Кто проверит аттракционы

152
Наталия Портнягина
собственный корреспондент по ЗКО

В стране нет ни одного испытательного центра, правомочного осуществлять их сертификацию

коллаж Натальи Ляликовой

Между тем с 1 июля 2019 года в стране действует Национальный стандарт СТ РК 3359-2019 «Безопасность аттракционов. Требования безопасности при вводе в эксплуатацию и к эксплуатации аттракционов», который конкретизирует положения Техничес­кого регламента ЕАЭС 038⁄2016 («О безопасности аттракционов») и Закона РК «О стандартизации». Документ устанавливает требования по регистрации, приемке и техническим проверкам аттракционов, определяя и другие обязанности владельцев и операторов.

Чтобы исполнить все эти предписания, в том числе и по обучению персонала, обслуживающего аттракционы, казахстанским предпринимателям приходится пользоваться услугами зарубежных компаний.

– Одно из требований стандарта – обязательное прохождение обучения. Эта деятельность отдана в рыночную среду. В Казахстане данная ниша совершенно пуста – нет ни одного обучающего центра, – говорит заместитель директора аттракционов «Джуманджи парк» в Уральске Антон Ротштайн. – Наши специалисты (администраторы, механики) проходят обучение в российской компании. Что допустимо, поскольку в нашей республике и России действует единый технический регламент (ТР ЕАЭС 038⁄2016 «О безопаснос­ти аттракционов»). Но и в России таких компаний немного. Отсюда высокие цены на обучение. Хорошо еще, что курсы ведутся онлайн, не нужно тратиться на дорогу, командировочные. Пос­ле успешной сдачи экзамена специалисты получают сертификат. Однако национальные стандарты двух стран немного различаются, и, естественно, российские центры ведут подготовку по положениям СТ своей страны. Было бы правильнее, если бы наши специалис­ты готовились по казахстанским нормативным документам. В отечественных обу­чающих центрах. Но скоро ли они будут созданы?

К услугам зарубежных компаний казахстанским предпринимателям, работающим в данной сфере, приходится прибегать и при необходимости сертификации каждого нового аттракциона. Согласно ТР ЕАЭС 038⁄2016, любой приобретаемый после 2016 года аттракцион при запуске в эксплуатацию должен иметь сертификат (экстремальные аттракционы класса RB1) или декларацию о соответствии (аттракционы классов RB2 и RB3, с меньшей степенью риска).

Их выдают испытательные цент­ры или лаборатории, имеющие аккредитацию по данному техрегламенту. Но и таких аккредитованных центров в республике тоже пока нет. Причина, как и в случае отсутствия обучающих центров, в малой емкости рынка. Отечественный бизнес не видит выгоды вкладываться в этот род деятельности. Да и в России, как уже было сказано выше, такие компании по пальцам пересчитать можно.

Для казахстанских предпринимателей услуги последних оборачиваются еще более серь­езными финансовыми затратами. Одно дело – приедет специалист из соседнего региона, совсем другое – оплата расходов зарубежного командированного. Причем едет он не налегке, а с целым набором оборудования, позволяющего проверить все: от каждого узла и агрегата до болтового соединения и сварного шва.

Лишь периодические проверки технического состояния аттракционов (освидетельствование) после длительных простоев или по истечении нормативного срока службы эксплуатанты могут провести с привлечением казахстанских испытательных центров.

– Так как техническое освидетельствование аттракционов должно соответствовать нацстандарту, мы не можем обращаться к российским компаниям, – комментирует ситуа­цию Антон Ротштайн. – Еще пару лет назад в ходе встречи на площадке Региональной палаты предпринимателей я задал этот вопрос одному из разработчиков СТ РК 3359-2019. Тот пояснил, что этот стандарт соз­давался с учетом требований, заложенных по спецтехнике, лифтам, сосудам высокого давления. И так как в аттракционах задействованы те же механизмы, то их проверка допускается испытательными центрами, аккредитованными по данным машинам и механизмам. Поэтому в целом проблемы нет. Все зависит от самого предпринимателя. Если он ответственно относится к работе, соблюдению всех требований, то всегда найдет выход, возможность, чтобы сделать все положенное по закону.

Но если для крупных игроков рынка такой расклад выливается в дополнительные финансовые затраты, то для малых и начинающих ситуация патовая. Ведь одно дело – оплатить командировочные расходы для специалиста, который будет вести освидетельствование 10–20 аттракционов, совсем другое – если он же приедет на проверку одного батута…

Популярное

Все
Саммит «Центральная Азия – Китай»: новые горизонты науки и образования
Действенная система защиты прав и безопасности женщин и детей
Новый этап в логистике Среднего коридора
Партнерство, устремленное в будущее
Сила двустороннего партнерства
Казахстан – Китай: Добрые соседи и стратегические партнеры
Как идет строительство завода по производству стали в Жамбылской области
В Казахстан по Шелковому пути
От добычи угля до получения газа
Научить детей говорить на языке Гете
Понимать, влиять, договариваться
Укрепление гуманитарного взаимодействия
Новые технологии меняют архивное дело
Будущее аграрного сектора
Диалог культур на Шелковом пути
В основе – системный подход
В Алматинской области усилили профилактику ДТП, происходящих с участием сельхозживотных
Казахстан укрепляет с Китаем сотрудничество в подготовке кадров для водной отрасли
Безопасность на дороге требует системного подхода
Уборка по карте
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
Новый завод открыли в Атырау
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
«Строительство АЭС в Казахстане – это очевидное, выгодное решение» - эксперт
«Будто не слышат сирены»: водителей наказали за отказ пропустить спецавтомобили в ВКО
Восточный путь Турсуна Султанова
На Иртыше ведут работы по зарыблению осетром
О сравнении Казахстана с соседями высказался финансовый эксперт
Мировой успех художника из Петропавловска
ИИ управляет природными рисками
Под сенью Вечно Синего Неба
В Актобе чествовали женщин по имени Алия
В регионе острый дефицит специалистов в сфере спорта
Инструменты ИИ будут использовать для обработки и анализа статданных в Казахстане
Казахстанец завоевал золото престижного турнира по боксу в Европе
Кого коснется амнистия к 30-летию Конституции – Мажилис принял закон
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Около 60 тысяч га рисовых полей Кызылординской области выравнили лазерным планировщиком
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
Гвардеец из Астаны стал героем соцсетей после трогательного поступка на параде
Тайны городского парка
Назначен новый министр обороны Казахстана
Миллионы литров воды ежедневно утекают из-за нарушений в Жамбылской области
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Цифровая трансформация транспорта – путь к экономическому росту
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве

Читайте также

Потерявшую ноги в ДТП девочку выписали из больницы в Астане
В детских лагерях Приаралья начался второй поток
Дети Астаны о своих отцах: «Папа – ты наша опора и сила!»
В Петропавловске отцы стали главными героями праздника

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]