Как Болонская система отразилась на сфере образования Казахстана

4165
Галия Шимырбаева
В 2010 году наша страна подписала Болонское соглашение, еще раньше мы перешли к единому национальному тестированию – ЕНТ. Представители высшей школы Казахстана считают, что первое из-за чрезмерно прямолинейного его применения привело к некоторым необратимым последствиям. Второе (ЕНТ), с одной стороны, заметно снизило коррупцию при поступлении в вузы, а с другой – заменило понимание заучиванием.

«Благими» намерениями...

Болонское соглашение, по мнению президента Казахской академии спорта и туризма Кайрата Закирьянова, больно ударило по спорту. Последний пример – выступления наших атлетов на олимпиадах. Объясняя причины неудач, он сообщил следующее.

– С тех пор как Казахстан подписал Болонское соглашение, в классификаторе специальностей высшего профессионального образования исчезла такая графа, как подготовка тренеров, остались только «учителя предметной специализации», – сказал он. – Загнав таким образом академию в это прокрустово ложе, нас лишили возможности готовить тренеров по всем без исключения видам спорта.

Между тем, по словам доктора физико-математических наук, академика Бирлеса Алиярова, Болонское соглашение является «рамочным», то есть его не обязательно выполнять дословно.

– В нем изначально указывалось, что его необходимо применять с учетом специфики страны, – говорит академик. – У Казахстана в момент его принятия было благое намерение – обеспечить доступ зарубежных коллег к результатам науч­ных исследований, проведенных казахстанскими учеными. Сделать это, в частности, через публикации в известных журналах, называемых в простонародье «Скопус». Однако это привело казахстанцев к заметным финансовым потерям (за публикацию надо платить) и к длительным ожиданиям выхода материала – год и более.

Более эффективным путем для обеспечения желаемого доступа иностранных исследователей к работам казахстанцев и наоборот вполне может стать издание реферативных журналов на трех языках (казахском, русском и анг­лийском) по основным направлениям науки, мировой и казахстанской. Смею предполагать, что это попутно решит проблему с пресловутым показателем Хирша (количество публикаций и цитирований), так как облегчит доступ других исследователей к материалам казахстанцев.

Еще один нонсенс с «благими» намерениями – ускоренное освоение английского было поставлено выше знания будущего предмета исследования. В связи с этим представляется рациональным разделить это требование – иметь определенный уровень знания иностранного языка – на две категории. Для магистрантов и док­торантов, желающих обучаться в последующем за пределами Казахстана, можно сохранить существующее требование, так как это станет для них языком обучения.

Но для тех, кто желает обучаться в Казахстане, требование к знанию иностранного языка можно «сдвинуть» до умения переводить требуемый материал на язык обучения (русский или казахский) с использованием цифровых переводчиков. Более того, представляется возможным введение обучения английскому языку в магистратуре с выпускным экзаменом. Алматинский университет энергетики и связи вводит это правило со следующего года, чтобы упростить поступ­ление в докторантуру. В 2021 году оно оказалось практичес­ки сор­ванным (по крайней мере, по техническим специальностям) именно по этой причине – незнания иностранного языка.

Вызубрил, сдал, забыл
МОН РК в последние годы реализовало несколько удачных, как считает Бирлес Алияров, решений в сфере школьного и дошкольного обучения на основе государственно-частного партнерства.

– Одно из них – разрешение открывать частные детские сады – привело в некоторых регионах даже к конкурсу на право обучать детей, – продолжает академик. – Сейчас на юге республики происходит создание школ начальных классов. Это, возможно, позволит решить сразу несколько задач – разгрузит классы, поможет учителям с трудоустройством, а самое главное – конкурс между школами за детей повысит качест­во обучения.

Другое удачное решение, принятое МОН, – это резкое повышение оплаты труда, особенно квалифицированным учителям. Это подняло авторитет учительской профессии, и сейчас конкуренция среди поступающих в педагогические университеты выше, чем во многие технические вузы.

А теперь о самом главном. Следуя Болонскому соглашению, в Казах­стане заменили вступительные экзамены в вузы на ЕНТ. Это отчасти помогло решить извечную беду – снизило коррупцию в «золотые» месяцы. Однако опыт его применения показал, что ЕНТ заменяет «понимание» на «запоминание» с «угадыванием».

Доктор физико-математических наук Нурлан Темиргалиев, дополняя академика, сказал следующее:

– Когда возникает ежегодный летний ажиотаж вокруг ЕНТ, являющегося, по сути, «образовательной пустышкой», то создается ощущение коллективного умопомешательства. Вместо систематических знаний по всем школьным предметам, должных стать пропус­ком в современный мир, школы дают какие-то ни к чему не пригодные, не развивающие логику и не показывающие уровень знаний «тестовые вопросы».

Вместо многотрудных занятий в школе и дома с усвоением до уровня подсознания фундаментальных основ мироздания и природы человека нужно овладеть всего лишь банальной «краткой информацией». Она не требует усилий для понимания, но полнос­тью удовлетворяет ЕНТ-требования: вызубрил, сдал и забыл. То есть тесты проверяют не знания, а в лучшем случае – память, и то кратко­срочную, поскольку студенты, получившие по факту высокие баллы, на практических занятиях подтвердить это не могут. И уверяю вас: даже при условии абсолютно точного выполнения всех правил проведения ЕНТ высшие баллы никак не означают получение среднего образования по содержанию «энциклопедического уровня» и подготовленность к получению высшего образования по содержанию «профессионального».
Есть ли выход из сложившейся «аварийной», как считает Нурлан Темиргалиев, ситуации, которая сложилась в сфере казахстанского образования?

– Более полной оценкой уровня знаний учащегося может стать, на мой взгляд, ежечетвертное проведение письменных контрольных экзаменов по всем предметам в последних двух классах школы (10-м и 11-м) и признание этих оценок вместо ЕНТ, – считает Бирлес Алияров. – Это только повысит и авторитет, и ответственность учителей за качество знаний. И еще: полученные именно таким образом оценки определят, по сути, склонность учащегося к гуманитарным или естественным и техническим наукам.

Популярное

Все
Невероятное из простого
Новоселье у подножия Хан-Тенгри
Не роскошь, а средство передвижения
В тандеме
Так судьба распорядилась
Четверть века на страже южных рубежей
Дорога к знаниям открыта!
Строительство индустриального парка начинается в Туркестанской области
Началось возведение энергоблока
Началось строительство плодоконсервного завода
Экологический месячник стартует в Астане с 13 сентября
Организации образования перешли на единую модель воспитания «Адал азамат»
На востоке страны набирает обороты цифровое решение в сфере туризма
В Отбасы банке разьяснили вопрос по выдаче денег из ЕНПФ на лечение зубов
Обсужден проект строительства ТЭЦ
Аида Балаева выступила в поддержку сохранения независимости и чистоты культурного пространства
На Кубе полный блэкаут
День кино отмечают в Казахстане
«Маскарад» в Шымкенте
15 сентября заканчивается срок подачи декларации о доходах
Телеканал Euronews показал международной аудитории комплекс «Байконур»
Инфляция в пределах 10-11%: тарифы на комуслуги останутся стабильными
АЗРК подготовило список предприятий для приватизации
Сентябрь – время основных уборочных работ в зерносеющих регионах республики
Токаев: Ключевая цель – трансформация Казахстана в технологически продвинутую нацию
Потребителей кофе в Казахстане становится все больше
Права и возможности женщин с инвалидностью обсудили на конференции в Астане
Гвардейцы поздравили жителей Кокшетау с Днем Конституции
Военнослужащие Нацгвардии провели акцию «Дорога в школу»
Жители Шымкента не спешат платить
Проезд сделали бесплатным
Аким Мангистау ознакомился с ходом строительства социальных объектов
Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов
Госаудит проверил расходы казахстанской науки
35 школ Атырауской области остались без директоров
В Сарани строят завод по сборке грузовиков
Новую школу построят в Атырау
Aitu: в чем отличие казахстанского мессенджера от WhatsApp и Telegram
Ставки по вкладам физлиц в тенге обновили рекорд XXI века
Прокуратура на защите конституционных ценностей государства
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
«Школу будущего» показали в Жамбылской области
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
Больше 20 предприятий Алматы признаны победителями регионального этапа конкурса «Лучший товар Казахстана»
Как отпразднуют День шахтёра в Карагандинской области

Читайте также

Цитаделью мира назвал Астану председатель Главного агентств…
Что надо знать о полетах на легкомоторных самолетах и возду…
На пост акима Семея претендуют четыре кандидата
Закиева высказалась о росте преступности среди несовершенно…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]