Не на птичьих правах...
...а очень даже на полноценных существовали птицы в степи. Относились к ним бережно, не причиняли зло птенцам, не разрушали гнезда, боясь проклятия – қарғыс. Охотились, конечно, в те времена – это был единственный способ отведать дичь, но почем зря не убивали. А ряд пернатых и вовсе считался запретным для охоты.
Птицам посвящали и по сей день посвящают песни и стихи, произносят пожелания близким, говоря «құстай самға», «қанатың талмасын», «қос қанатың аман болсын». В середине 60-х прошлого столетия настоящим хитом стала песня «Құстар қайтып барады» Нургисы Тлендиева на слова Туманбая Молдагалиева. Примечательно, что сначала была написана музыка. Возвращаясь с работы на «Казахфильме», мэтр присел на скамейку в парке. На дерево, где уже сидела стая ворон, прилетела цапля. Как завороженный, он смотрел на эту птицу, нечастую гостью городских парков. Однако вороны заклевали ее, и длинноногая красавица улетела. Увиденное поразило его до глубины души. Придя домой, он поделился с супругой, глубокомысленно заметив, что мир птиц очень похож на мир людей. Вскоре родился, ставший впоследствии знаменитым, мотив. Текст к музыке написал известный поэт Туманбай Молдагалиев.
Также есть в степном календаре время, которое называют құс қанаты, что переводится дословно как «крыло птицы». Наступает это время весной, когда перелетные птицы возвращаются из теплых краев. В этот период, когда снег уже почти растаял, а солнце радует своими лучами, теплые дни резко сменяются холодными, выпадает снег с дождем. К слову, этот снег не убирали – считалось, что это береке с небес. И дни эти называли құс қанаты.
Свобода и дух
Несомненно, список сакральных для казахского народа пернатых возглавляет беркут. Хозяин степного небосвода, парящий в вышине, всегда был и остается символом свободы, силы и независимости. И не случайно беркут изображен на Государственном флаге Казахстана.
Более подробно о символике беркута рассказывает
директор научно-исследовательского центра «Сакральный Казахстан» Батырхан Жумабай.
– Беркут присутствует в списке семи сокровищ джигита «Жеті қазына». Для казаха он не был питомцем в классическом понимании слова, он был другом, равным партнером. Охота с беркутом требует сноровки, зоркости, силы. И, конечно, умения слышать его, поэтому поладить с гордым царем птиц может не каждый. А саятшылық – искусство беркутчи передавалось по наследству, из поколения в поколение. Старшие учили младших правильно вести себя с хищным представителем семейства ястребиных, кормить его, использовать в охотничьем деле, – говорит он.
К слову, охота с беркутом – саятшылық проводится только в определенные дни и время года. Особенно удачным считается период первого снега – қансонар, которому посвятили немало произведений поэты и писатели. Помните у Абая: «Қансонарда бүркітші шығады аңға...»?
У степного акына Ақана сері есть известная песня «Қараторғай», поэт посвятил ее своему беркуту, которого звали также – Қараторғай. Птица была подарена сказителю батыром Алибеком, и он очень ценил ее: она дожила до преклонного возраста, скрашивала его дни в вынужденном одиночестве. С годами Қараторғай потерял былую хватку, и хотя крылья его были все так же сильны, охота давалась ему уже с большим трудом. Ақан сері в своей песне, написанной в честь птицы, рассуждает о скоротечности жизни, о том, как немощь приходит ко всем.
Беркут гнездится высоко в горах, в одном помете рождается не больше трех птенцов, и по поверью, одного, самого слабого, сбрасывают еще в младенческом возрасте. Кроме того, беркут – практически единственная птица, которая парит в восходящих потоках теплого воздуха. Зоркое зрение и сильные ноги, быстрые крылья делают птицу совершенным охотником, поэтому она настигает свою жертву в считаные минуты.
Беркут издревле считается священной птицей для казахов. С пожеланием силы, зоркости, смекалки новорожденных мальчиков называли производными именами от слова «бүркіт»: Бүркітбай, Бүркітжан, Бүркітбек, Бүркіт.
Кроме того, коготь, перо беркута использовали и нередко до сих пор используют в качестве оберега, веря, что сила, а также энергетическая мощь хищника защищают от негативных влияний.
Кроме беркута, степные охотники держали ястреба – қаршыға.
Пара навсегда
Аққу – белый лебедь является символом любви у многих народов. Красивую птицу, ровно скользящую по водной глади, считают киелі, то есть священной, и казахи.
Как известно, лебеди живут парами и сохраняют верность партнеру до конца. Удивительно, но факт – социальные роли у лебедей распределены четко и почти по-человечески. Так, когда самка высиживает птенцов, самец находится рядом, не отплывает далеко, чтобы в случае чего защитить свое семейство. Гуляют, то есть плавают лебеди тоже с семьей, а функция добытчика возложена на самца.
Стрелять в лебедей нельзя, в народе верят, что это принесет несчастье в семью. Именно этот мотив использовал в своей поэме «Когда лебеди спят» классик казахской поэзии Мукагали Макатаев, рассказав о скорби, постигшей мать, стрелявшей в лебедя, чтобы добыть его и по совету знахаря вылечить больного ребенка. Но вместо исцеления мать по возвращении домой видит бездыханное тельце малыша.
Вообще же образ лебедей писатели и поэты во все времена используют очень охотно, и это понятно, потому что птицы, овеянные ореолом романтики, сакральности, являются заведомо выигрышной метафоричной категорией.
Пронзительную поэму Сакена Сейфуллина «Аққудың айрылуы» – «Разлученные лебеди» можно назвать одой лебединой верности. С белым лебедем сравнивает свою героиню в романе «Аққу құстың қуанышы» – «Радость белых лебедей» Ильяс Есенберлин. О любви к родной земле, чистоте помыслов говорит в своем стихотворении «Аққу жүрек» поэтесса Марфуга Айткожина. И это лишь несколько примеров, когда литераторы обращаются к лебединой теме.
Есть про лебедей и кюй, его написал композитор Нургиса Тлендиев. Кроме того, есть народный танец «Аққу», песня «Аққу арманы». А в фольклоре и вовсе великое множество пословиц, поговорок, сказаний, связанных с белым лебедем.
Фигуры лебедей также удачно используют и в национальном рукоделии – құрақ. В приданом невесты обязательно в числе других вещей есть парное одеяло, которое так и называется – «аққу көрпе» или «махаббат көрпе». Мастерицы шьют его специально для молодоженов, с пожеланиями вечной любви, верности и долгой совместной жизни.
Благоденствия гарант
Еще одной птицей, которую казахи считают киелі, является ласточка. В доме, где ласточка свила гнездо, поселяется береке – божья благодать, верят в народе. Оттого и нельзя разрушать гнезда этой птицы, гаранта благоденствия.
Одного из трех великих биев казахского народа – Толе би называют также Қарлығаш би. Так почтенного оратора начали называть после одного случая.
...Шла затяжная война с джунгарами. Вражеские войска наступали на аулы и пастбища, люди как могли предупреждали друг друга о предстоящих захватах. Черную весть о скором нашествии принесли гонцы и в аул Толе би.
Народ в спешке начал откочевку, лишь Толе би остался на пепелище. Прибывшее войско ринулось было к юрте, чтобы повалить дом. Но их предводитель, остановив знаком воинов, подъехал к дому и увидел Толе би, с безмятежностью мудреца сидящего у своей юрты. Когда же он спросил бия о причине, по которой он не уехал вместе с другими, тот ответил:
«Этой весной на шаныраке моей юрты ласточка свила гнездо. Не могу же я разрушить гнездо священной птицы, которая спасла корабль пророка Ноя во время всемирного потопа».
Пораженный смелостью и мудростью бия, предводитель джунгар приказал не трогать его, воскликнув: «Поистине, ты святой!»
С тех пор Толе би начали называть Қарлығаш би.
Кроме того, существует древняя казахская легенда, связанная с ласточкой, хорошо показанная в мультипликационном фильме режиссера Амена Хайдарова «Почему у ласточки хвост рожками», созданном в 1967 году. В нем красочно описана сказка, где ласточка теряет хвост, спасая человека от огненного айдахара – дракона.
С ласточкой сравнивают казахи своих сестер, дочерей. Существует немало стихов и песен, воспевающих красоту, ум девушек, где их сравнивают с посланниками весны – ласточками. Трогательные строки дочери, сестре посвящали многие акыны, например, Мукагали Макатаев, а песня на стихи Бакира Тажибаева, музыку Ескендира Хасангалиева «Қарындасым-қарлығашым» стала хитом и пользуется популярностью до сих пор.
Из семейства сов
Каждый хотя бы раз видел нежные перья, собранные в пучок и прикрепленные к шапочке ребенка или девушки, домбре акына, к бесік – колыбели. Это своеобразный амулет из перьев филина, которого казахи испокон веков считают священной птицей.
Филин имеет необычный окрас, полихромное оперение не просто средство маскировки, а несет в себе глубинный смысл. Так, в народе верят, что на крыльях филина написаны суры из священного Корана. Кроме того, сакральной птица считается потому, что по легенде получила бата-благословение от пророка Ноя, указав ему путь к горе Казыгурт.
Неудивительно, что перья филина используются в качестве оберега от недобрых глаз и злых языков. Впервые казах видит перья үкі на своей колыбели, потом на шапочке, а девочка, выходя замуж, обнаружит ее на своем белом платке молодой келін, на шымылдық – балдахине, закрывающем сторону молодых. Считается, что үкі приносит береке.
Также үкі было обязательным атрибутом известных степных сал и сері, акынов, сказителей, философов, крепивших его на головной убор, на домбру, с намерением отвадить все плохое от себя.
В современном интерьере тоже нередко можно встретить эти нежные перышки, гармонично вплетенные в шторы, висящие над дверью. Нередки случаи, когда үкі передают из поколения в поколение, как талисман.
У меня дома, например, хранится такой пучок мягких перышек, доставшийся еще от бабушки. Выбрасывать его нельзя, хранить тоже нужно высоко.
Причинять вред филинам воспрещалось, даже если их и ловили, то только для того, чтобы добыть перышки, а взяв нужное, птицу кормили и отпускали восвояси. Поэтому есть и слово «үкілеу», то есть холить, лелеять.
Отношение к этому пернатому отражено в языке довольно широко. «Үкідей ұшу» – летать как филин, «үкідей көзі жарық» – глаза зоркие, как у филина, «үкінің мамығындай» – мягкие, как перья филина.
И, конечно, пиететное отношение к остроглазому представителю отряда совиных оставило свой след и в именах казахов. Үкібай, Үкілім, Үкіжан, Үкібек – так нарекали долгожданных новорожденных в надежде, что имя создаст своебразную защиту.
Знаковые и ценные
Знаковой птицей для казахов является и қасқалдақ, небольшой представитель семейства утиных. Гнездится қасқалдақ высоко в горах, в недоступных человеку местах. Поймать птицу практически невозможно, даже увидеть удается не каждому охотнику. Возможно, поэтому относятся к ней, как чему-то недоступному, окружают легендами и возводят в ранг священных птиц.
Целебной считается кровь лысухи, которая, если верить народной молве, черного цвета и является лекарством от многих болезней. Говоря о чем-то недосягаемом, казахи до сих пор говорят: «қасқалдақтың қанындай».
Конечно, нельзя не рассказать о главном певчем степи – бұлбұл, соловье.
Заливистые трели этой небольшой птицы завораживают, ласкают слух. Правители прошлых лет старались заполучить соловья в свой дворец, как атрибут роскоши, но в неволе птица почти не пела, чахла.
«Бұлбұлдай сайрау» – соловьем заливаться, «бұлбұл құстай» – словно соловей. Есть немало поговорок и пословиц, где соловей метафорично передает образ человека. Саясы жоқ бұтаққа бұлбұл қонбайды – На ветвь, не дающую тени, не садится соловей. Бөтен жерде бұлбұлды қарға дейді – На чужбине соловья зовут вороном.
И, конечно, в честь птицы называют детей – Бұлбұл, Бұлған, Бұлбұлбек.
Рассказать в одной статье обо всех сакральных птицах невозможно, мы охватили лишь часть с ними связанных поверий и традиций.
И сделали это с познавательной целью, чтобы наглядно показать, что мироощущение казахов строилось на гармонии и любви ко всему живому.