Системные  экономические меры развития всегда будут иметь больший эффект для  улучшения самочувствия граждан, чем механическое увеличение социальных  выплат. 
Все  потому, что в отсутствии увеличения ВВП инфляция все равно будет  опережать рост доходов населения, сколько бы мы ни повышали зарплаты и  пособия. Поэтому в первую очередь нам необходимо думать о создании  продуктов и услуг с высокой добавочной стоимостью. 
В  частности, речь идет о решении вопроса с неэффективным посредничеством в  сфере торговли, в том числе и в приграничных зонах. С одной стороны,  Казахстан успешно реализовал много прорывных проектов в этой сфере,  среди которых Международный центр приграничного сотрудничества, с нуля  построен сухой порт. И это создало новые точки экономического роста,  но, с другой стороны, несвоевременное и неэффектиное урегулирование  отдельных вопросов создало клубок все накапливающихся проблем, связанных  с коррупцией и криминалом. Об этом свидетельствуют и расхождения в  цифрах между нашей и китайской таможнями, что, как многие эксперты  указывают, и, скорее всего, так и есть, является контрабандой и  неучтенным «серым» потоком. 
Решение многих вопросов  лежит в области гармонизации законодательства, в данном случае с КНР.  Другие вопросы – это техническое устранение искусственных барьеров для  свободного прохождения грузов. Разобраться в этом сегодня необходимо.  Во-первых, это простая математика: если неучтенные потоки направить в  бюджет, это позволит решить многие социальные проблемы, реализовать  новые проекты. К тому же опыт огромных приграничных хабов планируют  распространить и на другие направления – на границах с Россией,  Узбекистаном, Кыргызстаном. Потому что по большому счету эта система  показывает эффективность, обеспечивая рабочими местами не только  приграничные районы, но и создавая более широкий потенциал для  увеличения поступлений в бюджет.
Поэтому важно сегодня выявить все  недостатки и слабые места в работе приграничных зон торговли, исправить  эти недоработки, чтобы не транслировать их на другие направления. 
Но  самое главное – необходимо сделать зоны приграничной торговли более  цивилизованными. Потому что при всех достижениях, к сожалению, сегодня  уровень сервиса там не дотягивает до международных стандартов. Речь идет  о том, чтобы сделать комплекс предоставляемых услуг рассчитанным прежде  всего на потребителя. Это и устранение нескончаемых очередей,  информация о которых дошла уже даже до Президента страны, и создание  максимально прозрачных зон.
Ведь не секрет, что сегодня в приграничной  зоне сотрудничества работает огромное количество так называемых  компаний-прокладок, которые навязывают посреднические услуги и обязуют к  сотрудничеству с ними для оперативного прохождения того или иного  груза. Откуда они там появились и почему торгуют преференциями в зоне  государственных услуг – остается вопросом. 
Безусловно,  решить эти проблемы непросто. Ведь зона экономического сотрудничества  – огромный механизм, который, несмотря на все недочеты, все равно  продолжает работать, и работу эту останавливать нельзя. Поэтому, на мой  взгляд, необходимо запустить параллельную комиссионную проверку,  состоящую из представителей нескольких комитетов, которая могла бы  осуществить профессиональный эффективный надзор на всех этапах торгового  и транзитного процесса. Очень важно, не останавливая работу  приграничных зон торговли, довести ее до международных стандартов,  сделать удобной и прозрачной.
Проблема заключается и  в том, что сейчас все хотят мгновенного решения очень давно назревавших  болевых точек. Но волшебной таблетки, к сожалению, не существует.  Переход на сервисную модель государства требует времени и усилий. И пока  высок эмоциональный накал и желание на самом высшем уровне решить эти  проблемы, можно создать несколько образцово-показательных прецедентов. 
Во  многом можно опереться и на опыт специальных экономических зон,  которым Касым-Жомарт Токаев уделил особое внимание, говоря об изыскании  новых возможностей для экономического роста. В том же Китае, например,  СЭЗ стали ключевыми точками развития. Но в Казахстане мы видим, что этот  механизм не выполняет своих функций в том объеме, в котором ожидалось. 
Последние  несколько лет было ощущение, что сама идея СЭЗ всех немного  разочаровала, о них перестали говорить, и эти проблемы как будто немного  подзабылись. То, что сегодня Президент обратился к этой теме, само по  себе очень важно. 
Проблем там, конечно, немало.  Главная из них – создание одинаковых условий и возможностей для работы  всех желающих субъектов и исключение преференций для избранных.  Необходимо, чтобы эти зоны начали выполнять те задачи, которые на них  были возложены изначально. То есть стали экономическими драйверами,  принимающими крупных международных и внутренних инвесторов для  реализации масштабных проектов, и обеспечивали налоговые поступления в  бюджет. 
Казахстан – развивающаяся страна. И даже в  условиях пандемии отечественная экономика показывает стабильный рост.  Это говорит о том, что у нас есть большой потенциал и очень много точек  развития. Вопрос в создании новых и совершенствовании уже имеющихся  инструментов, которые позволят нам этот потенциал в полной мере  реализовать.