Главный принцип – человекоцентричность

1104
Лилия Сыздыкова

Реформы в сфере госслужбы формируют ориентированную на граждан модель управления

Иллюстративное фото: Kazpravda.kz / Адильбек Тауекелов

Государственная служба в Казах­стане была и остается одной из самых динамично развивающихся сфер. И это вполне объяснимо: система госуправления должна быть адекватна реалиям, в которых находятся страна и общество, уметь отвечать на современные вызовы, следить и следовать за трендами, многие из которых впоследствии становятся «новой нормой». Другими словами: мир меняется, и вместе с ним должна меняться госслужба.

В настоящий момент данная сфера в Казахстане переживает очередной этап обновления. Ключевые его принципы изложены в принятой в прошлом году Концепции развития государственной службы РК на 2024–2029 годы. В их числе – сервисность и клиентоориентированность. Это значит, что в центре деятельности госорганов и госслужащих должны всегда находиться интересы и потребности граждан, которые рассматриваются как клиенты, взаимодействующие с государством через получение от него различных услуг. В то же время речь идет о системном стремлении понять реальные нужды казахстанцев и позаботиться (также на системной основе) о том, чтобы они были удовлетворены.

В июне 2025 года Президентом была утверждена новая редакция Концепции развития государственного управления до 2030 года, которая также делает акцент на формировании эффективного, справедливого, прозрачного, клиентоориентированного и открытого государственного аппарата, оперативно реагирующего на запросы общества и работающего по принципу «слышащее государство».

Непосредственно для граждан клиенто­ориентированность означает, что взаимодействие с государством и получение от него услуг будет для них: максимально понятным и доступным (развитие электронных сервисов, четкие инструкции, минимум бюрократии); быстрым и предсказуемым (соблюдение сроков оказания услуг, возможность отслеживать статус заявок); прозрачным (обоснованность решений, возможность обжалования) и эффективным (госслужащий сам заинтересован в том, чтобы гражданин получил нужную ему услугу).

– Задачей государственных органов должно стать удовлетворение запросов граждан, в том числе обеспечение справедливости и безопасности. Реформы нацелены на системное повышение качества госуслуг: переход к проактивной модели работы, устранение барьеров и бюрократии, улучшение доступа к услугам, – поясняет начальник Центра частного законодательства Института парламентаризма РК Юлия Костяная. – Планируется расширение Реестра госуслуг и ежегодный общественный мониторинг их качества. Уже сегодня цифровая трансформация приносит заметные результаты: 93% населения Казахстана имеет доступ к порталу eGov, 90,8% госуслуг доступны через смартфоны, внедрены биометрическая идентификация и QR-подписи.

Активно развиваются порталы eGov, e-Өтініш (для обращений граждан), e-Address (адресная поддержка) и другие. Уже сейчас многие документы можно оформить онлайн без очередей и лишних визитов. В числе успешно реализованных цифровых решений: электронный военный билет, «европротокол» для ДТП без полиции, онлайн-зачисление в школы и детсады и так далее. Все это значительно сократило сроки и повысило прозрачность получения услуг. В 2025 году планируется перевести в проактивный формат еще 20 услуг и оптимизировать 35 сервисов.

Новая модель госслужбы требует обновления и кадровой политики. Служащие должны быть носителями и проводниками новых ценностей, заложенных в основу стратегии развития государства – справедливость, неукоснительное соблюдение принципа «Закон и Порядок», человекоцентричность. Работа в данном направлении идет сразу по нескольким трекам – это и привлечение на госслужбу новых кадров, и изменение подходов к подготовке госслужащих, и совершенствование законодательной базы.

Так, сейчас идет работа над новым проектом Закона РК «О государственной службе», который направлен на формирование новой ценностной основы госаппарата, в центре которой – патриотизм, профессионализм, клиентоориентированность и этичность.

Как отмечает Юлия Костяная, в числе ключевых новелл – закрепление института безупречной репутации, клиентоориентированной модели поведения и механизмов подготовки молодых кадров через образовательные гранты. Эти меры призваны повысить эффективность, прозрачность и доверие к госслужбе, минимизировать злоупотребления и привлечь в систему квалифицированных и мотивированных специалистов.

– Новый законопроект направлен на создание современной модели государственной службы: высокопрофессиональной, служащей интересам общества и отвечающей принципам меритократии, открытости и сервиса. Он предусматривает институциональные изменения – от кадровой модели до этических стандартов и механизмов карьерного роста, – отмечает она.

Вводятся также механизмы поддержки молодых кадров, в том числе через образовательные гранты и карьерную подготовку, а также инструменты горизонтального роста и гибкой ответственности.

Важнейшие проекты, нацеленные на повышение кадрового потенциала госслужбы, – это Президентский молодежный кад­ровый резерв (по итогам трех волн отбора туда вошли 400 человек, при этом около 80% из них уже получили госдолжности, в 2025 году стартовал четвертый набор резерва с отраслевым подходом), а также создание региональных кадровых резервов (с 2024 года созданы кадровые резервы на местах для акиматов и других ведомств).

– Образование и повышение квалификации госслужащих превращаются в платформу для формирования новой управленческой культуры, – обращает внимание эксперт. – Академия госуправления реализует практикоориентированные программы, включая цифровое госуправление и soft skills, стратегическое мышление и поведенческие науки. Специальные программы охватывают и сельских акимов, и будущих цифровых лидеров, обеспечивая рост кадрового потенциала.

Кроме того, Казахстан выступает пионером региона в интеграции ИИ в госуправление, и это также требует «прокачки» у госслужащих необходимых навыков. В 2025 году начато внедрение программы AI Qyzmet, которая стала первой в Центральной Азии учебной платформой для госслужащих по использованию ИИ. Запущенная ­МЦРИАП совместно с Агентством по госслужбе платформа охватывает ключевые сценарии применения ИИ.

– Таким образом, реформы в сфере госслужбы формируют современную, гибкую и ориентированную на граждан модель управления: законодательные новации обеспечивают баланс между кадровой дисциплиной и возможностями для профессионального роста, а цифровизация и развитие ИИ-компетенций закладывают основу для эффективного и открытого взаимодействия граждан и государства, – подчеркивает руководитель Центра частного законодательства Института парламентаризма РК.

Популярное

Все
Преемственность поколений – опора Satbayev University
«Барыс» возвращается в зону плей-офф
В области Абай презентовали 25 новых книг
Центр академического превосходства
Древнее искусство Великой степи
Дороги творчества Жумабая Шаштайулы
Чтоб свет не гас и батареи грели
В стране ценят человека труда
В Алматы открылась новая библиотека
Укрепляя статус индустриального центра
Природный газ пришел и в Сабалак
Прогресс сельского хозяйства – развитие всей страны
Первый шаг к цифровому Alatau
Сельские территории: надежда на обученных акимов
Указ Президента Республики Казахстан О награждении государственными наградами Республики Казахстан
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан
Новая жизнь сельской медицины
Зимняя сказка для города
Внедрили лучшие технологии
Ливневки защитят от подтоплений
Накануне Нового года в супермаркетах начнется продажа по низким ценам
Стипендии повысили студентам в Казахстане
Продажу удешевленной говядины через торговые сети масштабируют в Казахстане
В столице в честь Дня Независимости пройдет республиканская ярмарка ремесел
Президент Ирана прибыл в Акорду
Жители села Шамши Калдаякова активно участвуют в преобразованиях
Костанайские предприниматели просят отложить запрет на эксплуатацию трехосных самосвалов на 3 года
Мечта, ставшая реальностью благодаря Президенту Касым-Жомарту Токаеву
Иранская компания построит молочный завод в Казахстане
Завершен второй этап строительства проспекта
Итоги большого общественного пути
Хосе Антонио Каст победил на выборах президента Чили
Американские чиновники отметили День Независимости Казахстана в Хьюстоне
В Астане с начала года ликвидировали два мошеннических колл-центра
Метель и осадки продолжатся в Казахстане
Следим за финалом, ожидаем побед
Казахстан построит транспортно-логистический терминал в иранском порту Шахид Раджаи
В Костанайской области открываются новые школы и внедряются современные стандарты
В Мангистау реализуется первый в Центральной Азии проект морской аквакультуры
Новый цифровой маршрут: как Казахстан превращает транзит данных в стратегическое преимущество
Началось строительство сталелитейного завода
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Ключевой ориентир – человекоцентричность
Из казармы в кампус
Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
Политика здравого смысла
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Зима будет теплой
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Уверенный рост экономики Приаралья
Как лечить ОРВИ и грипп у детей: столичный врач обратилась к родителям
Запущен завод по переработке мяса птицы
SMS-коды 1414 больше не используются в Казахстане
В ВКО фотоловушки сняли галерею «портретов» обитателей тайги

Читайте также

Сельские территории: надежда на обученных акимов
Ветеринария – стратегический ресурс для села
Адал азамат – опора государства
Госслужащие продвигают «Читающую нацию»

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]