Коллапс подкрался незаметно, но виден был издалека

1369
Азамат Сулейменов

Ситуация на дорогах Мангистау вызывает беспокойство, однако в правоохранительных органах не спешат обнародовать анализ происходящего.

Ни письма, ни белой бумаги…

Повышенная аварийность на дорогах Актау вызывает тревогу. Кто чаще остальных становится виновником ДТП, каким образом в руках горе-автомобилистов оказываются права на управление транспортным средством? Какие автошколы выпускают наибольшее количество нарушителей и не пора ли лишить эти конторы права обучать будущих водителей? Какие инфраструктурные проблемы нужно решить, чтобы сократить количество ДТП?

Эти и ряд других вопросов требуют подробных ответов и обсуждения с общественностью. Чтобы обстоятельно обсудить ситуацию в Мангистау, регионе, с регулярностью фигурирующем в новостных сводках по ДТП, летом прошлого года мы несколько раз обращались в пресс-службу областного департамента полиции, но приглашения на интервью так и не получили.

С того времени в регионе произошел ряд громких аварий, в чис­ле которых два очень страшных события, унесших жизни людей. В одном из них жертвой стала наша коллега, 28-летняя журналист местного сайта, которая скончалась, пролежав в коме месяц. Девушку сбили на тротуаре в вечернее время. Водитель не справился с управлением авто и съехал с проезжей части. На той же неделе жертвами стали мать и ее пятилетняя дочь – на нерегулируемом пешеходном переходе их сбила водитель, пребывавшая в состоянии алкогольного опьянения. Обе пострадавшие погибли.

На днях мы еще раз обратились в департамент с просьбой проанализировать ситуацию на дорогах области, но на интервью снова не попали. Как рассказали в пресс-службе, спикер, который должен давать комментарии, находится в Жанаозене. Других специалис­тов, которые могли поговорить на данную тему, в департаменте, видимо, не сыскали.

Так и не получив ответа, мы поговорили с жителями Мангистау, так или иначе имеющими отношение к дорожному движению. Все они отметили, что причина повышенной аварийности на дорогах Мангистау – это совокупность ряда неблагоприятных факторов. Они уверены, что ситуация на дорогах требует внимания к ряду вопросов, отсутствие решения которых приведет к еще более плачевному положению.

Уберечь пешехода, воспитать водителя

Мы живем в век автомобильного транспорта. Еще в 2011 году сотрудники правоохранительных органов констатировали: достаточно высокий процент семей в регионе может позволить себе не по одному автомобилю на домохозяйство. С тех пор количество жителей выросло почти в два раза, а вместе с ними растет и число машин – в регионе зарегистрировано не менее 130 тыс. единиц авто.

Бывший директор одной из автобаз Актау (Шевченко) Владислав Зироян говорит, что огульно обвинять в том, что сейчас происходит на дорогах, только водителей нельзя.

– За грубейшие нарушения, конечно, нужны строгие меры. У нас ситуация такова, что вроде бы и штрафы высокие, и дороги расширяют, разметку наносят, патрульные машины можно встретить на каждом участке дороги, но ничего не меняется. Рост количества автотранспорта – одна из ключевых причин. В годы, когда машин в городе было мало, в год случалось одно-два ДТП со смертельным исходом, – комментирует Владислав Зироян.

Он отмечает, что, по сути, каждый пешеход в перспективе – водитель и должен понимать, что между всеми участниками дорожного движения должно быть взаимоуважение. Отсюда вытекает первое важное заключение – Правилам дорожного движения детей нужно учить со школьной скамьи.

– Но и многие взрослые не знают правил. Мало понимать, что зебра предназначена для пешехода. Подойдя к ней, человек должен осознавать, с какой скоростью едет водитель, визуально определить, видит ли он пешехода. При наличии осадков пешеход должен быть особенно внимательным: ему остановиться легче, чем остановить машину весом в несколько тонн, – говорит Владислав Зироян.

Представитель ОФ «Автоспорт Мангистау» Дмитрий Казаков в обычной жизни трудится в сфере оказания транспортных услуг, он также отмечает отсутствие у детей знаний и навыков поведения на проезжей части.

– Более того, очень часто можно наблюдать, как взрослый с ребенком перебегает дорогу в неположенном месте. У детей формируется привычка переходить дорогу, где вздумается. Часто наблюдаю, как, выходя на пешеходный переход, не снимая капюшон и наушники, не отрывая взгляда от гаджета, человек не видит, что происходит вокруг. Обязанности пешеходов никто не отменял, но они не соблюдаются. Если же человек выходит на переход осторожно, с ним никогда ничего не случится, – рассказывает Дмитрий Казаков.

Говоря о водителях, Владислав Зироян делится своими знаниями о том, кто чаще остальных совершает ДТП.

– Самые опасные водители – не первого года обучения, которые недавно получили права и сели за руль, – они аккуратны и послушны. У них, как правило, случаются мелкие ДТП, поскольку они боятся ездить. Самые опасные – те, кто за рулем второй-третий год. Почувствовавшие уверенность, но не имеющие достаточного опыта, – констатирует специалист.

Сегодня на дорогах ситуация такова, что спешат и нарушают молодые люди.

– Они жаждут выброса адреналина. Чтобы у таких людей была возможность выплеснуть энергию, раньше проводили соревнования. В честь Дня автомобилиста устраивали конкурсы на выявление лучших водителей, которые демонстрировали мастерство езды с различными препятствиями. Для проведения таких мероприятий нужны специально оборудованные площадки. Но сейчас все это не развито, – отмечает Владислав Зироян.

Он уверен, что работу по безопас­ности движения нужно усилить через значительное увеличение визуальной информации: билборды с предупреждением для пешеходов и водителей очень помогут предотвратить трагедии на дорогах. Кроме этого, на его взгляд, необходим анализ того, почему на тех или иных участках дороги повторяются ДТП. И не нужно ли там, к примеру, строительство подземных переходов, или другие меры, которые бы помогли решить проблему.

Сознательность ниже плинтуса

Организатор любительского клуба Mitsubishi в городе Актау Владислав Мамед-Заде отмечает, что количество жалоб на ситуацию на дорогах в группе его единомышленников растет с каждым годом. Он тоже считает, что половина всех аварий случается из-за неопытности молодежи, а среди автомобилистов ходят разговоры о возможности покупки прав на управление автомобилем. Кстати, на городских сайтах время от времени встречаются комментарии вроде «Помогу с правами». Любопытно, проверяются ли такие предложения соответствующими структурами?

– Сейчас очень тяжело получить права, поэтому люди пренебрегают нормами закона и находят «выходы» для того, чтобы получить документ. В результате рис­куют стать виновниками аварий со смертельным исходом. В ситуа­циях, когда не работают светофоры, такие водители даже не знают, как себя вести, – отмечает Владислав Мамед-Заде.

Пару лет назад он занимался ремонтом и обслуживанием транспорта. Владислав Мамед-Заде отмечает, что в последние годы количество обращений по ремонту автомобилей увеличилось в несколько раз, что также свидетельствует об увеличении числа ДТП.

Большое значение имеет то, в каком состоянии находится автомобиль. Он поясняет, что при движении на большой скорости шины, износ которых зачастую не контролируется, могут лопнуть из-за давления – в такой ситуации избежать аварии невозможно. Как говорит Владислав Мамед-Заде, огромное значение имеет сознательность самого водителя. «Ездят до последнего на лысой резине или на убитой ходовой части» – так он характеризует степень ответственности некоторых водителей.

В ходе рассуждений об исправности автомобилей напрашивается вопрос: тщательно или формально осуществляется проведение технического осмотра транспорта?

Дмитрий Казаков говорит, что, к примеру, отметки о переоборудовании авто можно получить за 15 тыс. тенге.

– Платите, получаете такую отметку, далее едете на техосмотр, который, как мы знаем, – фикция. После этого оплачиваете госпошлину за новый паспорт. В результате все документы в порядке, но насколько в действительности безопасно выполнено то или иное переоборудование транспортного средства – вопрос, – поясняет Дмитрий Казаков.

В последнее время к числу злостных нарушителей, по мнению Владислава Мамед-Заде, относятся водители транспорт­ных средств с иностранными номерами.

– Это связано с тем, что они не числятся в реестре, а значит, не боятся получить штрафы. Но и в целом в последние лет пять в связи с увеличением количест­ва участников движения наблюдается неуважение друг к другу, отсутствие водительской солидарности. Бывает, стоишь в пробке, а кому-то нужно пролезть вперед, подрезать, все это зачастую и становится причинами ДТП, – делится мнением Владислав Мамед-Заде.

Безответственность и осознание возможности избежать наказания за содеянное, твердо укоренившееся в сознании людей, также являются одной из причин беспредела на дорогах.

– Как бы это ни звучало, но причина частых ДТП – это ощущение безнаказанности у водителей. У нас в Актау очень распространены «кумовство», «сватовство» и «звонки другу». Многие ездят без документов, садятся за руль в нетрезвом состоянии. Количест­во пьяных водителей, которое устанавливают в ходе оперативно-профилактических мероприя­тий, – лишь часть от реального числа тех, кто позволяет себе управлять транспортным средством под воздействием алкоголя. А чтобы избежать лишения прав на семь лет, таким людям, видимо, есть кому позвонить, – замечает Дмитрий Казаков.

Нужно создавать условия

Одной из главных проблем, по мнению Владислава Мамед-Заде, остается плохое освещение дорог Мангистау. Участок, где недавно сбили женщину с малышкой, по его словам, тоже плохо освещен.

– Не считая внутримикрорайонных дорог, проезжие части у нас ровные, без выбоин. Проблема в другом... У меня есть знакомые, которые сбивали людей или попадали в аварии из-за плохого освещения. Если взять, к примеру, соседний Азербайджан, там для освещения дорог применяют светодиодную оптику, а у нас до сих пор используют желтые фонари. Примечательно, что на трассе в сторону Rixos Water World Aktau проезжая часть освещена очень хорошо: светодиодные фонари стоят по обе стороны дороги. Почему бы в городе не сделать так же? – интересуется Владислав Мамед-Заде.

Дмитрий Казаков, в свою очередь, убежден, что на дороги региона нужно вернуть искусственные неровности.

– Раньше по всему Актау были установлены «лежачие полицейские». Да, на дорогах появлялись небольшие заторы, но в то же время выполнялось главное наз­начение неровностей – снижение скорости. «Лежачий полицейский» намного эффективнее, чем камера на дороге, поскольку по ее данным можно лишь наказать за совершенные нарушения, а вот неровности их предупреждают. Но у нас их сняли, я подозреваю, из-за частых визитов в область высокопоставленных лиц, – говорит Дмитрий.

По его мнению, чаще аварии происходят в верхней части Актау, где возведены широкие дороги, светофоры установлены на дальнем расстоянии друг от друга, в таких условиях скоростной режим 60 км⁄ч нередко нарушается. Здесь, он уверен, нужны и камеры, и «лежачие полицейские». За городом аварии в основном случаются из-за превышения скоростного режима при неумении водителей маневрировать.

– Даже на удобных четырехполосных дорогах горе-шоферы умудряются выезжать на полосу встречного движения и совершать ДТП. На этих трассах они летят под 200 км⁄ч, – говорит Владислав Мамед-Заде.

Здесь же водителей подстерегает еще одна опасность – присутствие на проезжей части сельскохозяйственных животных.

– Мы с друзьями сбивали лошадей. Машина была опрокинута. Уцелели чудом. Нужно на животных надевать светоотражающие жилеты или широкую ленту на шею, – сетует активист.

Как рассказывает Дмитрий Казаков, основной поток транспорта и аварий фиксируется на дороге в сторону города Жанаозена.

– Дорога эта новая, комфорт­ная, с наличием ограждений между встречными полосами. Однако люди на этой трассе предоставлены сами себе. Большая часть машин, которые здесь передвигаются, управляется таксистами-нелегалами. Они набивают в авто количество людей, значительно превышающее чис­ло посадочных мест. Чтобы сделать как можно больше рейсов, нарушают скоростной режим. На выезде из городов камеры есть, но на самой трассе их нет. Один-два патрульных автомобиля на всю трассу – это капля в море. Наличие камер здесь бесполезно – водители используют антирадар, поэтому здесь должно находиться не меньше 6 патрульных машин, которые будут фиксировать нарушения через стационарные посты. Думаю, на уровне программного обеспечения внедрить это будет не сложно, – предлагает Дмитрий Казаков.

Популярное

Все
Властелин судеб и сердец
Его прозвали Туркестанским змием
Что общего у яблока и диадемы?
Казахский сержант как лев сражался на Курской дуге
Почему вокруг казахского кино так много споров?
Из всех зол предпочтительнее будущее без золы
В Алматы почтили память генерала армии Сагадата Нурмагамбетова
О таком и не мечтали
Подорожник для души...
Модный приговор можно обжаловать
«Люди! Я к вам! Мне без вас не поется...»
Встреча с классиком
Парад открытий
Казахстан имеет большой потенциал развития туристической отрасли
Подведены итоги поливного сезона
АО «МРЭК» получило паспорт готовности
Помогут избавиться от мусора
Евгений Кравчук пишет тексты для рэпа на казахском
Созерцающий философ Степи
Вдохновляющая история успеха
Труба пока не готова
Во избежание идентификации астанчанин заклеивал бумагой госномер авто
В Атырау появится дендрологический парк
Принцип «слышащего государства»
О кадрах атомной промышленности и радиационной безопасности
Дело Мырзахметова: Антикор возвратил государству дополнительно 7 млрд тенге
Владислав Бакальчук сообщил об освобождении после задержания
Перекресток улиц Бараева и Валиханова временно перекроют в Астане
Более 170 тонн картофеля без сертификатов пытались завезти в Казахстан из России
Гол казахского форварда признан самым быстрым в истории ЧМ по футзалу
Глава государства поздравил казахстанцев со 100-летним юбилеем Бердибека Сокпакбаева
13 тыс. вейпов изъяла полиция из стоматологии в Алматы
У мужской сборной Казахстана по боксу – новый главный тренер
Цены на яйца в РК подскочили самыми заметными темпами за два года
Израиль нанес удар по Бейруту, убит один из руководителей «Хезболлы»
В Астане провели рейд по закрашиванию граффити с рекламой наркотиков
«Пакт во имя будущего» планируется принять на Summit of the Future ООН
Миллион зеленых насаждений высадят в Астане в текущем году
Более 5 тыс. предпринимателей Астаны поддержали экологический субботник
«Таза Қазақстан»: представители столичной интеллигенции приняли участие в экоакции
Мастер из Семея продемонстрирует шедевры ремесленного искусства на Всемирных играх кочевников
Дожди с грозами и похолодание ожидаются в Казахстане
Мощный барьер будущим рискам монополизации власти – политолог о достижениях Конституции
Полевая пиццерия, самый острый в мире перец и веганские бургеры
Для успешного изучения языка необходимо практиковаться каждый день
В Семее завершается строительство IT-колледжа
Контрабандиста экстрадировали из России в нашу страну
Распоряжение о созыве совместного заседания палат парламента подписал Кошанов
Коллекция «золотых людей» пополнится
Конституционный контроль – элемент правового государства
Бектенов поздравил казахстанцев с Днем Конституции
Референдум стал актом гражданской справедливости
В центре всех процессов – личность: Конституция Республики Казахстан – прочная основа защиты прав и свобод человека и гражданина
Казахстанские хоккеисты с победы стартовали на олимпийском отборе
Преступления против детей не останутся безнаказанными
Подойдите к мусору с умом!: акцию «Таза Қазақстан» поддержали в Талдыкоргане
Павлодарские артисты готовы удивить своим творчеством зрителей на Всемирных играх кочевников
Растущее энергопотребление свидетельствует об устойчивом росте экономики
Жания Бекмухамбетова выиграла турнир по настольному теннису в Хорватии
В общем доме не бывает «ваших проблем»

Читайте также

Вдохновляющая история успеха
Созерцающий философ Степи
Парад открытий
«Люди! Я к вам! Мне без вас не поется...»

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]