по образовательным программам и международному сотрудничеству Центра педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»
В стратегическом партнерстве с Факультетом образования Кембриджского университета, Великобритания (далее – Кембридж), в 2011–2012 годах были разработаны и внедрены прорывные на тот момент курсы профессионального развития педагогов, состоящие из трех независимых, но связанных между собой уровней подготовки учителей.
Курсы, известные в Казахстане и за его пределами как «уровневые», стартовали в апреле 2012 года и были направлены на развитие метапредметных знаний и навыков учителей.
В 2013 году был дан старт 9-месячным курсам повышения квалификации руководителей общеобразовательных организаций Республики Казахстан. Программа курсов направлена на усовершенствование управленческой культуры и развитие школы. Руководители школ не просто приезжают на 5- или 10-дневные курсы, а проходят поэтапное обучение, которое включает предкурсовые задания, 2 этапа аудиторных занятий, 2 практики в школе, разработку плана развития школы.
Подход к организации перечисленных курсов был инновационным: ЦПМ совместно с Кембриджем разрабатывались программы курсов, включающие аудиторное обучение и прохождение практики в школах. Для реализации данных программ были подготовлены тренеры, которые прошли международную сертификацию, а в дальнейшем неоднократно подтверждали профессиональный уровень через процедуру ресертификации.
С 2012 года на уровневых курсах прошли обучение свыше 70 тыс. педагогов, или каждый пятый учитель Казахстана. Более 5 000 руководителей школ прошли долгосрочное обучение по менеджменту и лидерству.
В целом за период своей деятельности ЦПМ разработал более 130 авторских образовательных программ повышения квалификации, для которых подготовлен кластер сертифицированных тренеров и обучено свыше 300 тыс. педагогических работников.
В 2014 году ЦПМ проведено международное исследование по мониторингу и эвалюации программ, разработанных совместно с Кембриджем. Результаты проведенного исследования опубликованы в аналитическом отчете «Мониторинг и эвалюация программ Центра педагогического мастерства» и в международном рецензируемом журнале. Они представляют собой систему доказательств масштаба произошедших преобразований и их качество, которое отражается в культуре функционирования школ, в практике преподавания учителей в классах, в мотивации и учебных достижениях учеников казахстанских школ.
В ходе исследования было опрошено 9 509 учителей и 217 руководителей школ, 1 250 школ приняли участие в анкетировании, в 231 школе проведены наблюдения свыше 300 уроков. Результаты показали, что для 94% опрошенных «высокую» и «очень высокую» степень положительного воздействия оказали курсы повышения квалификации по уровневым программам, благодаря которым руководители школ и учителя расширили не только свой методический арсенал, но и создали условия для профессионального развития коллег, вовлекая их в коллективное планирование развития школы, активно используя подходы Исследование урока, Исследование в действии, коучинг коллег, наставничество, распределенное лидерство.
Изменения произошли и в стиле преподавания, а именно в трансформации его фокуса от учащихся с высокими учебными достижениями к дифференцированной практике и вовлечению в процесс обучения всех обучающихся. Наиболее значимыми стали изменения в профессиональных установках учителей на то, каким должно быть обучение и как мотивировать учеников к обучению.
Один из участников исследования отмечает:
«Очень важной составляющей уровневых программ является изменение отношения учителей к обучению учеников, повышение мотивации у учеников к обучению, а у учителей – к преподаванию как условие формирования навыков XXI века».
С 2015 года ЦПМ является членом Совета Всемирной ассоциации исследования урока (WALS). Сотрудники ЦПМ совместно с учителями общеобразовательных школ проводят исследования, готовят презентации и участвуют в ежегодных конференциях WALS.
Система образования и повышения квалификации учителей Казахстана вызывает интерес в мире. В 2018 году ЦПМ начата работа по экспорту образовательных услуг за пределы Казахстана. Продвижение услуг за рубежом включает в том числе и возможность подтверждения качества предоставляемых услуг. В связи с этим, а также для самооценивания и определения векторов дальнейшего развития в 2018-м ЦПМ обозначил для себя новые перспективы – это сертификация образовательных программ на соответствие международным стандартам.
Стандарты, по которым проводится оценивание программ, включают разработку и следование политике обеспечения качества; процедуры разработки и утверждения программ; осуществление студентоцентрированного обучения, преподавания и оценивания; высокое качество тренерского состава; обеспечение ресурсами и постоянный профессиональный рост тренеров; управление информацией; мониторинг программ и их регулярное улучшение.
В настоящее время получено подтверждение о безусловной международной сертификации вышеупомянутых программ повышения квалификации учителей и руководителей школ. По каждому стандарту программы ЦПМ получили полное соответствие.
Эксперты отмечают, что эти программы по своему содержанию и организации уникальны не только для Казахстана, но и для всей Центральной Азии, обучение учителей и руководителей по данным программам вносит вклад в изменение портрета школы и всей системы образования.
В нынешнем году АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» исполнилось 10 лет, ЦПМ – 7 лет. Результаты работы находят широкое применение в системе образования страны и признание за пределами Казахстана. Это вдохновляет и дает стимул для достижения новых вершин, для развития системы образования, для роста благосостояния всего Казахстана.