
Годом ранее, как помнят многие, известие о том, что крупнейший системообразующий банк страны допустил 132-миллиардный убыток, вызвало и тревогу на рынке, и пессимистичные прогнозы. Тот убыток, напомню, был обусловлен разовым начислением в конце 2012 года провизии в размере 196 млрд. тенге на покрытие потенциальных убытков по ссудному портфелю. Эксперты и аналитики в отличие от непрофессиональной публики тогда достаточно позитивно оценили этот шаг, считая, что таким образом ККБ заложил базу и для роста, и для маневра, и для работы в условиях нестабильности рынков.
Нынешний показатель прибыли говорит о том, что банк сумел использовать ту меру во благо. Председатель правления ККБ Нина Жусупова, комментируя на пресс-конференции в Алматы результаты прошедшего года, отметила, что банк работал эффективно по всем направлениям, и это позитивно отразилось на ключевых операционных показателях. Так, в частности, чистая прибыль за прошедший год удвоилась по сравнению с 2011 годом. Коэффициент адекватности капитала первого уровня составил на конец минувшего года 15,5%, собственного капитала – 17,8%.
Напряженную работу банка по улучшению показателей подчеркивает и снижение операционных расходов на 3,4%, до 32,7 млрд. тенге. Годом ранее банк обещал оптимизировать расходы и на эту непопулярную меру пошел. Еще одно важное для банка событие, характеризующее наращивание его устойчивости, произошло в конце 2013 года, когда Казкоммерцбанк вернул государству 149 млрд. тенге – более половины средств, выделенных в рамках антикризисной поддержки экономики. Причем 94 млрд. тенге были возвращены досрочно.
Предвестником позитивных официальных новостей ККБ можно было счесть и январскую оценку агентства Fitch, которое подтвердило долгосрочные рейтинги банка на уровне «B» со «стабильным» прогнозом. Как отмечалось в комментарии Fitch, рейтинги учли «существенную способность банка абсорбировать убытки, положительную прибыль до отчислений под обесценение, умеренный риск рефинансирования и комфортную ликвидность». Причем этим прогнозом уже было учтено сообщение о приобретении Казкомом БТА Банка.
Улучшился по итогам года и еще один из принципиально важных показателей банка, который можно по праву назвать и индикатором доверия банку, объем розничных клиентов. Этот показатель за год вырос на 3,7%, до 683,7 млрд. тенге. Это 16% депозитного рынка. Как отметил управляющий директор ККБ Сергей Мокроусов, по этому показателю банк занимает устойчивое второе место на рынке. При этом ККБ лидирует в секторе интернет-банка. Количество зарегистрированных пользователей портала Homebank составляет почти полмиллиона.
Год не был простым для банка, признает топ-менеджмент ККБ. И хотя удалось добиться значительного прорыва по многим позициям, на текущий год еще остается ряд задач, которые будет необходимо решать. Первая из них застарелая – оздоровление ссудного портфеля. Так, на начало года удельный вес недействующих займов составил 32,4% от общего объема ссуд. Но кредитная активность не снижается: в 2013 году объем кредитования розничного сектора вырос почти на 27%, до 270,6 млрд., что превысило 14% от общего портфеля. Возвращаясь к оценке Fitch, напомню, кстати, что его эксперты связывают повышение рейтинга банка с успешным разрешением ситуации с проблемными кредитами, которое обеспечило бы укрепление капитализации.
Другая задача, ставшая в посткризисные годы системной работой ККБ, – поддержка проектов на рынке недвижимости. При финансовом участии банка идут достройки жилищных комплексов с долевым участием в Астане и Алматы на сумму около 120 млрд. тенге.
– У нас достаточно хорошие показатели по продажам, в том числе в 2013 году, когда мы продали квартир почти на 230 миллионов долларов, – сообщила Н. Жусупова. – За февраль 2014 года мы уже выполнили полугодовой план – продано квартир на 50 миллионов. Весь отложенный спрос в течение февраля был реализован.
Большая работа ждет банк и по завершении сделки с БТА. Нина Жусупова вновь заявила, что клиенты БТА не должны беспокоиться по поводу сделки. Это, по оценке ККБ, обычная рыночная сделка, максимально прозрачная, совершаемая на максимально рыночных условиях.
– БТА как институт всегда был очень хорошим банком, – считает банкир. – Несмотря на все передряги, у банка неплохие показатели, опытная команда, которая привыкла работать с клиентами. Поэтому достичь эффективности банка можно. Хотя мы все понимаем, что и у БТА Банка, и у нас будет болезненный период. Это очень сложный проект с точки зрения масштаба: у нас разная корпоративная культура, разное понимание кадровой политики и в вопросах расходов. Но когда начинаешь заниматься каждодневной работой, понимаешь, что в принципе это тот бизнес, которым мы занимаемся повседневно.
Алла ДЕМЕНТЬЕВА,
Алматы