Главный принцип – человекоцентричность

138
Лилия Сыздыкова

Реформы в сфере госслужбы формируют ориентированную на граждан модель управления

Иллюстративное фото: Kazpravda.kz / Адильбек Тауекелов

Государственная служба в Казах­стане была и остается одной из самых динамично развивающихся сфер. И это вполне объяснимо: система госуправления должна быть адекватна реалиям, в которых находятся страна и общество, уметь отвечать на современные вызовы, следить и следовать за трендами, многие из которых впоследствии становятся «новой нормой». Другими словами: мир меняется, и вместе с ним должна меняться госслужба.

В настоящий момент данная сфера в Казахстане переживает очередной этап обновления. Ключевые его принципы изложены в принятой в прошлом году Концепции развития государственной службы РК на 2024–2029 годы. В их числе – сервисность и клиентоориентированность. Это значит, что в центре деятельности госорганов и госслужащих должны всегда находиться интересы и потребности граждан, которые рассматриваются как клиенты, взаимодействующие с государством через получение от него различных услуг. В то же время речь идет о системном стремлении понять реальные нужды казахстанцев и позаботиться (также на системной основе) о том, чтобы они были удовлетворены.

В июне 2025 года Президентом была утверждена новая редакция Концепции развития государственного управления до 2030 года, которая также делает акцент на формировании эффективного, справедливого, прозрачного, клиентоориентированного и открытого государственного аппарата, оперативно реагирующего на запросы общества и работающего по принципу «слышащее государство».

Непосредственно для граждан клиенто­ориентированность означает, что взаимодействие с государством и получение от него услуг будет для них: максимально понятным и доступным (развитие электронных сервисов, четкие инструкции, минимум бюрократии); быстрым и предсказуемым (соблюдение сроков оказания услуг, возможность отслеживать статус заявок); прозрачным (обоснованность решений, возможность обжалования) и эффективным (госслужащий сам заинтересован в том, чтобы гражданин получил нужную ему услугу).

– Задачей государственных органов должно стать удовлетворение запросов граждан, в том числе обеспечение справедливости и безопасности. Реформы нацелены на системное повышение качества госуслуг: переход к проактивной модели работы, устранение барьеров и бюрократии, улучшение доступа к услугам, – поясняет начальник Центра частного законодательства Института парламентаризма РК Юлия Костяная. – Планируется расширение Реестра госуслуг и ежегодный общественный мониторинг их качества. Уже сегодня цифровая трансформация приносит заметные результаты: 93% населения Казахстана имеет доступ к порталу eGov, 90,8% госуслуг доступны через смартфоны, внедрены биометрическая идентификация и QR-подписи.

Активно развиваются порталы eGov, e-Өтініш (для обращений граждан), e-Address (адресная поддержка) и другие. Уже сейчас многие документы можно оформить онлайн без очередей и лишних визитов. В числе успешно реализованных цифровых решений: электронный военный билет, «европротокол» для ДТП без полиции, онлайн-зачисление в школы и детсады и так далее. Все это значительно сократило сроки и повысило прозрачность получения услуг. В 2025 году планируется перевести в проактивный формат еще 20 услуг и оптимизировать 35 сервисов.

Новая модель госслужбы требует обновления и кадровой политики. Служащие должны быть носителями и проводниками новых ценностей, заложенных в основу стратегии развития государства – справедливость, неукоснительное соблюдение принципа «Закон и Порядок», человекоцентричность. Работа в данном направлении идет сразу по нескольким трекам – это и привлечение на госслужбу новых кадров, и изменение подходов к подготовке госслужащих, и совершенствование законодательной базы.

Так, сейчас идет работа над новым проектом Закона РК «О государственной службе», который направлен на формирование новой ценностной основы госаппарата, в центре которой – патриотизм, профессионализм, клиентоориентированность и этичность.

Как отмечает Юлия Костяная, в числе ключевых новелл – закрепление института безупречной репутации, клиентоориентированной модели поведения и механизмов подготовки молодых кадров через образовательные гранты. Эти меры призваны повысить эффективность, прозрачность и доверие к госслужбе, минимизировать злоупотребления и привлечь в систему квалифицированных и мотивированных специалистов.

– Новый законопроект направлен на создание современной модели государственной службы: высокопрофессиональной, служащей интересам общества и отвечающей принципам меритократии, открытости и сервиса. Он предусматривает институциональные изменения – от кадровой модели до этических стандартов и механизмов карьерного роста, – отмечает она.

Вводятся также механизмы поддержки молодых кадров, в том числе через образовательные гранты и карьерную подготовку, а также инструменты горизонтального роста и гибкой ответственности.

Важнейшие проекты, нацеленные на повышение кадрового потенциала госслужбы, – это Президентский молодежный кад­ровый резерв (по итогам трех волн отбора туда вошли 400 человек, при этом около 80% из них уже получили госдолжности, в 2025 году стартовал четвертый набор резерва с отраслевым подходом), а также создание региональных кадровых резервов (с 2024 года созданы кадровые резервы на местах для акиматов и других ведомств).

– Образование и повышение квалификации госслужащих превращаются в платформу для формирования новой управленческой культуры, – обращает внимание эксперт. – Академия госуправления реализует практикоориентированные программы, включая цифровое госуправление и soft skills, стратегическое мышление и поведенческие науки. Специальные программы охватывают и сельских акимов, и будущих цифровых лидеров, обеспечивая рост кадрового потенциала.

Кроме того, Казахстан выступает пионером региона в интеграции ИИ в госуправление, и это также требует «прокачки» у госслужащих необходимых навыков. В 2025 году начато внедрение программы AI Qyzmet, которая стала первой в Центральной Азии учебной платформой для госслужащих по использованию ИИ. Запущенная ­МЦРИАП совместно с Агентством по госслужбе платформа охватывает ключевые сценарии применения ИИ.

– Таким образом, реформы в сфере госслужбы формируют современную, гибкую и ориентированную на граждан модель управления: законодательные новации обеспечивают баланс между кадровой дисциплиной и возможностями для профессионального роста, а цифровизация и развитие ИИ-компетенций закладывают основу для эффективного и открытого взаимодействия граждан и государства, – подчеркивает руководитель Центра частного законодательства Института парламентаризма РК.

Популярное

Все
Оставили без квартир и денег
Школа имени Абая готовится к новоселью
В режиме открытого неба
Убирают хлеб, заготавливают корма
Растет спрос на газ
Стартовали республиканские командно-штабные учения «Қалқан-2025»
В Астане соберутся библиотекари со всего мира
Где родился Конек-Горбунок
Качество и сроки выполнения работ под строгим контролем
Оступившимся помогает служба пробации
Отходы дешевле купить... за границей
Колокольная симфония
Агрохимия на страже урожайности
Попались, красавчики!
Всегда на связи!
Главный принцип – человекоцентричность
Юридические консультанты: от семейных споров до судебных тяжб
Знак уважения молодым талантам
Зерновики впервые вырастили свеклу
Больше чем помощь
В Кызылординской области все больше сёл отказываются от продажи алкоголя
Незаконные постройки снесут в Уральске
Алматинская область подарила земле Абая скульптуру «Золотой человек»
Модернизация на особом контроле
В Павлодаре откроют первую комфортную школу
Молодой парень утонул на озере Алаколь - ВИДЕО
Всеобщее декларирование в Казахстане: кого оно касается и что изменилось?
День строителя
Этнический казах из Франции представил в Париже парфюм Kiz Jibek
Джей Ло в Алматы: что важно знать перед концертом
Министр проверил обеспечение аграриев поливной водой
Акчулаков доложил Президенту о работе и планах Ассоциации инвесторов
На побережье Алаколя появится оздоровительный комплекс
Продолжается активная борьба с кибермошенничеством
Пять бронзовых медалей завоевали казахстанки на молодежном ЧА по боксу
Путин рассказал Токаеву об итогах беседы со спецпосланником Президента США
Участников свадебного кортежа наказали в Туркестанской области
Шаг в развитии местной экономики
Новый Налоговый кодекс: как государство снижает административную нагрузку на бизнес
Опубликованы имена обладателей государственных образовательных грантов
В Караганде подорожает проезд в автобусе
До конца 2025 года в Казахстане введут обязательную маркировку моторных масел
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и законы Республики Казахстан          по вопросам введения его в действие
Десять человек погибли за два дня на трассах Казахстана
На Зеленом базаре арендаторы в очередной раз устроили демарш
В Астане сгорел рынок «Big Шанхай»
Жезказган – Кызылорда: уложены первые километры асфальта
Асфальтобетонный завод строят в Сатпаеве
Сильные дожди накроют Казахстан
Амангельды Нугманов: Защита прав человека – ключевой ориентир в работе полиции
Сенатор Амангельды Нугманов ознакомился с инициативами в сфере высшего образования в Актобе
Сильные дожди сменят жару в Казахстане
Более полумиллиарда тенге выделили на ремонт столетней дороги в ВКО
Сенаторы обсудили с военными Жетысу реализацию закона о территориальной обороне
​​​​​​​Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оптимизации уголовного законодательства Республики Казахстан
Сенатор Алибек Наутиев высказался о развитии рыбной промышленности в Атырауской области
В Павлодарской области масштабно отметили 125-летие Исы Байзакова
Родители потратили благотворительную помощь на лечение сына: возбуждено дело
Гвардеец завоевал бронзу на ЧМ по пляжному самбо в Сингапуре
О погоде в Казахстане на первые дни августа рассказали синоптики

Читайте также

Результаты тестирования при отборе в ПМКР

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]