Еврокоды тормозят строительство

6066
Марина Демченко

Поспешное внедрение еврокодов не решило главную цель реформы технического регулирования – роста привлечения иностранных инвестиций и современных технологий в экономику и строительную отрасль республики.

коллаж Павла Цедилина

В Казахстане с 2010-го проводится реформа системы технического регулирования в строительной отрасли с целью ее гармонизации с международной системой стандартов. В Концепции по реформированию нормативной базы строительной сферы РК, принятой в 2013 году, предусмот­рен поэтапный переход системы нормирования от жесткого предписывающего метода к гибкому параметрическому, включая европейские нормы проектирования – еврокоды. Эти технические стандарты должны применяться при проектировании зданий, мос­тов, других сооружений.

– С 1 января 2020 года в Казахстане отменено параллельное действие национальных норм и еврокодов и осуществлен полный переход на еврокоды – комплекс европейских стандартов (EN) для проектирования и расчета строительных конструкций зданий и сооружений, разработанных Европейским комитетом по стандартизации, – рассказал заместитель председателя правления Палаты экспертных организаций кандидат технических наук Талгат Мамаев.

Еврокоды кроме членов Евро­сою­за приняли и некоторые другие страны, в основном граничащие с ними, всего более 45 государств. К примеру, Беларусь и Украина начиная с 2010 и 2014 года пытаются применять их в качестве альтернативы национальным нормам. Россия начала подготовку к переходу на еврокоды, но решила отложить процесс на неопределенное время.

Таким образом, как отмечает эксперт, Казахстан сейчас единст­венная страна СНГ, полностью перешедшая на еврокоды и отменившая национальные нормы по проектированию строительных конструкций.

На первый взгляд, принятие еврокодов – большой шаг вперед в развитии строительной отрасли. Евросоюз объединяет экономически и технологически развитые страны, это большой рынок (более 500 млн человек), интеграция с которым позволит привлекать инвес­тиции в строи­тельную отрасль Казахстана, внедрять новые строительные материалы и передовые технологии, экспортировать строительную продукцию. В еврокодах указываются параметры, обеспечивающие прочность и долговечность конструкций и в общем виде общепринятые методы их достижения, но допускаются альтернативные решения.

В старых, еще советских нормах – СНиПах – указывались безальтернативные условия достижения необходимых парамет­ров, что не позволяло внедрять новые материалы и технологии. Вводимые новшества, по словам Талгата Мамаева, обнажили проблемы в профессиональной подготовке проектировщиков и оснащенности строительной индустрии современным оборудованием. Реформа, конечно, способствует интеграции в европейскую и мировую системы технического регулирования, устранению технических барьеров в торговле, совершенствованию методов нормирования, повышению уровня и конкурентоспособности казахстанских специалистов.

Внедрение еврокодов в Казах­стане, согласно концепции, должно было проходить в три этапа. На первом – подготовительном – в 2010–2014 годах предполагались перевод еврокодов, разработка национальных приложений к ним и внед­рение ссылочных стандартов. На втором, переходном, в 2015–2020 годах – параллельное применение национальных норм и еврокодов, переподготовка студентов, проектировщиков, изыскателей, экспертов, специалистов строительной промышленности, органов контроля и переоснащение строительной индустрии, аттестационных центров.

И, наконец, при комп­лексной готовности строительной отрас­ли планировался полный переход на еврокоды в 2021 году с дальнейшим анализом и обоб­щением опыта применения и при необходимости их корректировки в течение последующих пяти лет.

Получилось как всегда

– Однако переходный этап необоснованно сократили на один год (полный переход на еврокоды объявлен с 1 января 2020 года. – Прим. авт.), а третий этап – до полутора лет. Опыт проектирования показал, что строительная отрасль Казахстана не была готова к полному переходу на новые стандарты, отмена переходного этапа параллельного действия двух норм оказалась преж­девременной, – считает Талгат Мамаев.

По его словам, практика проектирования и производства строительной продукции после полного перехода на еврокоды выявила в первую очередь проблемы в подготовке специа­листов. Также строительная отрасль оказалась не готова к производству продукции по соответствующим стандартам.

А ведь представители отрасли заранее предупреждали об этих и других возможных проблемах, обращались во все инстанции. Например, Ассоциация строителей по Костанайской области в начале 2020 года предлагала отложить полный отказ от прежних нормативно-технических документов на пять лет, продлить параллельное действие двух норм.

Уже тогда она предупреждала, что переподготовка проектировщиков отстает, промышленность региона не готова к реализации европейских требований – местным заводам нужно время и средства для адаптации строительных производств. Ассоциация направляла письма в НПП РК «Атамекен» и уполномоченный орган по делам строительства с указанием проблем.

Во время расширенного заседания рабочей группы на площадке АО «КазНИИСА»­ в июле 2021-го эксперты поднимали вопросы по практическому применению еврокода «Проектирование стальных конструкций» и заявляли, что технические характеристики стали в прокатах, выпускаемых в Казахстане, не соответствуют требованиям стандартов, поддерживающих еврокоды. В середине 2021 года Союз строителей Казахстана на совещании рабочей группы по техническому регулированию при НПП РК «Атамекен» снова предлагал продлить параллельное действие национальных норм и еврокодов на пять лет.

– Многие проектные организации, работающие с еврокодами, отмечают, что проектирование стало более трудоемким. Для этого нужен более квалифицированный проектировщик, чем для работы по СНиПам. Раньше нормы были конкретные, прос­тые в исполнении, не требовали большой квалификации. Учитывая уровень проектирования в Казахстане, необходим длительный период подготовки специалистов для освоения еврокодов, – считает Талгат Мамаев.

Как отмечает эксперт, респуб­лика также оказалась экономически не готова к полному переходу на еврокоды, поскольку при проектировании по ним происходит удорожание объекта строи­тельства – по отзывам некоторых участников рынка, до 20% от стоимос­ти железобетонного каркаса. В связи с чем необходимо уточнить национально определяемые параметры еврокодов и провести сопоставительный анализ.

Таким образом, что сделано за 12 лет? Еврокоды официально в Казахстане введены три года назад. Но по ним не работают многие заводы по выпуску строи­тельных материалов и изделий. Нет необходимого количества подготовленных проектировщиков. Даже если проекты грамотными специалис­тами делаются по еврокодам, то многие стройматериалы и изделия изготавливаются по старинке, а это означает, что большинство строящихся зданий не отвечает европейским требованиям качества и безопасности.

Как подчеркивает Талгат Мамаев, внед­рение еврокодов не решило главную цель реформы технического регулирования – роста привлечения иностранных инвестиций и современных технологий в экономику и строи­тельную отрасль страны.

– Правительство, чтобы сократить время и стоимость строительства социальных объектов, предлагает применять при проектировании детсадов, больниц и школ типовые проекты. Однако для этого невозможно использовать ранее разработанные типовые проекты зданий, конст­рукций, ведь они не адаптированы к еврокодам. И это еще одна проблема, которую мы никак не решим, – подчеркивает эксперт.

Нет единого рецепта

Необходимо отметить, что жестких временных требований по переходу от параллельного действия двух норм к полному введению еврокодов не сущест­вует. Рекомендуемый период составляет от двух до пяти лет. К примеру, в Беларуси и на Украине параллельное действие двух норм продолжается уже около 10 лет.

С практической стороны экспор­тировать строительную продукцию можно было и при параллельном хож­дении двух норм, уверен Талгат Мамаев. Преимущества параллельного действия норм эксперт видит в том, что заказчик способен выбирать, по каким нормам проектировать тот или иной объект – по национальным или по еврокодам.

Если вопрос возникает с применением новых материалов или технологий, то нет препятствий и в использовании еврокодов в тот же переходный период.

– Экспертное сообщество с самого начала – еще на стадии подготовки приказа о полном переходе на еврокоды в 2020 году – выступало против поспешного решения из-за неготовности строительного сектора, предлагало продлить параллельное действие норм еще на пять лет. Но, увы, к ним не прислушались, – констатирует Талгат Мамаев и отмечает, что для обсуждения проблем внедрения еврокодов в Казахстане и принятия консолидированного решения с учас­тием всех заинтересованных объединений проектировщиков, строительной промышленности, экспертов и представителей отраслевого министерства необходимо организовать конференцию (семинар, рабочую встречу).

На мероприятии в первую очередь необходимо обсудить проб­лему переподготовки кадров. Для повышения ­квалификации специа­листов предлагается разработать единую учебную прог­рамму переподготовки специа­листов по проектированию по еврокодам для экспертов, проектировщиков, изыскателей, специалистов органов контроля, строительной индустрии. Продолжительность курса должна быть не менее четырех недель со сдачей квалифицированного экзамена и выдачей сертификата на проектирование по еврокодам.

Причем экзамен помимо теоретической части должен содержать практическое задание – выполнение расчета здания по еврокодам. Необходимо создать центры переподготовки специалистов проектирования по еврокодам при университетах, выпускаю­щих специалистов по специальностям «строительство» и «ПСМИК». Так как Казахстан находится в сейсмо­опасной зоне, то, по мнению эксперта, конструкторы проект­ных организаций и эксперты обязательно должны пройти соответствующее обучение, сдать экзамен и получить сертификат.

Участники рынка уверены, что необходимо разработать нормативный ­документ «Порядок разработки, согласования и состав документов, обосновывающих альтернативные решения», где должны быть указаны все виды обосновывающих документов и их содержание.

– Должны быть четкие правила игры, чтобы исключить ошибки в альтернативных проектных решениях, – говорит эксперт.

Дело не сдвинется с места, если не разработать программу переоснащения строительной промышленности РК для производства продукции по стандартам, поддерживающим еврокоды, и если государство не окажет в этом вопросе поддержку.

Популярное

Все
В Казахстане сотни сакральных мест, достойных широкой известности
Расстрелы в Лисьей балке. В 1930-е годы прошлого столетия ужесточились гонения на духовенство
Жемчужина оперного искусства
Творчество без дублей
Память, звучащая в Слове
О таком раньше и не мечтали
Возвращение сакуры
О чем расскажет Белкарагай
Голубой вагон бежит, качается
Родился курдом – вырос казахом
«Уважаемый страус...»
Язык как мост между мирами
Памяти поэта
Тренер на поле, наставник в жизни
Под знаком Чайковского
В Приаралье просо выращивали 2 200 лет назад
Чужбина стала Родиной
Летом в поездах поедет треть страны
На финансовом рынке – перемены
Укрепление гуманитарного диалога
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Тайны городского парка
Истоки тюркской письменности
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Определены 100 лучших школ Казахстана по итогам года
Кызылординским студентам вручили направления на учебу в зарубежные заведения
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
В Пекине звучал кюй «Әлқисса»
Бектенову представили подходы по дальнейшему развитию Алматинского горного кластера
Потепление до 35 градусов ожидается в Казахстане
В Жастаре построили ферму XXI века
Трамп заявил о росте ожирения среди американских детей
Новые спортивные объекты появятся в Атырау
Расследование крушения самолета AZAL под Актау перешло на новый этап
Тайна массового захоронения динозавров у «Реки Смерти»: учёные ближе к разгадке
В Павлодаре из-за пожара в такси пострадали четыре человека
Токаев произвел ряд назначений
Филиал Челябинского государственного университета откроют в Костанае
Досаев покинул должность акима Алматы
Полководец. Писатель. Патриот
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
В Казахстане резко изменится погода
Мажилис принял новый Налоговый кодекс
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Будущее – за цифровыми активами
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Семья – духовный код нации
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
NASA подтвердило предсказание Стивена Хокинга о конце света
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Жару сменят дожди в Казахстане
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области

Читайте также

Будущее мира зависит от общих действий и решений
Глобальные вызовы требуют масштабных решений
Сообща реагировать на изменения климата
ИИ: новые реалии времени

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]