской области
Кызылординский областной историко-краеведческий музей пополнился новыми экспонатами
Кто он, основатель Семипалатной крепости?
Аул Бозанбай, что в 65 километрах от Усть-Каменогорска, в октябре будет встречать гостей со всего мира
Труба пока не готова
Ушел из жизни сын известного казахстанского композитора Армана Дуйсенова
Школьница находилась в секс-рабстве в Кызылорде: стали известны подробности дела
В Атырау появится дендрологический парк
В Таразе начали подготовку специалистов для химической промышленности
Во избежание идентификации астанчанин заклеивал бумагой госномер авто
Схрон оружия нашли по маршруту кортежа Токаева в Туркестанской области
Более 170 тонн картофеля без сертификатов пытались завезти в Казахстан из России
Предприятие оштрафовали на 2,9 млрд тенге в Актюбинской области
Завод COCA-COLA открыли в Шымкенте
Принцип «слышащего государства»
Владислав Бакальчук сообщил об освобождении после задержания
У мужской сборной Казахстана по боксу – новый главный тренер
Перекресток улиц Бараева и Валиханова временно перекроют в Астане
Молодая семейная пара педагогов из Алматы планирует переехать в сельскую местность
О кадрах атомной промышленности и радиационной безопасности
13 тыс. вейпов изъяла полиция из стоматологии в Алматы
Стали известны все четвертьфиналисты ЧМ-2024 по футзалу

Читайте также

В Кокшетау прошел форум волонтеров страны
Clear-FEST, экогонка и экопривычки
Полный цикл производства мебели запущен в Костанае
Первому казахскому ученому-психологу посвящается

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]