​Меняется мир – меняемся мы

2436
Мадина Тыныбаева, PhD, заместитель директора

по образовательным программам и международному сотрудничеству Центра педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»

В стратегическом партнерстве с Факультетом образования Кем­б­риджского университета, Великобритания (далее – Кембридж), в 2011–2012 годах были разработаны и внедрены прорывные на тот момент курсы профессионального развития педагогов, состоящие из трех независимых, но связанных между собой уровней подготовки учителей.

Курсы, известные в Казахстане и за его пределами как «уровневые», стартовали в апреле 2012 года и были направлены на развитие метапредметных знаний и навыков учителей.

В 2013 году был дан старт 9-месячным курсам повышения квалификации руководителей общеобразовательных организаций Республики Казахстан. Программа курсов направлена на усовершенствование управленческой культуры и развитие школы. Руководители школ не просто приезжают на 5- или 10-дневные курсы, а проходят поэтапное обучение, которое включает предкурсовые задания, 2 этапа аудиторных занятий, 2 практики в школе, разработку плана развития школы.

Подход к организации перечисленных курсов был инновационным: ЦПМ совместно с Кембриджем разрабатывались программы курсов, включающие аудиторное обучение и прохождение практики в школах. Для реализации данных программ были подготовлены тренеры, которые прошли международную сертификацию, а в дальнейшем неоднократно подтверждали профессиональный уровень через процедуру ресертификации.

С 2012 года на уровневых курсах прошли обучение свыше 70 тыс. педагогов, или каждый пятый учитель Казахстана. Более 5 000 руководителей школ прошли долгосрочное обу­чение по менеджменту и лидерству.

В целом за период своей деятельности ЦПМ разработал более 130 авторских образовательных программ повышения квалификации, для которых подготовлен кластер сертифицированных тренеров и обучено свыше 300 тыс. педагогических работников.

В 2014 году ЦПМ проведено меж­дународное исследование по мониторингу и эвалюации программ, разработанных совместно с Кем­бриджем. Результаты проведенного исследования опубликованы в аналитическом отчете «Мониторинг и эвалюация программ Цент­ра педагогического мастерства» и в международном рецензируемом журнале. Они представляют собой систему доказательств масштаба произошедших преобразований и их качество, которое отражается в культуре функционирования школ, в практике преподавания учителей в классах, в мотивации и учебных достижениях учеников казахстанских школ.

В ходе исследования было опрошено 9 509 учителей и 217 руководителей школ, 1 250 школ приняли участие в анкетировании, в 231 школе проведены наблюдения свыше 300 уроков. Результаты показали, что для 94% опрошенных «высокую» и «очень высокую» степень положительного воздействия оказали курсы повышения квалификации по уровневым программам, благодаря которым руководители школ и учителя расширили не только свой методический арсенал, но и создали условия для профессионального развития коллег, вовлекая их в коллективное планирование развития школы, активно используя подходы Исследование урока, Исследование в действии, коучинг коллег, наставничество, распределенное лидерство.

Изменения произошли и в стиле преподавания, а именно в трансформации его фокуса от учащихся с высокими учебными достижениями к дифференцированной практике и вовлечению в процесс обучения всех обучающихся. Наиболее значимыми стали изменения в профессиональных установках учителей на то, каким должно быть обучение и как мотивировать учеников к обучению.

Один из участников исследования отмечает:

«Очень важной составляющей уровневых программ является изменение отношения учителей к обучению учеников, повышение мотивации у учеников к обучению, а у учителей – к преподаванию как условие формирования навыков XXI века».

С 2015 года ЦПМ является членом Совета Всемирной ассоциации исследования урока (WALS). Сотрудники ЦПМ совместно с учителями общеобразовательных школ проводят исследования, готовят презентации и участвуют в ежегодных конференциях WALS.

Система образования и повышения квалификации учителей Казахстана вызывает интерес в мире. В 2018 году ЦПМ начата работа по экспорту образовательных услуг за пределы Казахстана. Продвижение услуг за рубежом включает в том числе и возможность подтверждения качества предоставляемых услуг. В связи с этим, а также для самооценивания и определения векторов дальнейшего развития в 2018-м ЦПМ обозначил для себя новые перспективы – это сертификация образовательных программ на соответствие международным стандартам.

Стандарты, по которым проводится оценивание программ, включают разработку и следование политике обеспечения качества; процедуры разработки и утверждения программ; осуществление студентоцентрированного обучения, преподавания и оценивания; высокое качество тренерского состава; обеспечение ресурсами и постоянный профессиональный рост тренеров; управление информацией; мониторинг программ и их регулярное улучшение.

В настоящее время получено подтверждение о безусловной меж­дународной сертификации выше­упомянутых программ повышения квалификации учителей и руководителей школ. По каждому стандарту программы ЦПМ получили полное соответствие.

Эксперты отмечают, что эти программы по своему содержанию и организации уникальны не только для Казахстана, но и для всей Центральной Азии, обучение учителей и руководителей по данным программам вносит вклад в изменение портрета школы и всей системы образования.

В нынешнем году АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» исполнилось 10 лет, ЦПМ – 7 лет. Результаты работы находят широкое применение в системе образования страны и признание за пределами Казахстана. Это вдохновляет и дает стимул для достижения новых вершин, для развития системы образования, для рос­та благосостояния всего Казахстана.

Популярное

Все
Президент наградил Елену Рыбакину орденом "Барыс" III степени
Елена Рыбакина триумфально выиграла Итоговый турнир WTA
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
«Ход королевы»: Почему женщины из Казахстана успешнее в шахматах, чем мужчины?
Казахстан может стать лидером на рынке критически важных минералов
Пленные из КНДР в Киеве просят передать их Южной Корее
Руководство коммунального предприятия Усть-Каменогорска подозревают в крупном хищении – АФМ
Реформы Президента по развитию села работают на укрепление национальной идентичности – Спикер Сената
«Кайрат» и «Семей» пробились в плей-офф
Итоги республиканской акции «Народный юрист» подвели в Казахстане
Хореографическая поэма «Нургиса» прошла с аншлагом в Астане
Сотрудников ДЧС осудили за халатность во время землетрясения в Алматы
Определился состав финалистов
Здесь качество – не лозунг, а система
Рост ВВП Казахстана за год достиг 6,3%
Казахстанские школьники стали четырехкратными чемпионами мира по робототехнике
Большой Египетский музей: все сокровища Тутанхамона выставлены на всеобщее обозрение
ФК« Актобе» перейдет в частную собственность
Двое напали с ножом на пассажиров поезда в Британии
52 млрд тенге направили на развитие дорожной инфраструктуры в области Жетiсу
Казахстан и Беларусь расширяют сотрудничество в сфере библиотечного дела
В Зайсанском районе построят водохранилище
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Гвардейцы — призёры Открытого Кубка Азии по дзюдо в Актау
Главнокомандующий Нацгвардией провел приём граждан
Алматинская область вновь побила рекорд посещаемости
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Жители Усть-Каменогорска построили мост методом асар
Рыбоперерабатывающий завод запустили в Кызылординской области
Новую школу на 1 200 мест открыли в ЗКО
Краснокнижного зверька засняли на видео в Алматинской области
Зампред КНБ отправлен в отставку
За пловом и природой – в Таджикистан
В Таразе продолжается обновление парка городских автобусов
«Жассарбаз»: прикоснуться к небу
В Астане состоялся показ фильма «Капитан Байтасов»
В ВКО выявили незаконную работу асфальто-бетонного завода
Зафиксирован рекордный урожай
Сильная духом и мастерством
Кызылорда с размахом отмечает свой день рождения
В Турции отменили статус «иностранцев» для тюркских народов

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]