
Юридической точкой отсчета суверенитета Казахстана является момент принятия Конституционного закона «О государственной независимости Республики Казахстан» 16 декабря 1991 года. Он стал важной политико-правовой основой построения самостоятельного государства и имеет огромное историческое значение. Республика Казахстан была официально провозглашена как независимое государство, главной ценностью которого являются народ и гражданин как носители суверенитета и источник государственной власти.
Принятая ранее по инициативе Первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР от 25 октября 1990 года стала предвестником нашей независимости. Данная декларация, выражая волю народа Казахстана, обозначила перед республикой ясные цели: создание равных условий жизни для всех граждан, консолидацию и укрепление дружбы народов, право нации на самоопределение и другие. Первостепенной задачей являлось возрождение и развитие самобытной культуры, языка, традиций и национального достоинства. Территория в существующих границах была задекларирована как неделимая и неприкосновенная. Было провозглашено создание собственной финансовой-кредитной системы.
Стратегически важным было принятие решения о запрете испытания ядерного оружия, строительства и функционирования испытательных полигонов. В дальнейшем именно этот факт станет незыблемой основой продуманно выстроенных международных отношений молодого государства как самостоятельного субъекта с миролюбивой внешней политикой.
Таким образом, суверенитет Казахстана на период провозглашения независимости имел четкое и ясное понимание институтов государственности, которые необходимо было выстраивать и развивать. С этой целью была начата работа по разработке Конституции Республики Казахстан.
Термин «конституция» происходит от латинского «constitutio», означающего строение или установление. Конституция как Основной закон является платформой для всего государственного строительства, определяет права и свободы человека и гражданина, форму правления, государственно-территориальное устройство, систему органов власти, а также правовую, экономическую, политическую основу страны.
Следует отметить, что в истории Казахстана были разработаны или приняты несколько конституций. 18 февраля 1926 года после образования СССР принята первая Конституция Казахской АССР, которая в 1936 году была преобразована в союзную республику. В соответствии с Конституцией СССР 1936 года на Х чрезвычайном Всеказахском съезде Советов 26 марта 1937 года была утверждена вторая Конституция Казахской ССР. Третья Конституция Казахской ССР была разработана на основании Конституции СССР 1977 года и принята Верховным советом IX созыва 20 апреля 1978 года.
С обретением независимости появилась возможность для глубокого изучения так называемых белых пятен истории Казахстана: массовых репрессий, национально-освободительных восстаний казахов, движения «Алаш» и других. Программа партии «Алаш» содержала ответы и на конституционные вопросы. Она была впервые опубликована в газете «Қазақ» от 21 ноября 1917 года и, по словам Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы Нурсултана Назарбаева, «несла в себе больше конституционализма, нежели все конституции советской модификации».
Значимое место в конституционной истории Казахстана также занимает проект Конституции Барлибека Сыртанова 1911 года – «Қазақ елі» – Устав страны казахов, который менее известен широкому кругу читателей. Полный текст Устава «Қазақ елі» был опубликован в 1992 году в газете «Түрік бірлігі» (проект впервые был обнаружен в 1981 году). Оба документа стали альтернативными советским конституционным актам.
Данные факты сегодня требуют внимательного изучения, осмысления и предания широкой гласности. Это важный фактор модернизации общественного сознания. Обращая свой взор на эти страницы ушедшей истории, осознаешь, что каждый из описанных выше этапов формирования национального конституционализма положительно повлиял на развитие Казахстана и позволил сформировать определенный интеллектуальный, теоретический и практический потенциал для построения независимой государственности.
В новейшей истории страны конституционное развитие Казахстана было определено с учетом положительного мирового опыта.
28 января 1993 года на девятой сессии Верховного совета Казахстана XII созыва была принята первая Конституция независимого Казахстана, закрепившая такие важные для молодой республики правовые нормы, как государственный суверенитет, определение Президента главой государства, принцип разделения властей и другие. Вместе с тем она отразила сложность и противоречивость первых лет становления независимости. Сложившаяся на ее основе ситуация не способствовала стабилизации политической и социальной обстановки в стране. Предметом общественной полемики стали положения Конституции, касающиеся характера государственности, вопросов государственного языка, частной собственности на землю, гражданства и другие.
Вторая и действующая Конституция независимого Казахстана была принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года, которому предшествовало широкое всенародное и экспертное обсуждение. В прошлом году на 25-летнем юбилее Первый Президент Казахстана заявил, что с принятием Основного закона нашего государства была открыта новая страница в истории независимого Казахстана, определены приоритеты и векторы его дальнейшего развития. Основной закон закрепил справедливое и сбалансированное сочетание достижений мировой цивилизации и казахстанских ценностей, стал фундаментом пирамиды государственного устройства.
Действующая Конституция республики окончательно оформила контуры независимости и создала благоприятные условия для развития политических, экономических, социальных процессов и институтов, осуществила мощный модернизационный прорыв. Основной движущей силой стал институт президентства, который позволил консолидировать в одном направлении общество и государство. В Конституции нашли отражение параметры современного государства, основанного на идеологическом многообразии и политическом плюрализме, утверждении частной собственности, верховенстве права, естественных правах человека, теории разделения властей, развитии парламентаризма, конституционном контроле, местном самоуправлении.
Как подчеркивает Президент Касым-Жомарт Токаев, Конституция заложила прочную правовую основу независимости. В ней были определены ключевые правовые, политические и социально-экономические предпосылки формирования новой государственности.
Важным фактором прогрессивного развития конституционализма является не только принятие Основного закона, но и фактическое его исполнение и претворение в жизнь. Осуществление принципов и положений Конституции Республики Казахстан все эти годы обеспечивается посредством Посланий Главы государства, концепций правовой политики путем законодательного сопровождения, принятием реализующих мер правоприменительного характера.
После принятия Конституции была разработана и одобрена Концепция формирования государственной идентичности республики, в соответствии с которой в качестве образца была определена модель демократической правовой государственности, принятая в развитых странах мира.
Данная концепция поставила задачу формирования государственной идентичности. В ней говорилось, что государство в будущем должно учитывать глобализацию мировых рынков, необходимость интеграционных процессов, укрепления гражданского общества. Развитие государственности Казахстана зависит от решения главных задач – экономической и гуманитарной интеграции в мировое сообщество и социальной интеграции в национальном государстве.
Одним из главных признаков государства является наличие у него территории, пределы которой должны быть четко очерчены государственными границами. Территория, на которой расположена Республика Казахстан, населялась этносами, ставшими основой казахского народа. На ней с древнейших времен существовали крупные империи и отдельные ханства тюркских народов. С XV века она являлась территорией самостоятельного государства – Казахского ханства, которое было первой в истории государственностью казахов.
Современные границы Казахстана сложились в период пребывания республики в составе СССР. В концепции было закреплено, что эти границы полностью соответствуют исторически сложившемуся ареалу населения казахского народа.
Во исполнение положений Конституции о территориальной целостности государства была проведена огромная работа по делимитации границы с соседними государствами. Первый Президент Нурсултан Назарбаев при обнародовании Стратегии «Казахстан-2050» отметил, что «отныне снята угроза возникновения любых территориальных споров в будущем. Мы не оставили для потомков спорных территорий с соседями. Впервые в истории наше государство обрело четкие, международно признанные границы».
За 30 лет независимости Казахстана были выстроены и сформированы конституционные институты: президентской формы правления, парламентаризма, государственного управления, местного самоуправления, судебной власти, правоохранительной системы и др.
Конституция осуществила мощный мировоззренческий прорыв, повлекший духовное возрождение нации. По крупицам было восстановлено культурное достояние народа Казахстана. Построены новые театры, концертные залы, музеи, культурные центры и другие.
В стране царят межнациональное согласие, единство в обществе, консолидация различных этносов вокруг общих конституционных ценностей. Быть гражданином страны воспринимается как незыблемая форма казахстанского патриотизма. Конституционным принципом, на котором основывается наше национальное единство, является равенство возможностей для всех граждан, независимо от этнического или иного происхождения, вероисповедания и социального положения. Этот принцип означает, что каждый гражданин Казахстана имеет все шансы полностью реализовать свои возможности и добиться успеха благодаря своим способностям. Государство создает справедливые и равные условия для всех. Это обеспечивает свободное развитие частной собственности – необходимого условия процветания страны.
Наше главное богатство – единство в многообразии. Поэтому государство заботится о сохранении культурных и духовных традиций своего народа как части национального достояния. Одним из инструментов этой поддержки стала Ассамблея народа Казахстана – уникальный институт развития межкультурного диалога, имеющий конституционный статус.
Обязательным условием суверенности государства является наличие собственного национального законодательства. За указанный период времени в Казахстане во исполнение Конституции сформирована уникальная система законодательства, основанная на прогрессивных международных нормах, лучшем зарубежном опыте, при этом адаптированная с учетом особенностей нашей страны.
Сформированы институты гражданского общества. Динамично развиваются все сферы жизнедеятельности.
В этом году по инициативе Президента республики принят ряд законодательных и иных решений, способствующих дальнейшему раскрытию созидательного потенциала Основного закона.
В русле осуществляемой стратегии реализации концепции «слышащего», эффективного, подотчетного, профессионального и прагматического государства Президентом обозначены три ключевых направления, по которым страна будет двигаться в течение предстоящих пяти лет: качество институтов, благополучие граждан и сильная экономика.
Утвержденные в начале года Национальный план развития, Общенациональные приоритеты республики до 2025 года, Концепция развития государственного управления до 2030 года направлены на преодоление вызовов современного этапа.
Недавно состоялись первые прямые выборы сельских акимов. Это важная веха в процессе последовательной демократизации. Конституционная формула – народ единственный источник государственной власти – нашла новое проявление в сфере местного государственного управления и самоуправления.
Граждане и политические партии приняли активное участие в избирательной кампании, по итогам которой в условиях здоровой борьбы избраны более 700 акимов. Впереди предстоят выборы районных и городских акимов. Снижение с 7 до 5% порогового уровня для прохождения партий в Мажилис Парламента открывает новые возможности для реализации избирательных прав на следующих парламентских выборах.
Обозначенные нововведения корреспондируются с закрепленными в Конституции правовыми положениями, касающимися избирательной системы. Они закладывают политико-правовые начала целостной системы народовластия, отношения непосредственной и представительной форм демократии. Выборы являются формой наделения лица властью в государстве. По их итогам гражданин получает мандат на руководство, представление народа и его интересов.
В числе других новелл – сокращение в два раза численности граждан для создания политической партии, внедрение обязательной 30-процентной квоты для женщин и молодежи в избирательных партийных списках, предоставление избирателю права голосовать против всех и многие другие.
В летописи текущего года значится еще одна важная дата. 29 августа исполняется 30 лет закрытию Семипалатинского ядерного полигона. В том далеком 1991 году данное мужественное решение Елбасы продемонстрировало всему миру приверженность молодого, устремленного в будущее государства общепризнанным гуманистическим принципам. Добровольный отказ от второго по мощности после Невады в США испытательного полигона был нелегким шагом.
Указ Первого Президента, давший сильный толчок глобальному антиядерному движению, принимался в сложнейших условиях, когда Казахстан все еще был в составе СССР, в руководстве которого, да и внутри страны, хватало деятелей, не разделяющих такой поворот событий. Казахский народ ждал этого момента более 40 лет. С 1949 года на земле великого Абая было осуществлено более 450 взрывов. Полтора миллиона человек испытали тяготы полигона. Отказ от оружия массового поражения внес важный вклад в обеспечение международной и региональной безопасности. Учитывая его беспрецедентный характер, в 2009 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 29 августа Международным днем против ядерных испытаний.
Глубоко продуманная и поддержанная мировым сообществом политика Елбасы соответствует всем прогрессивным принципам конституционализма. В ее основе лежат высшая ценность человека, его жизни, прав и свобод, уважение норм международного права, сотрудничество и добрососедские отношения между государствами, мирное разрешение международных споров.
Республика Казахстан, провозглашая себя как демократическое, светское, правовое и социальное государство, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы, при принятии Конституции заложила правовую основу для государственного механизма, обеспечивающего верховенство Основного закона на всей территории, учредив Конституционный совет. Он служит оптимальной моделью органа по обеспечению конституционной законности. Осуществляя конституционный контроль, Конституционный совет выполняет важную функцию по утверждению принципов верховенства права, усилению конституционных начал в законодательстве и правоприменении. За эти годы им были закреплены концептуальные позиции по отдельным составляющим элементам государственности. Они касаются определения системы действующего права республики, конституционных полномочий Президента, Парламента, Правительства, судов, органов прокуратуры, основ законотворческого процесса, детализации механизма действия системы сдержек и противовесов, статуса языков, конституционно-допустимых пределов ограничения прав и свобод человека и гражданина и др. Правовые позиции совета были подкреплены значительными изменениями в законодательстве.
В своей деятельности совет развивает и создает условия для надлежащей реализации государственной правовой политики, определяемой Главой государства – гарантом Конституции. В этом плане Конституционным советом внесены предложения по реализации недавно изданного указа Президента о дальнейших мерах в сфере защиты прав человека.
Совет полагает необходимым расширение доступа граждан к конституционному контролю. Одним из направлений видится совершенствование порядка обращения судов в Конституционный совет, рассмотрения судами ходатайств участников судопроизводства об инициировании проверки конституционности закона.
Внимание уполномоченных государственных органов обращено на гармонизацию Уголовного кодекса и иных законодательных актов с положениями недавно ратифицированного Казахстаном Второго Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленного на отмену смертной казни. Все эти меры вытекают из главного принципа правового государства – правовой защищенности человека.
Стремительный рост объемов информации, формирование так называемых больших данных, интенсивное развитие технологий формируют новую «цифровую» реальность. География ее распространения расширяется с каждым годом, охватывая практически все сферы деятельности государственных и общественных институтов.
Необходимо помнить, что Конституция как Основной закон государства определяет базовые принципы, которые должны учитываться и в условиях цифровой цивилизации. Информационные технологии в первую очередь должны служить повышению эффективности реализации конституционных прав человека. Период пандемии показал, что в это непростое время цифровые инструменты позволили нам сохранить необходимый уровень жизнеобеспечения населения.
Бурное развитие IT-индустрии, углубление применения цифровых технологий напрямую влияют на степень реализации ряда конституционных прав человека и требуют создания адекватной правовой базы. Она должна гарантировать защиту персональных данных граждан, расширить электронные формы участия населения в реализации прав и свобод и осуществления государственных функций.
Сегодня в городе Нур-Султане запланировано проведение международного симпозиума на тему «Эра Интернета: верховенство права, ценности человека, государственная независимость». В его работе примут участие члены Ассоциации азиатских конституционных судов и Евразийской ассоциации органов конституционного контроля (более 20 стран). Ведущие отечественные и зарубежные эксперты поделятся мнениями по обозначенным вопросам.
Таким образом, Казахстаном за годы независимости на основе Конституции успешно решены задачи строительства и совершенствования государственности, преодолена прежняя историческая инерция, не разрушены при этом элементы и ценности, которые могут работать и в условиях суверенного государства. Этот процесс продолжается. Все последующие усилия направлены на дальнейшее укрепление Казахстана как активного и уважаемого члена международного сообщества.
В канун Дня Конституции Республики Казахстан поздравляю казахстанцев с этим государственным праздником! Желаю всем крепкого здоровья, успехов, счастья и процветания.