Как слепить свое счастье

1953
Беседовала Юлия Миленькая

Авторская керамика приобрела массовую популярность в Казахстане. В частности, в Алматы с легких и творческих рук семейной пары художников-керамистов Елены и Владимира Григорьян активно развивается данный вид искусства как среди взрослых, так и среди детей.

С работами Елены Григорьян я познакомилась еще лет десять назад в арт-галерее авторской керамики Clay House Gallery, где Елена с Владимиром экспонируют свои работы, проводят занятия и мастер-классы по керамической лепке и гончарному искусству.

Сегодня в интервью «КП» Елена Григорьян рассказывает о тех трудностях, которые испытывают керамисты по причине отголос­ков текущей мировой ситуации, и при этом отмечает, что авторская керамика для ее ценителей продолжает являться настоящим спасательным жилетом в самые непростые периоды времени.

– Елена, мир постоянно меняется, и иногда не в лучшую сторону. Культура – очень хрупкая область. На мой взгляд, даже в сытые, относительно комфорт­ные периоды времени в нашей стране к ней относились по остаточному принципу. В какой ситуации сегодня находится изобразительное искусство, в частности керамика в Алматы?

– Несмотря на сложную ситуацию в мире, пандемию со шлейфом кризисов и различных последствий, Алматы остается на плаву. В нем появляются все новые и новые арт-пространства. Насколько они жизнеустойчивы, покажет время, но сам факт, что такие культурные площадки открываются, специализируются на определенных направлениях, имеют индивидуальные концепции и специализации, – очень важен для развития искусства Казахстана в целом.

Художественная жизнь в нашем городе продолжается, она интерес­на, и, безусловно, неравнодушному к искусству человеку хочется быть частью этого процесса. Что касается авторской керамики, то наша галерея, как известно, является первым в Алматы арт-пространством, специализирующимся именно в этом направлении. Нас можно смело назвать арт-лабораторией, ведь постоянно проходят мастер-классы, есть свои ученики, единомышленники, которые уже на протяжении десятка лет разделяют с нами любовь к керамике, создают собственные работы, обмениваются опытом, организовывают совместные выставки, поддерживают друг друга и профессионально, и просто по-человечески. Как показывает практика, жить в дружбе и любви можно далеко не один десяток лет. Мы не останавливаемся.

– С Вами дружат и сотрудничают как профессионалы, так и любители?

– Скажу так: большая часть наших учеников – люди без художественного образования. Все они – специалисты совершенно разных направлений. Многие из них и не ставят перед собой цели стать профессионалами. Они просто полюбили керамику и работают с ней с большим удовольствием.

– Сегодня существует довольно популярное общественное мнение, что роль вузовского образования, мягко говоря, преувеличена. Сторонники такой позиции утверждают, что любой мотивированный человек может стать профессионалом благодаря качественным мас­тер-классам, курсам и так далее. А как Вы считаете, в сфере искусства, в частности, нужно ли делать большую ставку на классическое образование?

– И все же я выступаю за классическое образование, ведь именно оно дает хорошую базу, которая позволяет двигаться и развиваться дальше. Существуют, конечно, и самородки, но они – не явление широкого масштаба. Недавно мы, я и мой муж Владимир, сделали совместную выставку с Айшой Юсуповой. У Айши экономичес­кое образование. Тем не менее, влюбившись в керамику, она полностью перекроила свою профессиональную жизнь. Взяв на себя определенную ответственность не только перед собой, но и перед семьей, девушка прекратила свою работу в банке и полностью окунулась в мир керамики. А потом получила приглашение на работу в школу изящных искусств «Зере». Сегодня она работает в этой школе как мастер, занимается изготовлением своих собственных работ. Она полностью реализована в творчестве, которое приносит ей не только удовольствие, но и доход. Поэтому Айша со спокойной душой может забыть о своем банковском прошлом. Безусловно, есть еще имена, которые в потенциале, на мой взгляд, могут дальше развиваться в области керамики, открывать свои арт-пространства не только в нашей стране, но и за рубежом.

– Мы знаем много ценителей живописи. Есть ли таковые в керамике? Быть может, кто-то из них занимается коллекцио­нированием керамических произведений?

– Действительно, сегодня люди охотно приобретают в подарок керамические работы наших авторов. Уникальные изделия ручной работы украшают интерьеры. Раньше ведь дома и квартиры людей заполняли дешевые китайские изделия. Да что там говорить, и сейчас можно увидеть, как дорогие особняки украшает подобный ширпотреб. Правда, некоторые люди стали охотно обращаться к дизайнерам и вкладывать деньги в реальное искусство, которое становится частью их жилого пространства. Есть и коллекцио­неры. К примеру, Айна Зубаир приобретает авторскую керамику не только у нас, но и за рубежом, имеет очень интересную коллекцию. Мне очень интересно делать для нее творческие проекты.

– Приятно слышать, что сегодня все же находятся люди, которые готовы вкладывать деньги в авторское искусство. В большинстве же своем казахстанцы с небывалым ростом цен вынуждены порой жить от зарплаты к зарплате, закрывать свои базовые потребности, где совершенно отсутствует место даже для разговоров о высоких материях. Ощущают ли такие негативные изменения сами представители искусства?

– Конечно, это имеет место быть. Последние события, которые сегодня происходят в мире, больно ударили по всем. Сегодня начинаешь понимать, как мы зависим друг от друга. Керамисты тоже переживают далеко не лучшие времена. Ведь все материалы мы в основном приобретали за рубежом. Из-за логистических проблем у нас нет возможности покупать материалы в нужном количестве и по определенным ценам. Соответственно, повышается стоимость на сами произведения. Конечно, когда уровень благосостояния людей падает, а цены только растут, то все это приводит к не очень хорошим последствиям для изобразительного искусства в целом, керамики в частности. В такие периоды искусство особо нуждается в государственной поддержке. Пусть небольшие, но какие-то преференции все же должны быть. Ведь люди приходят в галереи, мастерские для того, чтобы полечить душу. В настоящее время это как никогда необходимо.

– Существуют таланты, живущие в компании с удачей, везучие новички в творчестве, успешные художники-продюсеры, но есть и «старые волки», вспоминающие более зеленую траву Советского Союза и госзаказ...

– Вы знаете, я убеждена, что не нужно ждать и уповать на госзаказ. Мы с Владимиром никогда не работали на определенные заказы, а занимались исключительно тем, чем хотели. На нашем творческом пути встречались люди, которые заинтересовывались нашими работами, становились коллекционерами наших арт-объектов. При этом считаю, если существует госзаказ, это прекрасно, пусть он и дальше присутствует в жизни тех художников, которые работают с его поддержкой. Хотелось бы видеть больше коллекционеров, меценатов. Не так давно я перечитывала книгу о жизни Анри Матисса и была восхищена оценкой его творчества со стороны русского коллекционера Ивана Морозова. Это был великолепный тандем, где присутствовало, прежде всего, взаимопонимание, а не холодный расчет. Вот и у нас хотелось бы видеть больше людей, которые бы искренне любили искусство, понимали его. В нашей стране есть замечательный коллекционер, ценитель искусства Нурлан Смагулов. В настоящее время он финансирует строительство музея современного искусства Almaty Museum of Arts. Ранее я отмечала Айну Зубаир. Кстати, она коллекционирует не только произведения изобразительного искусства, но и книги. Уникальные издания сегодня находятся в открытом доступе в ее арт-пространстве Art Lane.

– Елена, многие представители культуры зачастую испытывают трудности в поиске подходящих залов, помещений для творческих встреч, концертов. Наши художники в момент планирования своих выставок также сталкиваются с чем-то подобным?

– В Алматы работают как коммерческие площадки, которые готовы предоставлять помещения за определенную стоимость, так и бесплатные. Безусловно, художникам при планировании выставки необходимо заблаговременно задуматься о месте ее проведения, поискать то, что подходит именно им. Нередко я слышу от своих коллег жалобы на то, что всюду приходится платить немалые деньги для организации своей экспозиции в той или иной локации. Исходя из своего опыта, скажу, что достойные площадки по приемлемым ценам или даже бесплатные всегда можно найти. Нужно чуть-чуть приложить усилия.

– Во всем мире уже довольно давно творцам, художникам, музыкантам помогают арт-менеджеры, которые берут на себя обязательства по продвижению мастеров, организации выставок, концертов. Появлялись ли на Вашем пути такие специалисты?

– Это очень серьезный вопрос. Арт-менеджмент в изобразительном искусстве – одна из самых болевых точек наших галерейных пространств. Как правило, мы наблюдаем такую картину: либо такие специалисты отсутствуют вовсе, либо за работу начинают браться абсолютно неподготовленные люди. Единичные профессионалы тоже существуют, но они справедливо хотят высокую оплату своего труда, ведь вся их работа сопряжена с высокоинтеллектуальным трудом. С последними не всегда наши галереи имеют возможность сотрудничать. По­этому, как показывает практика, в Казахстане уровень развития арт-менеджмента в нашей области практически нулевой. Мы, художники, как и прежде, помимо своей основной творческой работы берем на себя буквально все задачи, связанные как с продвижением своего творчества, так и с организацией важных для нас событий. Но уже привыкли к этому и готовы двигаться дальше, развиваться и получать удовольствие от собственного дела.

Популярное

Все
Учиться никогда не поздно: новые знания в Серебряном университете получают актюбинские пенсионеры
Проблемы водного хозяйства страны требуют комплексного решения
На месте неудобий заложили сад
Энергоориентированный проект покажет, как старый жилфонд сделать комфортным
Иногда обивать пороги приходится за чужую ошибку, обернувшуюся коммунальной Санта-Барбарой
Класс «эконом» выдавали за «премиум»
Онкологи Алматы намерены помогать коллегам из Улытау
Сильная государственная власть обеспечила развитие страны
Бумаг меньше, качества больше: как повысить статус врачей и решить вопросы с кадрами
Колоссальное превышение загрязняющих веществ выявлено в стоках горных рек Рудного Алтая
Пострадавшие благодарят за помощь
Сокровища Якутии представили на выставке в Астане
Одной рукой рулишь, другой – слезы вытираешь
В правительстве обсудили проект по финансовой грамотности
Интеллектуальные права – приводной ремень креативной экономики
Китай любит тишину
Чарующие мелодии Кенена Азербаева
Книжная серия «Абай жолы» представлена в Астане
Большие гастроли театра «Астана Балет» состоялись в Алматы
Каныш Сатпаев – человек с большим сердцем
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Критическая ситуация сложилась в Кызылжарском районе Северо-Казахстанской области
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Вторую неделю тысячи западноказахстанцев защищают Уральск от водной стихии
Адвокат Бишимбаева обвинил следователя в фальсификации доказательств
Плотину на реке Аксай может прорвать
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
«10 тысяч долларов своему психологу отдал, а толку ноль»: новые сообщения Нукеновой всплыли в суде
Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Мурал, открытый в столице к 155-летию Александра Затаевича, стремительно ветшает
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Когда в Астане отключат отопление
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Семья Абдраман стала пионером носочного производства в Кызылординской области
Уверенность в росте экономики Казахстана выразили 70% опрошенных бизнесменов
В бане мыли миллионы
В Атырау возводят 229 км дамб, более 80% готовы в Атырауской области
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Овечкин забросил 848-ю шайбу в НХЛ и сократил отставание от Гретцки до 46 голов
От трех минут на заявку: как работают биометрические киоски в ЦОНах
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Кошанов: парламентская дипломатия важна для предотвращения конфликтов в мире
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»

Читайте также

В Астане дольщики многострадального ЖК спустя 13 лет получа…
В Минсельхозе опровергли информацию о продаже на рынках мер…
Пострадавшие благодарят за помощь
Учиться никогда не поздно: новые знания в Серебряном универ…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]