Интерес представляет уже сама история его появления в музее. В начале 90-х годов прошлого столетия на огромный валун с рисунком, привезенный из карьера Байжансай в предгорье Каратау, обратил внимание один из сотрудников шиферного завода. Он настоял на том, чтобы камень не просто отложили в сторону, не пустив на переработку вместе с остальным сырьем, но и сообщили о находке в областной музей. Прибывшие специалисты сразу же сделали заключение, что перед ними один из фрагментов петроглифов сакского периода, датируемого VII–V вв. до н. э.
Понадобилось организовать целую экспедицию, чтобы доставить валун на территорию музея. О том, чтобы такую глыбу занести в музей, не могло быть и речи. Ценную находку определили на задний двор. Лет пять спустя сотрудники музея Агзам Рустемов и Андрей Донец предложили петроглифы переместить на площадку перед музеем, разместив их по соседству с каменными изваяниями. При перевозке камень упал из подъемника, разделившись от удара о землю на несколько частей. К счастью, рисунок не пострадал, и фрагменты благополучно соединили между собой при помощи цемента. При разработке концепции нового областного историко-краеведческого музея было решено начать экспозицию с демонстрации именно этих петроглифов Каратау.
– Они являют собой пример изобразительного наскального искусства саков VII–V веков до нашей эры, – рассказывает заведующий отделом археологии областного историко-краеведческого музея Агзам Рустемов. – Это время расцвета так называемого сибирского звериного стиля. Мастера, которые наносили рисунок, имели навыки композиционного решения картины. Мы видим фигуры верблюдов, собак, архаров, которые отображают все разнообразие животного мира. Вероятнее всего, этот камень – часть алтаря, вокруг которого совершались ритуальные обряды. Так древние люди поклонялись домашним животным, предотвращали их болезни, способствовали приплоду скота.
Достаточно тщательно присмотреться и станет ясно, что до нанесения рисунка плоскость камня хорошо обработали, устранив неровности и шероховатости. И только потом за дело брались древние мастера, которые кусками твердого камня выбивали изображения животных, солнцеликих людей, колесниц, сцены сражений. Это ценнейший источник информации о духовной культуре человека, его мировоззрении. Древнее искусство дает представление о творчестве первобытных людей и эволюции человечества. Незамысловатые рисунки вызывают целую гамму чувств.
Излюбленный сюжет в наскальном искусстве Каратау – двугорбый верблюд бактриан. В эпоху бронзы он изображался в статичной форме и нередко занимал во многих сценах ритуальное место. Среди петроглифов эпохи бронзы распространено изображение колесниц. Каратауские наскальные рисунки насчитывают 49 гравировок колесниц. На большинстве из них показаны легкие двухколесные охотничьи и боевые колесницы.
Наша страна отличается количеством и разнообразием наскальных рисунков – петроглифов, многие из которых по-прежнему остаются малоизученными или и вовсе еще не попали в поле зрения ученых. Это объясняется их отдаленностью и труднодоступностью. Но ситуация меняется, и все чаще экспедиции ученых направляются в горы, чтобы найти их, запечатлеть и изучить.
В том, что предгорья Южного Казахстана богаты наскальными изображениями, я смогла убедиться лично и неоднократно, отправляясь в горные походы. Первый раз для себя петроглифы открыла полтора десятилетия назад на высоте 3 000 метров над уровнем моря. Горный маршрут на пик «Казахстанской правды», расположенный на Угамском хребте Западного Тянь-Шаня, пролегает через Долину предков. Кто хоть раз там бывал, хорошо знает, что место это – ритуальное, древние люди собирались здесь для проведения обрядов. В паре-тройке километров от него, сразу после крутого подъема, взору открывается восхитительное зрелище. На десятках огромных валунов рука наших предков начертала десятки символов, которые использовали древние люди.
Это место со скоплением петроглифов ученые исследовали совсем недавно. Всего сейчас таких точек на карте области чуть больше десятка, а еще десяток лет назад было известно о шести, число рисунков на которых превышало несколько тысяч. Наиболее известными в Южном Казахстане считаются петроглифы Арпа Озень, что на Каратауском хребте в 25 км на запад от села Чулак-Корган. Впервые они обнаружены в начале 70-х годов прошлого столетия М. Кадырбаевым и А. Марьяшевым и обследованы Каратауским отрядом Южно-Казахстанской комплексной археологической экспедиции в 1974–1975 годах. Тогда было выявлено более 3 000 изображений.
Петроглифы Арпа Озень охватывают огромный временной период, начиная со времен неолита. Они очень художественны, огромного размера, имеют много плоскостей. Все это впечатляет. Представлены в экспозиции музея и Боролдайские петроглифы. Впервые их обнаружил и описал еще в 1904 году русский исследователь П. Комаров. Боролдайские петроглифы относятся к более раннему периоду наскальной живописи. Их особенностью является наличие человеческих фигур.
Агзам Рустемов убежден, что такое внимание петроглифам в музейной экспозиции привлечет в хранилище древностей тех, кто интересуется историей родного края и стремится узнать как можно больше о достопримечательностях Южного Казахстана.