Научный труд о древней истории Великой степи готовят к публикации за рубежом

8759
Игорь Прохоров
Вышедшая на казахском языке научная монография историка Серикбая Жаркешова «Homo Nomadius. Забытый ключ к истории древней цивилизации» привлекла пристальное внимание многочисленных читателей. Сейчас монография переводится на русский и английский языки, готовится к публикации за рубежом. Мы  побеседовали с автором о том, что принципиально нового удалось ему узнать о древней истории Великой степи.

– Ваша книга – итог самостоятельных поисков человека, неравнодушного к истории. Ведь задача исследователя – не только найти, решить что-то, а ставить вопросы, поднимать проблемы, вносить предложения и проекты...

– Как говорил великий Абай, к стихам стремятся смертные равно, уверен, что так же и к наукам стремятся смертные. Мы, казахи, – народ, знающий свою родословную до седьмого колена, свой род и свою летопись. Поэтому, считаю, должны рассказать и своему, и чужим народам о том, как сформировалась казахская нация, какой вклад внесли наши предки в создание мировой цивилизации. Большую помощь мне оказали рассказы, услышанные в детские годы из уст пожилых людей, которые сумели сохранить в своей памяти многие факты из истории, предки которых служили аталыками при казахских ханах. Их наставления, надежды и пожелания я воспринял как наказ отцов и дедов. По­этому создание этой книги – исполнение мной сыновнего долга перед династией аталыков – моих славных предков, которые в прошлом пожертвовали своей жизнью ради единства нации, целостности Казахского ханства.

– Ваш рецензент профессор Ласло Марач из Амстердамского университета говорит, что монография «Забытый ключ к истории древней цивилизации» – это попытка позиционировать Центральную Азию и ее историю как центр исторического развития человечества. Для этого Вами применяется междисциплинарная исследовательская стратегия с привлечением в основном этнографических знаний, но не только. Сюда входят источники по устной истории Великой степи, география, топонимика, сравнительное языкознание, палеогенетика и результаты исследований генетической генеологии. Насколько это актуально для понимания исторической роли наследников Великой степи?

– Еще в молодые годы я с интересом читал труды античных авторов Гекатея Милетского, Платона, Страбона, Птолемея, Аммиана Марцеллина, Геродота, сообщавших о славных сынах Великой степи – скифах (точнее, Скуз, Ишкуз, Ашкуза). Из современных исследователей я бы хотел выделить Заура Гасанова, автора книги «Царские скифы». В раскрытии тайн истории он использовал новые приемы. В самом деле, корни тюркской истории, особенно скузов, саха, гуннов, сохранились в казахской среде. Поэтому древняя история казахов никогда не может быть написана без связи с их внутренним миром, с философией жизни.

– В своем издании на казахском языке Вы пишите, что осознали особую значимость новых исследовательских подходов в книге Юваля Ноя Харари «Sapiens. «A Brief History of Humankind» для мировой исторической науки. Вероятно, она и повлияла на Ваше решение по-новому взглянуть на древнюю историю Казахстана?

– Оказывается, я до этого не знал ни одного ученого, который всей душой и с космическим масштабом вдавался в тайны развития человеческого общества. У меня сложилось впечатление, будто Харари писал свою книгу, созерцая Землю «со стороны» на протяжении 20 тысяч лет. Я бы назвал особенным даром то, как он, «вращая глобус», сумел описать эволюционные явления, происходившие в течение 40–50 тысяч лет в самых различных уголках Земли. Только, к сожалению, в это произведение не вошли сведения о наших предках Великой степи, которая была колыбелью цивилизации, родиной мировой неолитической революции. Естественно, у меня появилась потребность восполнить это досадное «белое пятно».

– Исторические события, о которых Вы говорите, продолжались десятки тысяч лет на пространстве Евразии и оставили заметный след в жизни современных народов. Однако до сих пор у историков почему-то нет точных ответов на вопрос «Что за племена действовали на территории Казахстана?».

– Целью моего исследования были поиски и нахождение ответа на этот вопрос. Первоначально для раскрытия темы мы обратились к так называемой казахской «войлочной книге» (устная традиция, древние сказания). Затем были систематизированы этнографические материалы относительно многочисленных родов и племен, населявших в древности Великую степь.

В ходе анализа сведений использованы методы сравнения итогов генетических исследований казахстанских и российских ученых, проведенных в целях определения Y-хромосомных и mt-ДНК гаплогрупп многих этносов, в том числе казахских родов и племен. Ими определено, что результаты генетических исследований полностью соответствуют сведениям, содержащимся в казахских легендах и летопи­сях родов и племен. Исследования генетиков показали, какие племена жили на территории Великой степи и какие пришли с образованием империи Чингисхана. В древности предки вслед за скотом кочевали с юга по меридиану на север, также на северо-восток до Алтайских гор и дальше, и на северо-запад до Крыма и дальше до Северного Причерноморья. Они осваивали новые земли, местным передавали свои знания по использованию скота и обработке металла и объединяли, организовывали государственные образования.

Казахская устная традиция повествует о новшествах, которые принесли человеческому обществу населявшие евразийский континент племена в Х–VІІІ тысячелетии до нашей эры, в эпоху неолитической революции, начавшейся после Всемирного потопа. Миграция наших предков следом за диким скотом, ищущим пастбища, освоение земель во время между последним Великим потопом и формированием нынешнего клима­та, приручение скота, освоение металла, передовые формы хозяйствования и организация первых государственных структур – все это достаточно хорошо сохранилось в устах народа.

Я наряду с казахскими летописными фактами использовал много сведений, которые поведали благородные старейшины из родной мне династии Аргын-Алтай-Аталык. Они были потомками вождей, которые на протяжении пяти веков боролись за единство Казахского ханства, за центральную власть государства. Самое поразительное в этих рассказах – письменные доказательства их сведений, найденные благодаря поискам ученых-историков в архивах России, Китая, Ирана, Индии.

– Вы анализируете как казахские этнографические сведения, устную историю, так и исследования мировых и отечественных ученых. Опираясь на археологическую литературу, останавливаетесь на производстве металлов, их значении в развитии цивилизации. Что нового удалось выяснить, какие факты, на Ваш взгляд, упустили другие исследователи?

– Персидское государство приобретало у горняков Сарыарки сплавы металлов и превратилось в страну, производящую из них соответствующие изделия.
Мы постарались доказать, что в истоках персидской цивилизации есть влияние Великой степи. Одно из ярких доказательств тому – образование 3–4 тысячи лет назад на земле Жиделибайсына, расположенного вблизи горных массивов Ирана, государства, возглавляемого династией Саха.

В ту пору сформировались трансконтинентальные торговые пути, по которым ходили верблюжьи караваны из рудной Сарыарки в земли нынешнего Афганистана, Иран, Индию. Вместе с тем на основе торговли скотом и металлом был найден эквивалент стоимости товара – құн – один из важнейших рычагов мировой цивилизации. Поскольку первоосновой этой торговли был скот, за единицу стоимости, точнее, условного измерения, был взят самый маленький и распространенный товар – овца. Лошадь оценивалась в 10, корова – в 5 овец. Металл, производимый на земле Центрального Казахстана, оценивался в зависимости от своего качества и от того, сколько мог перевозить верблюд при доставке его на юг. Можно считать, что в определенной степени и само слово «товар-тауар» возникло от названия лошади (табар-тауар), используемого среди древних аргу, и распространилось на евразийское пространство. Ибо здесь испокон веков лошадь считалась священным животным, и называть ее прямо запрещало табу, поэтому ее называли «туар мал» («животное, приносящее потомство»). Найденный эквивалент стоимости товара открыл дорогу развитию торговли, взаимоотношениям между государствами. Найдены также интересные сведения о киммерийцах.

– Вы утверждаете, что «Словарь якутского языка» Пекарского является древним кладезем казахской истории и этнографии?

– В нем полностью сохранились своеоб­разные, собственно тюркские понятия и традиции, этнография тенгрианства, шаманизма. Пекарский конкретно понимал происхождение народа саха (точнее, аргын саха, представители которого представили ему необходимые сведения). Собранные им слова и понятия из якутского языка он постоянно сравнивал с казахским языком. В его словаре очень много сведений, четко показывающих, что самые ценные новшества были созданы в Сарыарке.

В их числе есть такие термины, которые до сих пор используются в казахской среде: названия металлов, методы их выплавки, персонажи легенд той эпохи – Жезбөрі (у казахов нет Жезбөрі, есть Жезкиік), Жезтырнақ, Мыстан, бог Жасын (Дзасын – Зас, Зеус), Ар Тумар хан (Тумар), Алыс луо-хан (Алаша-хан), Карахан, Харахан (Карахан, Афрасиаб), Хабыдал Хара бухатыр (Һафталан – вождь эфталитов), Дабы соххор, Добун-Баян (Домбауыл), Модун (Моде, Мади, Моди, Маһди).
Поэтические сравнения типа «серебряное горло, медное нёбо», которыми саха удостаивают прекрасного певца, гадание на бараньей лопатке, на катышках – эти традиции, можно сказать, одинаковы. Наряду с этим у саха имеются древние генеалогичес­кие легенды об аргынских предках. Также сделаны интересные выводы в отношении преобладающей у якутов гаплогруппы N1a1, которые также встречаются среди казахских родов.

В этом словаре мы встретили знаменитую «Ханскую дорогу», по которой ходили торговые караваны, которая проходила через Голодную степь и осталась со времен Алаша-хана, то есть это название присуще кочевым маршрутам, сохранившимся со времен седой старины.

В якутском языке также нашлось значение должности «шаньюй», которая давалась вождям гуннов. Удивительно, что у саха сохранились названия зверей и животных, обитающих лишь на юге Великой степи, и топонимические наименования.

– Итак, где же забытый ключ к древней цивилизации на территории Казахстана?

– В истории ариев, аргу, саха, скузов, хунну, гуннов, эфталитов-акгуннов (белых гуннов), викингов. Революция неолита, совершенная ими, подняла общество от простого охотничьего промысла и собирательства на уровень созидательного труда. Окончание неолита датируется временем появления металлических орудий труда и оружия, то есть началом медного, бронзового и железного веков.

– Ряд сведений, исследованных Вами, связан с топонимикой. Что говорят гео­графические названия?

– Названия многих племен в составе казахского этноса можно найти в разных местах евразийского пространства. Если остановиться на топонимических наименованиях, связанных с племенем аргын, то они охватили все евразийское пространство. Такие названия широко встречаются, начиная с горных массивов Ирана и Армении, на землях Анатолии, Кавказа (Аргунское ущелье, Аргей, Арджияс, Мейрамлык), Древней Греции (Аргос, Арголида, мыс Аргын), Кипра (Алас), Дальнего Востока (реки Аргун, Аргут), современной Якутии (Саха), на всей территории казахской степи (Арганаты). Наряду с этими странами и регио­нами сведения относительно племени аргын и его известных представителей сохранились в исторических и этнографических документах Северной Индии, Афгани­стана, Ирана, Европы, Китая. Поскольку ареал распространения племени аргын был огромным, его части встречались в каждом улусе империи Чингисхана, во владениях Тамерлана. За пять тысяч лет до нынешнего времени западное крыло аргу дошло до Балканского полуострова, Малой Азии и обосновало города Аргос, Тиринф, которые оказали влияние на развитие западной цивилизации.

– У древних греков были названия Арголида, Аркадия, Аргос, легенды о многоглазом (иногда четырехглазом) великане Аргосе. Насколько они, на Ваш взгляд, связаны с историей Казахстана?

– Тамга племени аргын представляет собой сейчас два круга, называется «два глаза». В те древние времена, когда племя аргу было в полном составе, тамга (герб) была из четырех, потом из трех кругов и называлась. соответственно, четыре, потом три глаза.

Смысл названия скифов (Ишкуз, Ашкуза, Скуз) также и происходит от названия тамги – на языке саха – Үскөс (Три глаза). Известно, что одного из царей Аргоса называли Триопп. Античные авторы писали, что требовалось для избрания царя найти трехглазого представителя из династии царей Аргоса.

Показательны общие корни легенды об Алтай-батыре из племени аргын, которую исследовал известный историк Жамбыл Артыкбаев, и легенды об Эллэй (Алляй, Элдэй) батыре из Тортуылов якутского племени аргын Мэйэрэм Суппу.

Кроме того, имя гуннского вождя Моде (Модун) шаньюя, на наш взгляд, означает «сильный». Это – имя вождя скузов Мади, который в VII–VI веках до нашей эры совершил поход вслед за киммерами (20-е годы VIII века до нашей эры) и завоевал Мидию, Египет, ряд стран Ближнего Востока.

Впоследствии из-за предательства мидийского царя Киаксара, который отравил Мади, скузы потерпели поражение и вернулись обратно. Это они придумали легенду, что «к концу света Мади выйдет из-под земли и наведет порядок в стране», и тысячелетиями верили в нее. Теперь эта легенда приписывается викингам и древнегерманским племенам. В Европе говорится, что с наступлением «Рагнарека (конца света)» появится Моди и поведет страну на борьбу. У саха нашлись очень интересные конкретные сведения, имеющие отношение к эпосу «Қозы Көрпеш – Баян сұлу», который имеет 28 различных вариантов, по которому до этого написано более 200 исследовательских статей. Есть сведения, что была историческая личность – Ходар – сын царя крымских саков Омпсалака, и жил он в І–ІІ веке нашей эры, как раз когда происходили события эпоса. Вот почему в поэме упоминается Шакшак Кодар мурза из ногайлы. Здесь нельзя понимать, что он конкретно из рода шакшак и из ногайлы. Под ногайлы и шакшак поздние сказители подразумевают запад Казахстана, где обитали потом данные племена. В словаре Пекарского есть сведения о Карабай и Сарыбай тойонах, отрывки из эпоса, где Баян мечтает: «Наступит ли день, когда она воссоединится с суженым, на кого засватана по воле Бога». Также найден смысл имени Қозы Көрпеш. Мать Қозыке переехала с двумя дочерьми и осталась жить на берегу притока Лены, который впоследствии назвали Сай Сары. Сай – овраг, ложбина, приток, рукав. А время происхождения трагических событий поэмы мы нашли у российских ученых-исследователей. Это соответствует и времени жизни Кодара, что говорит о том, что в казахской памяти не забыты события двухтысячелетней давности. Исходя из таких многочисленных сведений, сделаны гипотезы заселения людьми якутских земель в шести этапах, и что нельзя рассматривать саха отдельным сибирским народом, а только в комплексе древней истории народов Великой степи.

Сравнение словарей «Тюркского языка» Кашгари, «Якутского языка» Пекарского и греческо-русского словаря Вейсмана по отношению к истории и этнографии древних народов и племен евразийского пространства, сопоставление их с данными генетики, с историей миграций древних людей позволило сделать интересные выводы и предположения.

Популярное

Все
Школьный бухгалтер осужден на восемь лет
Неудачи наших клубов в Европе приобрели системный характер
Как собкор «Казправды» в армию «сходила»
Придомовая территория стала уютным двориком
Превращая мусор в… киловатты
В атбасарском ТОО «Аждар и К» внедрят новую линию
Почему затягивается строительство школ?
В больнице скончались четыре металлурга ферросплавного завода
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 26 июля 2024 года № 50-НП
Развитие волонтерства – стратегическая задача
Танцевальный марафон на Сабантуй
«Экологическая культура должна развиваться, а объемы переработки быть соразмерными темпам потребления»
Не кровные отобрали, а положенное!
Заседание генпрокуроров
Вводится новое общежитие
Большая Малышка быстро восстанавливается после паводка
Предстоит серьезное разбирательство
Чудом считает семья Тасеновых свой переезд в новый микрорайон
Разработан законопроект
Ярмарка вакансий
Возвращение к истокам: как отметили праздник Сабантуй в Астане
Состоялся технический пуск Шатыркольской горно-обогатительной фабрики
Представлена концепция развития искусственного интеллекта
«Цифра» на службе у недропользователей
Растет картофель для столицы
С начала лета с территории заповедника «Бурабай» вывезено 152 тонны мусора
Состоялся областной конкурс школьников «Менің шежірем»
Популярное место отдыха шымкентцев возвращается в государственную собственность
Кто в ответе за чистоту?
В экологических мероприятиях приняли участие свыше полумиллиона жителей региона
Стал уютным заброшенный пляж
Снижается заболеваемость коклюшем и корью
На ферросплавном заводе в Караганде пострадали 8 рабочих
Сянь Синхай и Бахытжан Байкадамов: дружба, которая не ведает границ
Глава МВД открыл новое здание отдела полиции в Туркестанской области
Токаев поздравил президента Руанды с переизбранием
В Шымкенте постоянно отодвигают сроки реконструкции базаров
Глобальный сбой в работе IT-систем нарушил работу банков, СМИ и авиакомпаний по всему миру
До 5-х Всемирных игр кочевников осталось 50 дней
В Англии ищут главного тренера сборной по объявлению
Шымкентский водоканал, признанный лучшим в стране и СНГ, может стать полностью частным
Строительные рынки переезжают за город
Эпос «Едиге» и топоним «Кушмурун»: неизвестное об известном
В Караганде из мусора делают антивандальные люки для колодцев
Три человека погибли в воинской части в Арысе
Информацию о похищении судьи в Астане подтвердила полиция
12 млн тенге присвоила из бюджета директор детсада в Таразе
На востоке республики вдвое увеличен объем ремонта дорог
УЕФА выбрал лучших футболистов Евро - 2024
Казахстан инициирует закон о семейно-бытовом насилии в рамках МПА СНГ
Сколько выпускников набрало пороговый балл на ЕНТ
Гости из Поднебесной ознакомились с туристическим потенциалом края
Неделя добра продолжается в регионах
У доброго хозяина и озеро икру мечет
Не сыпьте соль на сердце
Эпос Султана Раева
Все, что вы еще не знали об ОСМС
Казахстан и Таджикистан готовят подписание Дорожной карты по увеличению товарооборота
Казахстан занимает шестое место по количеству туристов, приезжающих в Грузию
Новое жилье обрели 57 пострадавших от паводков семей в Костанайской области

Читайте также

Слово о романе «Бопай ханум»
В нацпарке «Бурабай» открыли Мультимедийный интерактивный к…
В Алматы чествовали народного артиста Лаки Кесоглу
До 31 июля принимают заявки на президентскую премию для мол…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]