Куда жаловаться по росту цен на связь, окончательно разъяснили в Минцифры

3118
Хасенова Багдат
выпускающий редактор

Кто на самом деле регулирует тарифы сотовых операторов в Казахстане, ответили в министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, сообщает Kazpravda.kz 

Фото: Kazpravda.kz/Адильбек Тауекелов

Недавно министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин заявил, что операторы самостоятельно ведут тарифную политику, и это закреплено нормами закона. Такое заявление министра вызвало недопонимание у общественности.

Председатель комитета телекоммуникаций МЦРИАП РК Ержан Мейрамов ответил на часто задаваемые вопросы населения.

- Как регулируются цены и тарифы операторов сотовой связи по действующему законодательству?

- В соответствии с Предпринимательским кодексом РК для развития конкуренции с 1 января 2017 года отменено государственное регулирование тарифов на услуги связи. Кроме этого, в соответствии с пунктом 1 статьи 116 Предпринимательского кодекса, статьей 20 Закона РК «О связи», цены и тарифы на товары, работы, услуги определяются субъектами предпринимательства самостоятельно.

- То есть министерство никак не причастно к регулированию тарифов на связь?

Сейчас в социальных сетях активно обсуждают норму приказа министра цифровизации об отмене согласия абонента при изменении тарифного плана. Расскажите подробнее, почему в 2023 году министерство решило поменять эту норму?

- Давайте начнем с того, что инициативу о согласии абонента при увеличении тарифа впервые в 2021 году выдвинул министр и своим приказом в том же году внес изменения и дополнения в уже действующий приказ о том, что операторы сотовой связи изменяют условия тарифных планов только с согласия абонента через массовые рассылки коротких текстовых сообщений не позднее, чем за 30 календарных дней до введения их в действие. Однако мы поняли, что на практике получение согласия абонентов при изменении условий тарифных планов носили формальный характер. То есть фактически гражданин, покупая SIM-карту, уже подписывал публичную оферту.

Также были случаи, когда абонент направлял заявление о несогласии с вносимыми оператором изменениями, а оператор сотовой связи отвечал отпиской, что тогда абонент вправе перейти на другой тарифный план либо сеть другого оператора. То есть эта норма позволила операторам найти лазейку и повышать цены на тарифы другим образом.

Это порождало поток жалоб абонентов на изменение стоимости тарифных планов по причине смены объема включенных в тарифный план услуг (увеличение Гб, минут и так далее) без их согласия. Приведу в пример статистику: с конца 2021 по июнь 2023 года МЦРИАП рассмотрено более 500 жалоб.

- И вы решили убрать эту норму? Почему?

- Да, дело в том, что мы хотели, чтобы нормы приказа работали. Поэтому совместно с агентством по защите и развитию конкуренции РК 31 марта 2023 года были внесены следующие изменения и дополнения, направленные на защиту прав потребителей: согласно подпункту 11) пункта 57 приказа при оказании услуг сотовой связи оператор сотовой связи изменяет тариф путем массовых рассылок коротких текстовых сообщений не позднее, чем за 30 календарных дней до введения их в действие с уведомлением операторов; в соответствии с подпунктом 26) пункта 57 приказа оператор упраздняет тарифный план при его невостребованности, то есть отсутствии абонентов на нем. 

Самым важное – мы указали, что внесение изменений в эти условия подключенных тарифных планов не допускается, за исключением изменения тарифов на основе обоснованных затрат. Данные нормы были введены согласно статье 20 Закона «О связи» от 5 июля 2004 года.

- Что дала нам эта норма?

- На основании этой нормы при поступлении жалоб от абонентов на изменения тарифных планов АЗРК проводит проверки на обоснованность затрат с привлечением к ответственности операторов сотовой связи.

Мы сравнили статистику. На данный момент жалобы на повышение тарифа уменьшились по сравнению с предыдущим периодом: например, в 4 квартале 2022 года поступили 136 жалоб, а в 4 квартале 2023 года – 102.

- Как к этой норме отнеслись сами операторы?

- Конечно, норма об обоснованнасти затрат их, мягко говоря, не обрадовала. Так, предусмотренные законодательством процессы реализации мер реагирования антимонопольного органа зачастую затягиваются по причине разбирательств в судах. Сегодня сотовые операторы оспаривают в судах принятые нормы Правил оказания услуг связи. Они подали иск об оспаривании нормативного правового акта, вводящего норму об обоснованности затрат для увеличения тарифа. Аргументы иска включали в себя: ограничение прав на самостоятельное управление услугами связи; запрет на изменение условий тарифных планов, кроме изменений на основе обоснованных затрат; запрет на упразднение тарифных планов; запрет на одновременное изменение условий тарифных планов и повышение цены на доступ в Интернет без согласия абонентов.

В суде представители министерства доказали правомерность изменений нормы в части обоснованности затрат операторов. Первоначальный иск от операторов был отклонен районным судом города Астаны, и окончательное решение было принято в пользу министерства в апелляционном суде. Норма об обоснованности затрат создала трудности для операторов в доказательстве законности повышения цен, изменяя предыдущую практику использования согласия абонентов и публичных оферт.

- Ержан Болатович, давайте раз и навсегда закроем этот вопрос. К кому все-таки необходимо обращаться обычным гражданам в случае, если их не устраивает повышение цен на тарифы сотовой связи?

- Министерство регулирует только качество оказываемых услуг, а по повышению цен стоит обращаться в АЗРК. После обращения агентство проводит проверку на законность повышения цен на тарифы и при необходимости налагает штрафы.

Еще раз повторюсь, после принятия нормы об обоснованности затрат многие операторы не могут необоснованно повышать цены. Как раз сейчас идет расследование АЗРК в отношении оператора сотовой связи по нормам, в которые мы внесли поправки касательно обоснованности затрат. Думаю, в ближайшие дни мы уже увидим результат расследования. Зачастую операторы не могут обосновать повышение цен.

Итак, цены на тарифы сотовых операторов повышает не МЦРИАП, а сами операторы, и по закону сейчас тарифы регулирует рынок. А АЗРК по поступившим жалобам и незаконному повышению цен налагает соответствующие штрафы.

Популярное

Все
Нефтяники будут закупать продукцию сельчан в ЗКО
Бейнеуский зерновой терминал посетили делегации трех стран
Президент наградил орденом «Барыс» Пантелея Кесоглу
Грузовик с краской опрокинулся на трассе Астана - Петропавловск
АН-2 разбился в Акмолинской области
Медики борются за жизнь восьми пострадавших на ферросплавном заводе
Трое детей остались запертыми в горящей машине в Астане
Применять ИИ учат школьников и педагогов Казахстана
Олимпийский огонь прибыл в департамент Франции Сена и Марна
Камала Харрис может стать кандидатом в президенты от демпартии США
Директор школы в Мангистау собирал деньги с учителей на оплату своих штрафов
На сколько подорожает проезд в автобусах Астаны с 1 августа
84 млн тенге госпошлин похитили кассиры «Казпочты» в Алматинской области
Сайт по банкротству физлиц запустили в Казахстане
2,5 тонны прекурсоров изъяли в нарколаборатории в Туркестанской области
16 человек скончались от малоизвестного вируса Чандипура в Индии
Внедрение ОСМС до сих пор не снизило нагрузку на государство – ВАП
Нормы питания спортсменов пересмотрели в Минтуризма
Сколько стоит проезд в городских автобусах Казахстана
Бектенов поручил ускорить строительство жилья для пострадавших от паводков
Возвращение к истокам: как отметили праздник Сабантуй в Астане
УЕФА выбрал лучших футболистов Евро - 2024
Ермек Маржикпаев: Будет нелегко, но мы настроены на результат
Спасти уникальную породу лошадей вызвались специалисты конезавода «Кобыланды»
Ержан Нурлыбаев назначен вице-министром здравоохранения РК
В Уральске запустят линию по выпуску эмалированного провода
Под вечер начинается смрад
Состоялся технический пуск Шатыркольской горно-обогатительной фабрики
Представлена концепция развития искусственного интеллекта
Наша сборная завоевала четыре «бронзы» на IBO 2024
«Цифра» на службе у недропользователей
Врачи рассказали о состоянии раненой ножом беременной в Актау
Гиззат Байтурсынов возглавил Комитет искусственного интеллекта в Минцифры
Аскар Жамбакин освобожден от должности вице-министра цифрового развития
Свыше 200 коррупционных преступлений выявлено в акиматах за полгода
Скляр обсудил развитие ж/д отрасли с гендиректором Wabtec
Растет картофель для столицы
Сель в Кыргызстане: 6 человек погибли в Ошской области
С начала лета с территории заповедника «Бурабай» вывезено 152 тонны мусора
Борьба с саранчой: в двух регионах не удается завершить химобработку
Шымкентский водоканал, признанный лучшим в стране и СНГ, может стать полностью частным
Токаев переговорил по телефону с Путиным
Из почти 40 фонтанов в Атырау работает только один
Судебное реформирование: реалии и перспективы
Строительные рынки переезжают за город
Девушка задушила ребенка и выпрыгнула из колеса обозрения в Алматы
WhatsApp-бот против мошенников действует в Астане
Эпос «Едиге» и топоним «Кушмурун»: неизвестное об известном
В Караганде из мусора делают антивандальные люки для колодцев
Аlma mater казахстанской спецслужбы отмечает 50-летие
Три человека погибли в воинской части в Арысе
Члены самой богатой семьи Великобритании осуждены за эксплуатацию прислуги
Информацию о похищении судьи в Астане подтвердила полиция
Заплатить за «уборку» после паводка отказался отдел ЖКХ Петропавловска
12 млн тенге присвоила из бюджета директор детсада в Таразе
На востоке республики вдвое увеличен объем ремонта дорог
Сколько выпускников набрало пороговый балл на ЕНТ
Казахстан инициирует закон о семейно-бытовом насилии в рамках МПА СНГ
Гости из Поднебесной ознакомились с туристическим потенциалом края
Неделя добра продолжается в регионах

Читайте также

Wi-Fi в самолете может быть опасен
Казахстанец завоевал золотую медаль в чемпионате мира по пр…
Полицейских оснастят гаджетом, не позволяющим скрыть свое м…
За передачу абонентских номеров третьим лицам будет введена…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]