Код творчества

1678
Елена Левкович
корреспондент отдела общества

Казахское национальное искусство достигло своего расцвета именно в годы независимости

фото с сайта «Қазақконцерта»

Один из флагманов отечест­венной культуры – Государственная академическая концертная организация «Қазақконцерт» им. Розы Баг­лановой, созданная в 1960 году. Каждый год ее деятельности полон событий и открытий. 2024-й не стал исключением.

– Мы выполнили все, что запланировали. Получилось отличное открытие сезона, прошли замечательный Фестиваль песен Шамши Калдаякова, Международный конкурс имени Розы Баглановой. А впереди еще концерты «Ұлыларға тағзым» в честь юбилеев Жусипбека Елебекова, Гарифоллы Курмангалиева, Рустембека Омарова и Жанибека Карменова и, конечно, концерт народной артистки СССР Бибигуль Тулегеновой, приуроченный к ее 95-летнему юбилею, – говорит директор «Қазақконцерта» Таир Каратаев.

Организация активно участвовала в международных гастролях, направленных на укрепление культурных связей и продвижение казахстанской культуры за рубежом. В числе значимых событий – участие в празднованиях Наурыза по приглашению ЮНЕСКО во Франции и Турции.

Еще в перечне мероприятий – концерты, посвященные 140-летию Кенена Азербаева, 190-летию Биржан-сала, 100-летию Сыдыка Мухамеджанова. Есть и яркие достижения: артистка «Қазақконцерта» Акканат Смагулова получила золотую медаль на престижном международном хореографическом конкурсе TANZOLYMP в Германии, а Государственный театр ASTANA MUSICAL стал победителем в номинации «Лучший комедийный спектакль» на II Международном фестивале «Сәлем».

С этого года артисты «Қазақ­концерта» участвуют в масш­табном проекте «Саламатты Қазақстан» («Социальный поезд»). Ряд концертов, организованных по инициативе Министерства культуры и информации и финансируемых фондом Samruk-Kazyna Trust, продолжатся в регионах до конца года – артисты путешествуют вместе с медиками.

– «Қазақконцерт» постоянно куда-то зовут, приглашают на гастроли, так было и в советские времена, и в годы независимости. Мы выбираем, выстраиваем график и наполнение гастролей. При этом я не могу сказать, что у какой-то страны есть конкретные предпочтения. В Италии, к примеру, одинаковым успехом пользуются и классическое искусство, и народное. И тут все заключается в той самой нашей мультижанровости и высоком профессиональном мастерстве наших артистов, – отмечает Таир Нурланович.

В концертной организации подчеркивают: все выступления, гастроли – это в первую очередь вопрос знакомства мировой ­аудитории с казахской культурой, к ним тщательно готовятся, ведь это вопрос престижа страны.

И потому даже суровые 90-е коллектив «Қазақконцерта» прошел без особых ограничений, потому что искусство всегда ценилось, и даже в кризисные времена люди не отвергали пищу духовную. Даже в самые непрос­тые моменты речи о полном прекращении гастролей не было. Приходилось подстраиваться: ведь одно дело направить на гастроли коллектив из 50–60 человек, а другое – лишь пару солистов, которые «вытащат» всю программу.

Сложнее дался период пандемии, карантин.

– Но лишь в общеморальном плане – в финансовом мы были не обделены. Продолжали работать, репетировать, но самое страшное для любого артиста – была закрыта сцена, зритель не приходил, – вспоминает глава «Қазақконцерта». – И это породило новый опыт: концерты, общение с поклонниками перешли в онлайн-формат на YouTube-канале. Это были и прямые эфиры, и ранее записанные концерты, и подкасты.

Нет в творческом объединении и проблем с кадрами.

– Республиканские профильные вузы и академии ежегодно выпускают большое количество очень талантливых ребят. И мы, как работодатели, их «отрабатываем». За счет отбора создаем конкурентоспособные условия, причем в разные периоды прослушиваний бывает разная подборка кандидатов. И наша задача – их таланты популяризировать, дать возможность раскрыть себя, – рассуждает Таир Нурланович.

Интерес к программам «Қазақконцерта» не ослабевает. И это неудивительно: «Қазақконцерт» уникален своей мультижанровостью – это и мюзиклы, и классические постановки, и танцевальные программы. Кстати, в организации появился второй танцевальный коллектив помимо «Гүльдер» – ансамбль «Бірлік».

– О Казахстане хорошо знают в мире. Но хочется познакомить всех с нашей культурой еще ближе, впечатлить национальным искусством и глубиной нацио­нальных традиций. Интерес со стороны зарубежного зрителя был и есть. Об этом можно судить и по коммерческой составляющей: билеты на гастроли «Қазақконцерта» покупают всегда! И что характерно: большинство зрителей – не наши соотечественники, а граждане принимающих государств, будь то Франция или Китай, – отмечает Таир Каратаев.

В «Қазақконцерте» убеждены и в том, что популяризировать национальное искусство вне Казахстана – замечательно, но не менее важна работа по привитию любви к нему внутри страны: только так можно сохранить культурный код народа.

Популярное

Все
Дроны вывели к табуну
В Усть-Каменогорске открылась резиденция Аяз Ата
Премию Namys вручили в столице
Будущее спорта рождается в селе
Технологии будущего создавать молодым
Это не просто стены!
Наступил сезон гололеда
За соблюдение чистоты – трактор в подарок
Голова варит, и руки заняты делом
Более 4 млн сельчан получат доступ к высокотехнологичной медпомощи
Новоселье под Новый год
Шампиньоны – в чемпионы
Слова благодарности – ветерану
Вырастить, сохранить, переработать
Верность заветам Бауыржана Момышулы и солдат Великой Победы
Информация о досрочной выплате январских пенсий в декабре – фейк
Почти 800 домов возводят для очередников в Талдыкоргане
Почему подростки уходят из дома?
Тревожные мысли – первый признак опасности
Вторая жизнь пластика
Финансовую дисциплину и цифровизацию здравоохранения обсудили в Правительстве
«Барыс» возвращается в зону плей-офф
Два завода в отрасли автомобилестроения готовятся к запуску в Костанае
Преемственность поколений – опора Satbayev University
Сверхвысотная башня Джидды уже достигла отметки в 80 этажей
Получи и путешествуй
Центр академического превосходства
Поддержка педагогов – инвестиция в будущее страны
Глава государства предложил создать совместную исследовательскую платформу в сфере устойчивого сельского хозяйства
Год за решеткой: нетрезвого водителя без прав осудили в Жезказгане
Стоит ли лишать свободы за все экономические преступления?
«Я казах от земли...»
Касым-Жомарт Токаев прибыл в Санкт-Петербург
Названы лауреаты премии «Еңлікгүл-2025»
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан
Институциональным инвесторам дадут приоритет в недропользовании
Важный выбор студентов
Знание и осведомленность – самая надежная защита
Более 200 млн тенге похитили при ремонте Дома культуры в Жетісу
В чем сила Павлодарского Прииртышья
Накануне Нового года в супермаркетах начнется продажа по низким ценам
Началось строительство сталелитейного завода
Продажу удешевленной говядины через торговые сети масштабируют в Казахстане
Стипендии повысили студентам в Казахстане
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Ключевой ориентир – человекоцентричность
Из казармы в кампус
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
Политика здравого смысла
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
Как лечить ОРВИ и грипп у детей: столичный врач обратилась к родителям
В столице в честь Дня Независимости пройдет республиканская ярмарка ремесел
SMS-коды 1414 больше не используются в Казахстане
В ВКО фотоловушки сняли галерею «портретов» обитателей тайги
О погоде в Казахстане на 2-4 декабря сообщили синоптики
Президент Ирана прибыл в Акорду
Новый центр мировой металлургии
Водитель из Талдыкоргана установил шокирующий антирекорд по ПДД
Ушла из жизни казахстанская тележурналистка Диля Ибрагимова

Читайте также

В Астане представили единое цифровое пространство музеев Ка…
Солист «Астана Опера» выступил на исторической сцене Большо…
Итоги года: чем запомнился 2025-й в сфере культуры Казахста…
Триумф казахстанцев на сценах мира — итоги 2025 года

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]