
Какие меры нужны для эффективной интеграции науки, преподавания и производства, привлечения научных кадров в науку?
Как казахстанские ученые могут участвовать в создании инновационной экономики, внедрении новых технологий?
На эти и другие вопросы рассуждают гости рубрики «Эксперт-совет».
Нурлан Сейдин, заместитель генерального директора по научной работе и международной деятельности РГП «Ғылым ордасы» КН МОН РК, кандидат исторических наук:
– В последние годы растет финансирование науки и социальной поддержки ученых. В Послании народа Казахстана от 1 сентября 2021 года Глава государства поручил существенно увеличить финансирование науки. К 2025 году планируется довести финансирование до 1% от ВВП.
Внесены изменения и дополнения в Закон РК «О науке».
С 2020 года открыта новая бюджетная программа по модернизации и укреплению базы научных организаций МОН, в текущем году выделены 2,9 млрд тенге на материально-техническое оснащение 13 научных организаций. В целях поддержки молодых ученых ежегодно проводятся конкурсы на грантовое финансирование, увеличено количество грантов в магистратуру и докторантуру.
Ежегодно повышается размер стипендии магистрантов и докторантов. Впервые объявлен конкурс на постдокторантуру на 1 тысячу грантов и ежегодно с прошлого года выделяется 500 грантов на прохождение научной стажировки в ведущих научных центрах топовых университетов и академий.
Я считаю, что со стороны госорганов создаются все условия для полноценной научной деятельности наших ученых. Сегодня в сфере науки в Казахстане работают более 34 тыс. человек, из них 50% молодые ученые.
Перед научным сообществом страны стоит несколько основных задач, одной из которых является направление науки на индустриальные нужды страны. Перед нами стоит цель перехода на наукоемкую экономику, поэтому коммерциализация является одной из приоритетных задач будущей науки. Принят и работает Закон о коммерциализации РННТД. Внедряется новая система финансирования научных проектов.
Компании, бизнес-структуры привлекаются для реализации проектов коммерциализации. Ученые уже настроились и адаптируются к новым условиям, сегодня они, в первую очередь, обращаются к бизнесу и продают свои идеи и только потом идут за государственной поддержкой своих разработок.
Надо признать, что наука и образование в Казахстане на протяжении многих лет развивались автономно друг от друга и от других секторов национальной экономики. Только последние годы ведущие вузы страны переводятся в ранг исследовательских университетов.
В настоящее время именно исследовательским вузам предстоит реализация новых механизмов интенсивного внедрения результатов научных разработок в инновационно-технологическое развитие страны.
Это такие механизмы, как функционирование в университетах инновационных кластеров, технопарков, бизнес-инкубаторов, центров коммерциализации, венчурных фондов, работающих по заказам индустриальных предприятий с целью развития наукоемкой экономики.
Для создания инновационной экономики и внедрения новых технологий необходимо усилить прикладные научные исследования с привлечением средств национальных компаний или реального сектора, бизнес-партнеров с долей участия не менее 50%.
Результаты таких исследований в обязательном порядке должны быть готовы для создания производства конкурентоспособной и экспортоориентированной продукции, автоматизированных и программно-технологических комплексов, систем.