Эффективность госрасходов, рост которых финансируется за счет госдолга и трансфертов Нацфонда, является краеугольным камнем устойчивости национальной экономики.
Продолжение пандемии коронавируса и серьезность ее негативных последствий для мировой экономики закономерно предопределили тот факт, что в своем Послании народу Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев первоочередное внимание уделил темам экономического характера. При этом одним из первых проблемных вопросов, затронутых Главой государства, стала необходимость повышения устойчивости государственной финансовой системы.
Отметив в целом положительную динамику в экономическом развитии Казахстана, Касым-Жомарт Токаев признал, что ситуация по-прежнему остается непростой. Для поддержки бизнеса в этот сложный период Президент принял решение продлить на 2022 год срок действия программ «Экономика простых вещей» и «Дорожная карта бизнеса». Общий объем средств, выделенных на их финансирование, составит не менее триллиона тенге.
Глава государства подчеркнул, что во многом благодаря низкому госдолгу и наличию значительных резервов Казахстан сравнительно успешно преодолевает последствия пандемии. По его словам, важно не растерять это серьезное конкурентное преимущество. А между тем риски подобного развития событий имеются. Как отметил Президент, в последнее время проявилась тенденция, когда для покрытия расходных обязательств увеличивают дефицит бюджета и трансферты из Национального фонда.
«Все время идти по такому «легкому» пути не получится. Запас финансовой устойчивости далеко не безграничен. Очевидно, что необходимы меры по увеличению доходов бюджета. Но в первую очередь нужен контроль над объемами и эффективностью государственных расходов. Для восстановления активов Национального фонда следует ускорить внедрение бюджетного правила. Соответствующие законодательные поправки должны быть приняты до конца нынешнего года», – сказал Касым-Жомарт Токаев.
По его словам, в целом стране необходим свод правил по управлению государственными финансами: госдолгом, бюджетной политикой, Нацфондом. В связи с этим Глава государства поручил Правительству и Национальному банку до конца года подготовить Концепцию управления государственными финансами.
Созданный в 2000 году Национальный фонд, в котором аккумулируются доходы от сырьевого сектора, позволил Казахстану с наименьшими потерями пройти через целый ряд глобальных кризисов. Текущие вызовы, связанные с распространением коронавируса и необходимостью нести значительные расходы на поддержку населения и бизнеса, также в значительной степени финансируются за счет растущих трансфертов из этой «подушки безопасности», тогда как поступления в фонд значительно сократились после снижения мировых цен на нефть.
Как известно, эта проблема возникла не сегодня. О необходимости изменения подхода к использованию средств Нацфонда говорил еще Первый Президент Казахстана – Елбасы Нурсултан Назарбаев в своем Послании народу страны в 2015 году.
«Сейчас мы констатируем снижение налоговых поступлений в бюджет почти на 20%. Объемы уплаты НДС упали на четверть, а по корпоративному налогу на доходы – на 13%. Повышение налогов – не выход из сложившейся ситуации. Это будет означать лишь дополнительное давление на бизнес. Покрывать бюджетные расходы за счет Национального фонда – недальновидно. Мы не знаем, какой еще стороной обернутся к нам следующие годы. Поэтому моя позиция принципиальна – использование средств Национального фонда на текущие расходы должно быть прекращено. Единственным механизмом должен остаться ежегодный гарантированный, фиксированный трансферт из Национального фонда в республиканский бюджет. Поручаю Правительству разработать новую концепцию формирования и использования средств Национального фонда в условиях новой глобальной реальности», – заявлял Елбасы.
Согласно данному поручению была разработана и утверждена новая концепция формирования и использования средств Нацфонда, в соответствии с которой политика и объем его использования в средне- и долгосрочной перспективе должны исходить из необходимости не допустить сокращения валютных активов и их накопления для будущих поколений. Для выполнения сберегательной функции Национального фонда был установлен размер неснижаемого остатка в размере 30% от ВВП.
В 2019 году Президент Касым-Жомарт Токаев поручал снизить использование резервов Национального фонда для решения текущих проблем, направляя средства будущих поколений лишь на реализацию программ и проектов, связанных с повышением конкурентоспособности экономики.
Объем гарантированных трансфертов с 2022 года постепенно должен был быть снижен до 2 трлн тенге. Однако пандемия, потребовавшая колоссальных расходов бюджета, в том числе и за счет трансфертов из Нацфонда, внесла свои коррективы в эти планы и подтвердила обоснованность опасений по поводу сохранности международных активов страны.
Как отмечает Национальный банк, негативный эффект пандемии коронавируса и введения карантинных мер, в том числе уменьшение налоговых поступлений, рост текущих затрат и снижение доли капитальных расходов, расширение сохраняющегося перманентного бюджетного дефицита, показал, что уязвимость бюджета РК высока к резким сдвигам в экономике.
Основным источником финансирования ненефтяного дефицита республиканского бюджета в 2020 году оставались трансферты из Нацфонда РК. На конец 2020 года размер гарантированного трансферта составил беспрецедентные 4,77 трлн тенге.
По словам и. о. директора департамента финансовой стабильности и исследований Национального банка Олжаса Кубенбаева, наличие «подушки безопасности» в виде суверенных активов позволило в 2020 году профинансировать расширение госрасходов, необходимых для осуществления антикризисных мер. Однако нынешний масштаб поддержки экономики, сопоставимый с беспрецедентным прошлогодним объемом трансфертов из Национального фонда, влечет накопление макрофискальных рисков.
Как отметил на недавнем заседании Правительства председатель Национального банка РК Ерболат Досаев, дополнительным источником проинфляционного давления на сегодня является значительное увеличение государственных расходов, которые покрываются за счет повышения дефицита бюджета и трансфертов из Национального фонда.
«В этой связи в соответствии с поручением Президента РК будет внедрено контрцикличное бюджетное правило, которое должно ограничить объемы трансфертов из Национального фонда и темпы роста государственных расходов. Для этого Правительством совместно с Национальным банком будут разработаны поправки в Бюджетный кодекс и соответствующие подходы закреплены в Концепции управления государственными финансами», – сказал председатель Нацбанка.
Суть контрцикличного бюджетного правила заключается в установлении прямого ограничения на темпы роста государственных расходов на уровне целевого долгосрочного экономического роста, увеличенного на долгосрочный показатель по инфляции. При этом гарантированный трансферт из Нацфонда будет определяться в размере, не превышающем величину поступлений в фонд от нефтяного сектора при консервативной цене на нефть.
Главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) при Президенте РК Вячеслав Додонов отметил важность и сложность данного вопроса. По мнению эксперта, все годы своего существования Нацфонд работал по контрциклическому принципу, согласно которому в периоды благоприятной внешней конъюнктуры фонд пополнялся активами, а в кризисные периоды накопленные средства расходовались на нужды экономики.
Вместе с тем наметившийся тренд превышения трансфертов из фонда над поступлениями и неуклонное приближение к размеру неснижаемого остатка в 30% от ВВП требует решения вопроса сохранения фонда для будущих поколений на фоне необходимости финансирования растущих расходов бюджета.
«Проблема в том, что бюджет имеет естественное свойство увеличиваться год от года, потому что растут экономика, численность населения, растут по естественной траектории запросы на финансирование всех потребностей, которые существуют у государства. И поэтому наш бюджет от года к году увеличивается. К сожалению, далеко не всегда увеличение расходов подкрепляется соответствующим ростом доходной части», – отметил Вячеслав Додонов.
Таким образом, вынужденное покрытие трансфертами из Нацфонда растущего разрыва между доходами и расходами бюджета, а также рост госдолга, которым финансируется дефицит бюджета, являются фундаментально важной задачей, стоящей на повестке дня.
«Безусловно, концепция как раз будет призвана ответить на вопросы, как эти проблемы решать, что нужно для этого делать. Эта концепция, думаю, будет призвана систематизировать накопившиеся проблемы и искать комплексные пути их решения», – сказал представитель КИСИ.
По его мнению, для системного решения данного вопроса необходимы будут скоординированные усилия всех ведомств, вовлеченных в бюджетный процесс и в работу по формированию активов Нацфонда и управления ими.