– Игорь Иванович, прекрасно понимаю вашу чрезвычайную загруженность в эти дни и поэтому первым делом выражу свою благодарность за согласие на данное интервью. Вот-вот ожидается подписание Договора о создании Евразийского экономического союза. В начале нашей беседы что можете сказать вообще о значимости интеграционных процессов в мире, в частности на постсоветском пространстве?
– Опыт работы интеграционных объединений на пространстве СНГ позволяет рассматривать интеграционный потенциал как значимый фактор экономического развития.
В настоящее время в рамках СНГ развиваются как бы два интеграционных трека: реальное углубление сотрудничества в рамках всего СНГ на основе многосторонней зоны свободной торговли и формирование ядра ускоренного развития интеграции в виде Таможенного союза и Единого экономического пространства с последующим расширением состава участников этих процессов за счет других заинтересованных стран. Такой подход получил название разноскоростной или разноуровневой интеграции. Он позволяет сочетать развитие опережающих форматов для стран, готовых двигаться в направлении углубления интеграции, с постепенным распространением их на более широкий круг государств Содружества.
Пожалуй, основным достижением «расширенного» трека является создание полноценной и многосторонней зоны свободной торговли с более широким участием (сегодня включает 9 государств – участников СНГ) с целью устранения имеющихся барьеров во взаимной торговле товарами. Тем самым в общем формате Содружества мы как бы подходим к тем вопросам и проблемам, которые уже нашли свое решение в интеграционном объединении России, Беларуси и Казахстана, где наряду с поддержанием отношений свободной торговли осуществляется широкое экономическое взаимодействие и формируются единые правила поведения.
Торговая статистика показывает конкретные результаты этой работы. Минувший 2013 год малоиндикативен в силу негативных общемировых тенденций, однако по итогам трехлетнего периода мы можем сделать вывод о том, что взаимная торговля членов Таможенного союза успешно прирастает в благоприятные в экономическом отношении годы и не сокращается в неблагоприятные.
– Как известно, идея полноценной евразийской интеграции на постсоветском пространстве принадлежит Нурсултану Назарбаеву. Президент Казахстана уже в первые годы после обретения независимости четко сказал, что политика изоляционизма ведет к тупику. Глава нашего государства впервые озвучил идею Евразийского союза в Московском государственном университете в марте 1994 года. «Выдвигая идею Евразийского союза, я отдавал себе отчет в том, что эта задача не одного десятилетия», – говорил Нурсултан Абишевич. Вместе с тем для осуществления данной задачи понадобилось всего два десятилетия. Как бы вы охарактеризовали роль Назарбаева в том процессе, который привел через сравнительно короткий по историческим меркам срок к такому результату?
– Сегодня, в 2014 году, вплотную подойдя к подписанию Договора о создании Евразийского экономического союза, мы действительно поражаемся дару научного предвидения и глубокой политической мудрости Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. Раньше многих других он понял, что эйфория периода цивилизованного развода бывших советских республик может и должна смениться стремлением к интеграции на основе использования преимуществ как опыта нашего совместного прошлого, так и вновь приобретенных навыков реализации преимуществ рыночной экономики.
Должен подчеркнуть, что во время всей работы по созданию Таможенного союза, Единого экономического пространства, а теперь и Евразийского экономического союза мы ощущали живой интерес и конкретную поддержку Н. Назарбаева. Развязки многих сложных экономических вопросов были найдены именно благодаря его непосредственному участию в переговорах. Без преувеличения скажу: без личного участия Н. Назарбаева этот проект сегодня вряд ли был бы возможен.
– Каков общий макроэкономический эффект от интеграции трех стран? Уже имеющийся и, главное, ожидаемый после создания ЕАЭС?
– Есть немало экспертных оценок макроэкономического эффекта нашей интеграции. Речь, как правило, идет о многих миллиардах долларов, хотя эти цифры трудно выдать в «чистом» виде – сказывается влияние факторов мировой конъюнктуры. Главный результат интеграции для нас – впереди. Он состоит в том, что жизнь для граждан наших стран, условия для ведения бизнеса должны стать комфортнее и благополучнее.
– Нет сомнения в том, что ЕАЭС дает огромные возможности увеличения рынка труда, свободы передвижения, открывает широкие возможности в торговле. Это особенно важно для Казахстана – страны с населением всего 17 миллионов человек, то есть с маленьким рынком. А какая выгода в этом плане, скажем, для России? Почему Президент Российской Федерации В. Путин всемерно поддерживает ЕАЭС и делает многое для евразийской интеграции?
– Мне кажется, что своим вопросом вы как бы умаляете значение Казахстана, а это неправильно. Казахстан сегодня – динамично развивающееся, экономически сильное государство, обладающее большим авторитетом и потенциалом. Сложение наших ресурсов и рынков за счет синергетического эффекта будет ощутимо и для россиян.
Показателен интерес к Таможенному союзу со стороны ВТО, ряда региональных интеграционных образований, отдельных стран. Наше интеграционное образование во все большей степени выступает как непосредственный участник международных экономических отношений, расширяя круг переговоров об установлении максимально свободных торговых режимов с отдельными странами и их объединениями. Надеюсь, что и в этом направлении в ближайший год мы получим конкретные результаты.
– Наш Президент четко выступает против политизации Евразийского экономического союза. Нурсултан Абишевич заявил: «Давайте делать то, что требуют от нас народы. При этом политическая независимость, суверенитет, стабильность государства – это главное. Мы должны быть независимыми и суверенными государствами». Между тем года два назад в России внезапно заговорили о создании наднационального парламента, правда, идея эта не нашла должного отклика со стороны парламентариев Казахстана и Беларуси. Каково ваше мнение по этому поводу?
– В современном мире уже неплохо отработана схема сохранения государственной независимости и суверенитета параллельно с участием в экономических интеграционных объединениях. Так что подход Казахстана к этим вопросам нам понятен, более того, аналогичных принципов придерживается и Россия. Другое дело, что границу между экономикой и неэкономикой определить бывает довольно сложно. Например, часть экономического союза – единый рынок труда. Трудно найти сферу, которая в большей степени отвечала бы интересам граждан наших стран: больше рынок – больше возможностей – выше благосостояние. Но такой рынок требует конкретных интеграционных решений в области образования (признание квалификации), социального и пенсионного обеспечения. Не скрою, нам пришлось потратить немало времени, убеждая казахстанских партнеров, что за предлагаемыми нами решениями не скрывается покушения на их суверенитет.
Что же касается парламентского органа, то считаю, что он на каком-то этапе нам понадобится именно как форум для обсуждения соответствия направлений экономического развития интересам наших народов.
– Какие разногласия существовали по поводу создания экономического союза? И как их удалось преодолеть? В мартовской встрече глав трех государств Президент Назарбаев сказал о необходимости последовательно урегулировать аспекты, которые остались несогласованными. Что имелось в виду? Урегулированы ли эти аспекты уже?
– Не хотелось бы сегодня, накануне праздника, а завершение такой поистине неподъемной работы для ее участников большой праздник, говорить об уже преодоленных разногласиях. Хочу только отметить, что все участники переговоров самоотверженно защищали подходы своих стран. Мы, правда, обратили внимание на то, что в Казахстане есть как сторонники, так и противники интеграции. Надеюсь, что экономические результаты нашей работы убедят и последних в том, что в целом каждая из стран союза только выиграет от его создания.
– Говорят, что четвертым участником Евразийского экономического союза, скорее всего, станет Армения. Вообще, на ваш взгляд, каковы перспективы расширения ЕАЭС? И нужно ли его расширять уже сейчас?
– О своем желании вступить в Таможенный союз твердо заявили Армения и Кыргызстан. Проделана большая практическая работа, в форме «дорожных карт» определены перечни необходимых мероприятий. Подчеркну, что речь пока идет именно о Таможенном союзе. В каждом случае нам придется решать целый комплекс нестандартных задач. Думаю, что после подписания договора о создании союза мы вплотную подойдем к этому вопросу.
– Уверены, что в Астане скоро состоится поистине историческое событие – подписание документа, открывающего большие перспективы для наших народов, объединенных общей историей и общим пространством. И надеемся на лучшее. Какая работа предстоит после подписания договора до 1 января 2015 года, когда будет создан ЕАЭС?
– Боюсь об этом думать, но основная работа по строительству союза начнется с завершением празднеств. Договор о создании союза – а с приложениями это почти 1 000 страниц – подлежит ратификации парламентами всех стран. Параллельно нам будет необходимо внести изменения в систему управления в плане перераспределения полномочий между правительством и комиссией, продолжить совместную работу по укреплению комиссии как реального органа союза. С большим удовольствием наблюдаю за стремлением казахстанской стороны «укрепить свои позиции» в аппарате комиссии. Мы иной раз спорим об этом с Б. Сагинтаевым, но в принципе меня радует стремление казахстанских коллег занять как можно больше достойных мест в аппарате союза. Кроме того, нам предстоят регулярные заседания совета, где принимается большинство текущих решений, и кто знает, какие новые задачи поставят перед нами президенты?
– Верим, что все они будут осуществлены. Желаю успехов в нашей общей работе.
Беседовал Сауытбек АБДРАХМАНОВ