Компании, управляющие жилыми многоквартирными домами, должны быть сертифицированы

19779
Рустем Алиев

Городские условия ассо­циируются с жизнью в многоэтажном, многоквартирном жилом доме, под крышей которого обитают несколько десятков, а то и сотен семей. Такое соседство связывает жильцов совместным пользованием сегментами общедомовой инфраструктуры – подъездом, лифтом, двором, сквером...

Жизнь в благоустроенном доме, в правильном ее понимании, должна быть свободна от забот и хлопот по ежедневному обслуживанию здания, подготовке к отопительному сезону, уборке дворовой территории или ремонту канализации. До 2020-го многоквартирными жилыми домами управляли исключительно КСК, но с 7 января 2020 года вступил в силу Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства», который внес существенные изменения в сферу ЖКХ.

На смену существующим КСК должны были прийти ОСИ (объединения собственников имущества) или ПТ (простые товарищества). Однако переход до конца не состоялся, сроки отложили до 1 июля 2023 года, так как только 60% домов к 1 июля 2022 года перешли на новую форму управления.

– В конце весны 2022-го в Казахстане прокатилась легкая паника, поскольку с 1 июля КСК должны были прекратить существование. Разные источники вовсю твердили о том, как плохи были КСК, и как хороши будут ОСИ. Мол, теперь хозяева квартир смогут управлять своим домом самостоятельно, принимать необходимые меры, контролировать расходы, – говорит руководитель департамента методологии и нормирования Национального центра аккредитации (НЦА) Комитета технического регулирования и метрологии Минторга и интеграции ­Алмат Орынгалиулы.

Однако, по его мнению, жителям следует понимать новшество по-другому: им необходимо будет вникнуть в юридические и технические тонкости функционирования своих домов, отчасти стать «экспертами» по всем вопросам, связанным с сантехникой, водоснабжением, электроснабжением. Более того, учитывая, что в современном мире многие не сидят на одном месте годами, переезжая из одного дома в другой, меняя города в поисках удобной локации и комфортной жизни, в случае переезда активистов дома система самоуправления вообще может остановиться. В итоге здание окажется, так сказать, «бесхозным», не­управляемым. А это не есть хорошо... Но и к КСК у горожан немало претензий.

– Отсутствие прозрачнос­ти деятельности – главная из них. Скрытное распределение финансов, необоснованно большие затраты на ремонт или замену важнейших узлов жизнеобеспечения многоквартирных домов и многое другое приводит к тому, что отношение жильцов к КСК все больше и больше становится негативным и недоверчивым. Жалобы на их работу, точнее – ее отсутствие, слышатся бесконечно. Скорее всего, недовольство граждан деятельностью КСК и подтолкнуло к реформам в сфере жилищного хозяйст­ва, – продолжает эксперт.

Особенно тяжелая ситуация складывается в проблемных домах: слишком старых, прогнивших от крыши до подвала, находящихся в аварийном состоянии, впрочем, и в некоторых совершенно новых, построенных с нарушением норм; в таких объектах недвижимости, где течет крыша, где паркинги и подвальные помещения заливает талой или дождевой водой, а КСК ничего не делает для устранения причин потопов, «кормит» обещаниями, несмотря на то, что собраны деньги на ремонт. В итоге граж­дане отправляются искать правду в акимат.

– На первый взгляд, переформатирование КСК в ОСИ или ПТ заключается в изменении концентрации внимания от многих жилых объектов на один, но ведь нужно понимать: это не решит всех проблем. Поверить в то, что ОСИ справится со всеми экс­плуатационными, инженерно-техническими задачами, очень сложно.

Работа ОСИ не будет эффективна без системати­ческого контроля и комплекса мероприятий по улучшению ­своей деятельности, поскольку жители дома будут постоянно меняться, так же, как и арендаторы. Нужно, чтобы персонал ОСИ, председатели были постоянно доступны, – считает Алмат Орынгалиулы.

Если собрать мнения людей, то получится такая картина: одни утверждают, что среди КСК есть очень ответственные и компетентные, и наобо­рот. Теперь при ОСИ кто-то уже жалуется, что остались один на один с проблемами, а кто-то радуется переменам в лучшую сторону. Это хорошо, если председательство ОСИ принял человек ответственный и компетентный. Но в некоторых случаях слышим, что председатели норовят привлечь к управлению домом чуть ли не всех жильцов, которые к этому, кстати, совершенно не готовы. Они не электрики, не сантехники, не сварщики…

– И тут мы задаемся вопро­сом: за что платим тогда? Если нет сервиса, и все проблемы приходится решать самим? По сегодняшнему опыту можно сказать, что одной из основных проблем в управлении жилыми домами является отсутствие качества жилищных и коммунальных услуг, определения мер ответственности и создания эффективной системы управления. Эту проблему нужно решать поэтапно, возможно, с применением зарубежного опыта управления много­квартирными домами и внед­ряя лучшее из этого опыта в нашу практику, – отмечает специалист.

Тут на помощь могут прийти управляющие компании, имеющие компетенцию, инфраструктуру, оказывающие услуги по управлению объектами недвижимости, эксплуатации, техническому и санитарному содержанию многоквартирных домов на основе возмездного договора с собственниками.

К функциям управляющих компаний прежде всего относятся проведение собраний, письменные опросы среди собственников жилья, кон­троль и исполнение договоров сервисной организацией, выполнение решений собственников квартир на собраниях касательно качественного содержания общего имущества и обеспечения безопасности проживания, ежеквартальное предоставление собственникам отчета о расходах, связанных с использованием общего имущества, другие функции.

Как отмечает Алмат Орынгалиулы, на сегодняшний день в Казахстане насчитывается около 3 500 таких организаций, однако управлением многоквартирных жилых комплексов занимается их малая часть. В основном управляю­щие компании оказывают услуги бизнес-центрам, гос­тиницам и торговым домам.

Пренебрежительное отношение к обслуживанию и управлению объектами недвижимости чревато постепенным ухудшением их потребительских характеристик и быстрым приходом в негодность ключевых ­элементов инфраструктуры. И все эти проблемы наступают неожиданно – по традиции, в самый неподходящий ­момент.

– В результате мы имеем обветшалые и аварийные здания, недовольный условиями работы персонал и озлобленных клиентов, дорогостоящий ремонт, простой оборудования, потерю потенциальной прибыли. Вроде бы по году строительства дом новый, ему буквально два-три года, однако выглядит он на все 15–20 лет, – говорит эксперт. – Грамотный подход к управлению объек­тами позволит управлять этими рисками, прогнозируя и предупреждая их, проводя регулярное обслуживание, наблюдая за состоя­нием и предвидя поломки. По определению, управление объек­тами – организационная функ­ция, которая интегрирует в себе такие аспекты, как люди, место и процессы в единой среде с целью улучшения качества жизни и работы граждан и эффективности основного бизнеса.

Согласно мировой практике, обслуживанием много­квартирных жилых домов занимаются управляющие компании. «Так и наши КСК – тоже управляющие», – скажете вы, и будете, безусловно, правы.

– Но «фишка» в том, что крупная управляющая компания имеет соответствующий сертификат, подтверж­дающий ее квалификацию, компетент­ность, ориентированность на потребителей, результат и его постоянное улучшение, – подчеркивает Алмат Орынгалиулы. – Основываясь на результатах зарубежной прак­тики, правильность работ, проводимых управляющей компанией, должна оценивать третья независимая сторона, то есть орган по сертификации. Это намного улучшит качество жизни жителей дома, снимет с них обязанность по решению текущих проблем.

Так вот, по примеру европейских стран сегодня работает множество подобных организаций. Благодаря здоровой конкуренции обслуживание осуществляется на достойном уровне, а стоимость сервиса в сфере ЖКХ вполне приемлема. Если вдруг жители дома видят отсутствие финансовой прозрачности, некачественное исполнение работ, то могут направить жалобу в орган по сертификации. Тот примет меры, проверит обоснованность жалобы.

В случае нарушения и исходя из его степени орган по сертификации примет решение о предоставлении срока на устранение нарушения либо отзовет сертификат соответствия.

В случае отзыва сертификата соответствия управляющие компании приостанавливают свою работу на определенный срок, установленный органом по сертификации в соответствии с требованиями стандартов. Тогда местные власти должны предложить другую управляющую компанию из числа действующих.

– Но стоит понимать, что при принятии дома на обслуживание управляющая компания должна оценить его состояние и свои возможнос­ти. А не так, как происходит сегодня у нас: КСК, готовый на все, берется с закрытыми глазами за работу. По истечении определенного срока жильцам выставляется счет за расходы по эксплуатации (ремонт кровли, подъездов, замену узлов отопления и другое), причем без калькуляции стоимости работ. Жильцы недоумевают: «Предыдущий КСК менял же это все!» Однако того кооператива уже нет, и спросить не с кого, – приводит пример из жизни эксперт.

Нанимая компетентные сер­тифицированные органи­зации, жильцы будут иметь возможность требовать качест­венного выполнения всех работ. Потому что управляющую компанию в случае брака или халтуры всегда можно будет призвать к ответу, а то и лишить сертификата. Исходя из этих соображений, она будет работать добросовестно, заботясь в том числе об авторитете.

Для построения такой работы, конечно же, требу­ется системный подход, и он изложен в стандарте ISO 41001 – основополагающем докумен­те для всех компаний, занятых в сфере управления объектами недвижимости и желающих осуществлять свою деятельность на уровне мировых стандартов. С октября 2020 года данный стандарт внесен в реестр национальных стандартов Республики Казахстан (CT PK ISO 41001-2020).

Как поясняет Алмат Орынгалиулы, любой стандарт – это проверенный и рекомендованный путь к успеху, минимизирующий вероятность происшествий и травм на рабочем месте, гарантирующий удовлетворенность клиентов качеством товаров и услуг, эффективность бизнес-процессов компаний.

К обслуживанию объектов недвижимости, по его мнению, должны быть допущены только сертифицированные управляющие компании. Оценку внедренной и применяемой ими сис­темы ­менеджмента в соответствии со стандартом ISO 41001 должны проводить аккредитованные органы сертификации.

Потенциально в ­Казахстане есть около 50 органов по сертификации, которые могут подготовить необходимый персонал и пройти аккредитацию. Как отмечают в КТРМ МТИ, эта идея приведет к ответственному подходу к своим обязанностям организаций по управлению объектами жилого фонда.

Популярное

Все
Новоселье у подножия Хан-Тенгри
Четверть века на страже южных рубежей
Невероятное из простого
Диалог будет продолжен
Не роскошь, а средство передвижения
Рекорд в честь юбилея
Там, где любовь и поддержка
Комфортная среда – основа доступности
Так судьба распорядилась
Прошли тропою снежных барсов
Растет интерес к исследованию тюркской цивилизации
В штатном режиме
Дорога к знаниям открыта!
Первый шаг в большое кино
Тревожный сигнал
В тандеме
Чтобы специалисты оставались в селах
Цифровые хищники: охота на доверчивых продолжается
Обратная связь как основа доверия
Эргономика комфорта
Строительство индустриального парка начинается в Туркестанской области
Началось возведение энергоблока
Началось строительство плодоконсервного завода
Экологический месячник стартует в Астане с 13 сентября
Организации образования перешли на единую модель воспитания «Адал азамат»
На востоке страны набирает обороты цифровое решение в сфере туризма
В Отбасы банке разьяснили вопрос по выдаче денег из ЕНПФ на лечение зубов
Обсужден проект строительства ТЭЦ
Аида Балаева выступила в поддержку сохранения независимости и чистоты культурного пространства
На Кубе полный блэкаут
День кино отмечают в Казахстане
«Маскарад» в Шымкенте
15 сентября заканчивается срок подачи декларации о доходах
Телеканал Euronews показал международной аудитории комплекс «Байконур»
Инфляция в пределах 10-11%: тарифы на комуслуги останутся стабильными
АЗРК подготовило список предприятий для приватизации
Токаев: Ключевая цель – трансформация Казахстана в технологически продвинутую нацию
Сентябрь – время основных уборочных работ в зерносеющих регионах республики
Потребителей кофе в Казахстане становится все больше
Права и возможности женщин с инвалидностью обсудили на конференции в Астане
Гвардейцы поздравили жителей Кокшетау с Днем Конституции
Военнослужащие Нацгвардии провели акцию «Дорога в школу»
Жители Шымкента не спешат платить
Проезд сделали бесплатным
Аким Мангистау ознакомился с ходом строительства социальных объектов
Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов
Госаудит проверил расходы казахстанской науки
35 школ Атырауской области остались без директоров
В Сарани строят завод по сборке грузовиков
Новую школу построят в Атырау
Aitu: в чем отличие казахстанского мессенджера от WhatsApp и Telegram
Ставки по вкладам физлиц в тенге обновили рекорд XXI века
Прокуратура на защите конституционных ценностей государства
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
«Школу будущего» показали в Жамбылской области
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
Больше 20 предприятий Алматы признаны победителями регионального этапа конкурса «Лучший товар Казахстана»
Как отпразднуют День шахтёра в Карагандинской области

Читайте также

Растет интерес к исследованию тюркской цивилизации
Там, где любовь и поддержка
Рекорд в честь юбилея
Цитаделью мира назвал Астану председатель Главного агентств…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]