​Меняется мир – меняемся мы

1949
Мадина Тыныбаева, PhD, заместитель директора

по образовательным программам и международному сотрудничеству Центра педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»

В стратегическом партнерстве с Факультетом образования Кем­б­риджского университета, Великобритания (далее – Кембридж), в 2011–2012 годах были разработаны и внедрены прорывные на тот момент курсы профессионального развития педагогов, состоящие из трех независимых, но связанных между собой уровней подготовки учителей.

Курсы, известные в Казахстане и за его пределами как «уровневые», стартовали в апреле 2012 года и были направлены на развитие метапредметных знаний и навыков учителей.

В 2013 году был дан старт 9-месячным курсам повышения квалификации руководителей общеобразовательных организаций Республики Казахстан. Программа курсов направлена на усовершенствование управленческой культуры и развитие школы. Руководители школ не просто приезжают на 5- или 10-дневные курсы, а проходят поэтапное обучение, которое включает предкурсовые задания, 2 этапа аудиторных занятий, 2 практики в школе, разработку плана развития школы.

Подход к организации перечисленных курсов был инновационным: ЦПМ совместно с Кембриджем разрабатывались программы курсов, включающие аудиторное обучение и прохождение практики в школах. Для реализации данных программ были подготовлены тренеры, которые прошли международную сертификацию, а в дальнейшем неоднократно подтверждали профессиональный уровень через процедуру ресертификации.

С 2012 года на уровневых курсах прошли обучение свыше 70 тыс. педагогов, или каждый пятый учитель Казахстана. Более 5 000 руководителей школ прошли долгосрочное обу­чение по менеджменту и лидерству.

В целом за период своей деятельности ЦПМ разработал более 130 авторских образовательных программ повышения квалификации, для которых подготовлен кластер сертифицированных тренеров и обучено свыше 300 тыс. педагогических работников.

В 2014 году ЦПМ проведено меж­дународное исследование по мониторингу и эвалюации программ, разработанных совместно с Кем­бриджем. Результаты проведенного исследования опубликованы в аналитическом отчете «Мониторинг и эвалюация программ Цент­ра педагогического мастерства» и в международном рецензируемом журнале. Они представляют собой систему доказательств масштаба произошедших преобразований и их качество, которое отражается в культуре функционирования школ, в практике преподавания учителей в классах, в мотивации и учебных достижениях учеников казахстанских школ.

В ходе исследования было опрошено 9 509 учителей и 217 руководителей школ, 1 250 школ приняли участие в анкетировании, в 231 школе проведены наблюдения свыше 300 уроков. Результаты показали, что для 94% опрошенных «высокую» и «очень высокую» степень положительного воздействия оказали курсы повышения квалификации по уровневым программам, благодаря которым руководители школ и учителя расширили не только свой методический арсенал, но и создали условия для профессионального развития коллег, вовлекая их в коллективное планирование развития школы, активно используя подходы Исследование урока, Исследование в действии, коучинг коллег, наставничество, распределенное лидерство.

Изменения произошли и в стиле преподавания, а именно в трансформации его фокуса от учащихся с высокими учебными достижениями к дифференцированной практике и вовлечению в процесс обучения всех обучающихся. Наиболее значимыми стали изменения в профессиональных установках учителей на то, каким должно быть обучение и как мотивировать учеников к обучению.

Один из участников исследования отмечает:

«Очень важной составляющей уровневых программ является изменение отношения учителей к обучению учеников, повышение мотивации у учеников к обучению, а у учителей – к преподаванию как условие формирования навыков XXI века».

С 2015 года ЦПМ является членом Совета Всемирной ассоциации исследования урока (WALS). Сотрудники ЦПМ совместно с учителями общеобразовательных школ проводят исследования, готовят презентации и участвуют в ежегодных конференциях WALS.

Система образования и повышения квалификации учителей Казахстана вызывает интерес в мире. В 2018 году ЦПМ начата работа по экспорту образовательных услуг за пределы Казахстана. Продвижение услуг за рубежом включает в том числе и возможность подтверждения качества предоставляемых услуг. В связи с этим, а также для самооценивания и определения векторов дальнейшего развития в 2018-м ЦПМ обозначил для себя новые перспективы – это сертификация образовательных программ на соответствие международным стандартам.

Стандарты, по которым проводится оценивание программ, включают разработку и следование политике обеспечения качества; процедуры разработки и утверждения программ; осуществление студентоцентрированного обучения, преподавания и оценивания; высокое качество тренерского состава; обеспечение ресурсами и постоянный профессиональный рост тренеров; управление информацией; мониторинг программ и их регулярное улучшение.

В настоящее время получено подтверждение о безусловной меж­дународной сертификации выше­упомянутых программ повышения квалификации учителей и руководителей школ. По каждому стандарту программы ЦПМ получили полное соответствие.

Эксперты отмечают, что эти программы по своему содержанию и организации уникальны не только для Казахстана, но и для всей Центральной Азии, обучение учителей и руководителей по данным программам вносит вклад в изменение портрета школы и всей системы образования.

В нынешнем году АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» исполнилось 10 лет, ЦПМ – 7 лет. Результаты работы находят широкое применение в системе образования страны и признание за пределами Казахстана. Это вдохновляет и дает стимул для достижения новых вершин, для развития системы образования, для рос­та благосостояния всего Казахстана.

Популярное

Все
Алматы – Туркестан – Ташкент – Самарканд – Шымкент – Алматы
Умную мусорную корзину изобрел школьник из Астаны
Депутат высказалась об ажиотаже вокруг прогрева авто во дворах
В 2025 году 9 тыс. жителей Атырауской области получат адресную помощь
Пенсионеров избивали в частном пансионате Павлодара
Умная система будет вычислять «зайцев» в столичных автобусах
Касым-Жомарт Токаев побеседовал с президентом ОАЭ
Четыре застройщика незаконно привлекали дольщиков в Шымкенте
Дочь маньяка Доминика Пелико: «Мой отец должен умереть в тюрьме»
Миссия – выстраивать мосты
Казахстан достиг исторического успеха на юниорском ЧМ по фристайлу
На 42% увеличен объем воды в Северном Арале
Пожар в здании КБТУ в Алматы потушен
Кража скота снизилась почти на треть в Казахстане
О состоянии здоровья выжившей в Актобе заложницы рассказали врачи
В Монголии тысячи митингующих требуют отставки правительства
Зонд «Паркер» разогнался до рекордной скорости – 190 километров в секунду
Пожары в Лос-Анджелесе: ситуация остается критической
Возврат активов: Новый спортивный комплекс построят в Алматинской области
Ержана Максима встретили на родине после победы на конкурсе в ОАЭ
Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Новым 2025 годом
Закон Республики Казахстан
Более 1,4 млн казахстанцев заблокировали возможность оформления займов без их ведома
Секс за золото: как живут женщины на нелегальных приисках Амазонки
Год единства и созидания
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Одного из пассажиров потерпевшего крушение самолета AZAL сняли с рейса
Целый месяц рассчитывался за покупки найденной картой житель Аксая
Самолет рейса Баку - Грозный упал в Актау
В Атырау выявили частную школу без лицензии
Закон Республики Казахстан
Информацию об уходе Черчесова прокомментировали в КФФ
Интерактивные уроки ведут в... театре кукол
Смогут ли «Жетысу» и «Семей» настичь «Кайрат»?
Как изменятся пенсии и пособия в Казахстане в 2025 году
МВД обратилось к казахстанским водителям
В МВД разъяснили нормы, запрещающие прогревать авто во дворах
Новые госнаграды появились в Казахстане
Сигареты подорожают в РК
Путин извинился перед Алиевым за инцидент в небе над Актау

Читайте также

Несушки – немецкие, лизинг – казахстанский
Чтобы разгрузить дорожный трафик
С заботой о каждом
Встречи с молодежью станут постоянными

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]