Между высокими целями и реальностью

139
Гульмира Шералхан, учитель казахского языка и литературы школы-гимназии № 47 им. Т. Тажибаева, победитель республиканского конкурса «Лучший педагог-2024», Шымкент

Чтение книг и изучение литературы способствуют развитию языка

фото из личного архива Гульмиры Шералхан

Урок как лаборатория мышления

Литература сохраняет и развивает язык, вдохновляя новые поколения использовать его более глубоко и осознанно. Так что изучение казахской литературы в школе – это не просто освоение учебного предмета, а путь воспитания личности, формирования эстетического вкуса, духовного стержня и национального соз­нания. Именно поэтому вопросы, связанные с преподаванием казахской литературы в рамках обновленной образовательной программы, сегодня остаются одними из самых актуальных.

Мы живем в эпоху стремительных перемен: глобализации, технологичес­кого прогресса, цифровизации всех сфер жизни. Молодежь ежедневно сталкивается с массивами информации, их внимание рассеяно между экранами, приложениями и быст­рым контентом. И в этих условиях казахская литература, как язык души и народной памяти, должна не потеряться, а, наоборот, стать тем компасом, который поможет ученику не потерять себя в этом меняю­щемся мире.

Однако реальность преподавания предмета в обновленном формате вызывает немало вопросов. Обновленная программа в целом ориентирована на современные цели: развитие креа­тивного мышления, аналитических способностей, навыков аргументации, интерпретации и оценки. Это хорошо. Это необходимо. Но насколько реально достичь этих целей в условиях массовой школы? Насколько программа адаптирована под возрастные особенности учеников и их уровень готовности?

К примеру, в разделе «Анализ и интерпретация» ученик должен не только понять содержание текста, но и сравнить его с другими произведениями, в том числе в других видах искусства. Ему предлагается оценить литературную, историческую и художественную ценность текста, а также написать критичес­кую статью. Согласитесь, для ученика 7–9-го класса это задача, сопоставимая с заданием для студента-филолога. Не является ли это завышенным ожиданием? Не рискуем ли мы превратить урок в теоретический семинар, где нет места живому восприя­тию, чувству и вдохновению?

Слово – живое,
литература – чувственная

На своих уроках я стараюсь уйти от сухого академизма. Чтобы ученик почувствовал силу художественного слова, его необходимо вдохновить. Мы выходим на природу, слушаем пение птиц, шепот лист­вы, журчание воды. Эти моменты становятся основой для образных выражений, метафор и сравнений. Природа – лучший учитель стиля и гармонии. Постепенно дети начинают видеть мир глазами художника, слышать его ушами композитора и чувствовать его сердцем поэта.

Мы читаем и обсуждаем произведения Тахауи Ахтанова, в частности, «Күй аңызы», погружаемся в музыкальный мир кюя, рисуем в воображении картины, рождающиеся под звуки домб­ры. После таких занятий ученики иначе воспринимают музыку и слово – с уважением, пониманием, внутренним трепетом.

Так же и в поэзии. На уроках мы не просто читаем стихи, а разбираем их ритм, метафору, идею. Особое место занимает творчество Абая. Вместе анализируем его стихотворение «Өлең – сөздің патшасы, сөз сарасы», учимся понимать, что такое поэтическое слово, как оно создается. Некоторые ученики начинают сами писать стихи. Пусть не все станут поэтами, но каждый казах в глубине души способен сложить пару куплетов – и это не пафос, а особенность нашей нации.

Главный способ обогащения словарного запаса – это чтение книг на казахском языке. Именно поэтому на каникулах мои ученики читают художественные произведения с учетом возрастных особенностей. На уроках же мы не пересказываем сюжет, а глубоко анализируем события, даем характеристики героев, обсуждаем их мотивацию, нравственный выбор. Обязательно просим детей выписывать понравившиеся художест­венные выражения. Их дальнейшее использование в письменных работах делает речь богаче, живее, точнее.

Те ученики, у которых уровень литературного мастерства ниже, получают индивидуальное сопровождение. Мы вместе правим сочинения, обсуждаем стилистические ошибки, работаем над логикой текста, формулировками, структурой. И я с радостью наблюдаю, как у них постепенно растет словарный запас, формируется художественный стиль мышления, речь становится образной.

Сложности программы:
быть или не быть?

Сегодня программа изучения предмета задает высокий темп и академический уровень. Однако нельзя не признать: программа не всегда гибка, а цели – чрезмерно обобщенные и науч­ные. Учителя поставлены в жесткие рамки. Нет достаточной свободы для адаптации содержания под реальных учеников.

К примеру, изучение творчест­ва одного автора в четверти – слишком ограниченный подход. Это снижает интерес и утомляет учеников. При этом порой мало часов отводится на важные произ­ведения – как, например, ­роман-эссе Медеу Сарсеке ­«Каныш Сатпаев».

Если мы не хотим потерять нашу идентичность, нужно больше вводить в школьную программу произведений Абая, Сабита Муканова, Мукагали, Бердибека Сокпакбаева.

Еще одна тревожная тенденция – в обновленной программе приоритет отдан коммуникативной функции языка, но грамматический компонент оказался обделенным вниманием. Учащимся не хватает системного понимания структуры языка, что отражается и на письменной речи, и на понимании литературы в целом.

Хотелось бы, чтобы составители учебных планов пересмот­рели грамматический раздел программы и вернули полноценную работу с грамматикой. Казахская литература – это не просто предмет. Это зеркало нашей души, национального характера и культурной памяти. Ее нужно преподавать не как науку, а как искусство. С уважением к возрасту, внутреннему миру ребенка, его личному восприятию. Да, обновленная программа несет в себе современные ориентиры, но ей не хватает гибкости, душевности и связи с реальностью.

Учителю литературы сегодня как никогда важно быть не просто передатчиком знаний, а воспитателем вкуса, исследователем детских душ, вдохновителем. И если мы хотим, чтобы наши дети не просто знали имена классиков, а чувствовали слово, уважали поэзию, думали глубоко и говорили красиво, – нам нужно пересмат­ривать не только программы, но и подходы.

Популярное

Все
В Шымкенте строят канал Каусар
Борьба с наркоманией дает результаты
Единый счет и smart-контроль тепла
Обеспечить безопасность и устойчивое развитие
Промышленность – это не про прошлое, а про будущее
Стартовала кампания по вакцинации от гриппа и ОРВИ
А я и здесь не промолчала
Судьба журналиста
Алматы принимает будущее мировых шахмат
Полны надежд и устремлений
Милосердие – это действие
В верховьях реки Есиль, у брода Караоткель
«Осень нам танцует вальс-бостон»
Распоряжение Главы государства о назначении
Распоряжения Главы государства об освобождении от должности
Между высокими целями и реальностью
Распоряжение Главы государства о назначении
Указ Главы государства об освобождении от должности
Указ Главы государства об освобождении от должности
Старики
Гвардеец завоевал «бронзу» на Кубке мира по боевому самбо
В Костанайской области начались мероприятия, посвященные 140-летию Миржакыпа Дулатулы
Лесной пожар разгорелся в турецкой Аланье
Все решится в Астане
Рахмет от звезд: как прошел концерт Backstreet Boys в Астане
Наркомания – угроза нации
Токаев подписал указ о создании Министерства искусственного интеллекта
Торгай возродит дорога
Водные ресурсы на цифровой платформе
Казахстан и Туркменистан договорились о защите и поощрении инвестиций
К строительству крупнейшего завода по производству снеков приступили в Алматинской области
Граждане и бизнес сегодня выигрывают порядка 60% судебных процессов
Бывший аким Алматы Досаев получил новую должность
Amre выступит на «Интервидении» с авторской песней «Дала таңы»
Более 50 тысяч зрителей собрал грандиозный Almaty Cover Show ко Дню города
Могут ли казахстанцы работать на нескольких работах
Со студенческой скамьи –на престижную работу
Чемпионов мира по боксу наградили в Астане
Шнобелевскую премию за покраску коровы в цвета зебры получили японские ученые
Минсельхоз разъяснил ценообразование на говядину
Гвардейцы поздравили жителей Кокшетау с Днем Конституции
Жители Шымкента не спешат платить
Проезд сделали бесплатным
35 школ Атырауской области остались без директоров
Новую школу построят в Атырау
Aitu: в чем отличие казахстанского мессенджера от WhatsApp и Telegram
Ставки по вкладам физлиц в тенге обновили рекорд XXI века
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
Прокуратура на защите конституционных ценностей государства
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
«Школу будущего» показали в Жамбылской области
Как отпразднуют День шахтёра в Карагандинской области
Президент отреагировал на жалобы граждан по поводу самокатов
Экологический месячник стартует в Астане с 13 сентября
Строительство индустриального парка начинается в Туркестанской области
Международный университет информационных технологий Усонг открыт в Туркестане
Движение по мосту Арыс частично ограничат в Астане
Президенту представили производимую в Акмолинской области аграрную продукцию

Читайте также

Когда слово становится событием
Стоянка каменного века вызывает интерес
Милосердие – это действие
«Ауыл аманаты»: фильтр для сомнительных бизнес-проектов

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]