Фото: Kazpravda.kz/Адильбек Тауекелов
Казахстанский фонд гарантирования депозитов (КФГД) совместно с банками второго уровня (БВУ) провел опрос для выявления того, на что ориентируются казахстанцы при открытии депозита для своих сбережений, а также определения уровня информированности о системе гарантирования депозитов, сообщает
Kazpravda.kz со ссылкой на пресс-службу КФГД.
С 1 по 30 сентября на сайтах 14 банков все желающие могли пройти онлайн-опрос. В этом году в опросе приняли участие 2 773 респондента из 128 городов и населенных пунктов всех регионах страны. Возраст участников варьировался от 16 до 79 лет.
Данные опроса:
92% респондентов ответили, что открывают депозиты, в том числе
19% предпочитают открывать сберегательные вклады с высокой ставкой, но с ограничением по досрочному изъятию, а
73% – депозиты с более низкой ставкой без ограничений по пополнению и снятию;
6% респондентов покупают валюту на излишки;
2% респондентов не откладывают деньги или оставляют их на карточке.
Среди казахстанцев, открывающих депозиты,
22% опрошенных при выборе вида депозита ориентируются на высокую ставку. При этом важным критерием для
63% является возможность снимать и пополнять депозит. Это подтверждается и официальной статистикой. На данный момент превалирует количество несрочных депозитов, их доля составляет
62% от совокупных депозитов физических лиц (от общего объема депозитов физических лиц в национальной и иностранной валютах, в том числе депозиты до востребования, остатки на текущих счетах и депозиты, по которым часть вознаграждения субсидируются государством).

36% ответили, что при выборе банка определяющим фактором является высокая ставка по депозиту. Но высокая ставка вознаграждения присуща сберегательным депозитам, у которых, как известно, есть ограничения по досрочному изъятию. То есть у казахстанцев существует противоречие между желанием получить высокую ставку по депозиту и выбором вида депозита для вложения своих сбережений. Это предположительно вызвано непониманием вкладчиками особенностей видов депозитов и, как следствие, неправильным выбором для размещения своих средств. Несрочные вклады – это транзакционные (платежи, переводы) без цели получения дополнительной доходности, значительно превышающей инфляцию; срочные и сберегательные – депозитные продукты, призванные обеспечить эффективное, долгосрочное накопление с целью преумножения средств с крайне низким уровнем риска в рамках гарантии КФГД.
Следующими 3 по популярности ответами на вопрос, чем руководствуются казахстанцы при выборе банка, являются:
удобный мобильный банкинг; репутация банка; оценки рейтинговых агентств.
Первый фактор – определяющий при выборе несрочных вкладов с транзакционной целью использования. Весомое совокупное влияние представленных выше ответов (43%), не связанных со ставкой доходности, указывает на значительную роль неценовых факторов в функционировании казахстанского рынка депозитных продуктов для физических лиц. Это обстоятельство приводит к менее выраженной конкуренции путем предложения повышенных ставок по вкладам и в том числе подстройки ставок под условия денежно-кредитной политики и инфляции.
Относительно других популярных ответов «Репутация банка» и «Оценки рейтинговых агентств» – здесь большая заслуга информационно-разъяснительной работы, проводимой совместно с Агентством РК по развитию и регулированию финансового рынка по развитию финансовой грамотности у населения. Кроме того, на своем официальном сайте на странице «Рейтинг БВУ» (
https://www.kdif.kz/finansovaya-gramotnost/rating/) КФГД на ежемесячной основе размещает информацию о рейтингах банков, взятую из открытых источников. Для более квалифицированных пользователей финансовой информации на сайте КФГД в открытом доступе размещена методика (
https://www.kdif.kz/bankam/dokumenty-kfgd/#newrules), используемая для комплексной оценки рисков банка, руководствуясь которой на основании ряда публичных данных можно составить мнение о надежности банка.
Возможные риски, связанные с надежностью банка, берет на себя система гарантирования депозитов.
63% вкладчиков банков знают, что закон дает всем казахстанцам право на защиту сбережений в банках. Столько же процентов респондентов знают об объектах гарантии, при этом
35% считают, что вознаграждение по вкладу и деньги на карточках не подпадают под гарантию, что ошибочно, а, значит, КФГД совместно со всеми заинтересованными участниками банковского сектора необходимо продолжать активную информационно-разъяснительную работу.
В целом, результаты опроса продемонстрировали высокий уровень осведомленности респондентов о системе гарантирования депозитов:
70% знают о максимальной сумме гарантирования депозитов, в том числе о высокой гарантии по сберегательным вкладам,
76% – о том, что гарантийное возмещение выплачивается КФГД и
68% – о том, что гарантийное возмещение выплачивается в национальной валюте.
Результаты опроса в очередной раз показали необходимость работы по повышению финансовой грамотности населения. Она необходима для управления личными финансами, оптимизации соотношения сбережения-потребление, оценки рисков и принятия разумных решений при инвестировании сбережений, при пользовании различными финансовыми продуктами и услугами. Финансовая грамотность населения способствует притоку средств граждан в экономику страны, развитию конкуренции на финансовых рынках и укреплению финансовой стабильности.
Напомним, что общая информация о гарантии по депозитам и порядке осуществления выплаты возмещения доступна на сайте КФГД –
www.kdif.kz. Вкладчики могут обратиться за консультацией по телефону
1460, в Telegram-чате
@kdif_ask, на официальных страницах КФГД
deposit.kz в Facebook и Instagram, а также написав на электронный адрес
info@kdif.kz.