
Судя по реакции, с которой научное сообщество Казахстана восприняло эту установочную фабулу Послания, в скором времени одним из определяющих факторов роста экономики станут рынки – инноваций и образовательных услуг.
Напомним, что в рамках презентации Послания «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» Глава государства отметил: «Необходим конкретный план по доведению финансирования науки до показателя развитых стран, увеличению передовых разработок и открытий, работающих на страну. Привлечение зарубежных инвестиций нужно всецело использовать для трансферта в нашу страну знаний и новых технологий…»
В целях реализации этих задач Министерством экономики и бюджетного планирования предусмотрен ряд мер по развитию казахстанской науки, а также привлечению зарубежных инвестиций и технологий в проекты наукоемких отраслей. Для повышения потенциала национальной науки предполагается усовершенствовать законодательства в таких важнейших направлениях, как венчурное финансирование, защита интеллектуальной собственности, поддержка исследований и инноваций, а также коммерциализация научных разработок.
– К марту текущего года будет активизирована работа технопарков, а до октября – обеспечены условия для привлечения новой волны зарубежных инвесторов в развитие наукоемких производств, в том числе инжиниринговых и сервисных центров. План поэтапного увеличения финансирования науки будет утвержден к августу 2014 года, – сообщил Ерболат Досаев.
Капитализация научных идей
Учеными отмечается, что создание в нашей стране совокупных предпосылок для перехода к «экономике знаний» позволит не только ускорить процесс перевода отечественной экономики на новые индустриально-технологические уровни, но и придаст немалый импульс активности внутренним рынкам интеллектуальных продуктов и образовательных услуг. Безусловно, данный процесс будет протекать гораздо качественнее и успешнее, если при этом соблюдать разумный баланс между государственным регулированием и рыночной конкурентной средой, квазигосударственным и частным секторами.
Статистические показатели многих стран мира ярко иллюстрируют положительный эффект от вложения инвестиций в образование и науку. Судя по этим данным, в структуре национального богатства различных стран мира природные ресурсы составляют лишь 5%, производственный капитал – 18%, в то время как порядка 77% – человеческий капитал. То есть речь идет о знаниях и эффективном приложении их на практике при максимальной отдаче.
Между тем рассуждать об этом куда проще, чем довести на деле до реального воплощения хотя бы одну инновационную идею, поскольку во все времена появлению нового продукта на рынке предшествует целый «эволюционный» процесс. При этом вопрос создания новых форм взаимодействия производства и науки остается непростой и вместе с тем весьма важной задачей времени.
В казахстанской специфике это объясняется тем, что отечественная производственная практика еще не достигла необходимого уровня инвестиционной активности в сфере инноваций. Помнится, лет десять назад в опустевшей лаборатории одного из былых форпостов казахстанской металлургической науки мне довелось услышать грустный рассказ о том, как его последние обитатели безуспешно пытались «пристроить» свою инновационную разработку в иностранную компанию. Глава компании пояснил ходокам от науки, мол, если в этом и возникнет острая надобность, то к его услугам придут тысячи лучших мировых научных центров…
То есть речь идет о банальной рыночной состоятельности тех, кто предлагает интеллектуальный продукт предполагаемому потребителю, выбор которого, как правило, не ограничен узким кругом предложений на рынке. Ведь в свое время даже гениальный изобретатель первой в мире швейной машинки Тимонье промыкался по закоулкам старого мира в бесполезной демонстрации своего технического новшества, практическое применение которого впоследствии превратило захудалый мануфактурный сектор Европы в передовую отрасль мировой экономики.
Следует отметить, что в прорывных инновациях, как правило, нуждаются лишь те сферы деятельности, которые находятся в конкурентной среде и выживают за счет высокой производительности труда, низкой энергоемкости, минимизации издержек времени и прочих факторов, способствующих рентабельности и конкурентоспособности их продукции. Поэтому в первую очередь именно с этими отраслевыми секторами экономики возможно активное партнерство научных центров, занимающихся разработкой инноваций.
Согласно статистическим данным, основная доля инвестирования инновационных проектов приходится на собственные средства предприятий – 85,3%, иностранные инвестиции – 8,3% и республиканский бюджет – всего 4,9%.
В структуре инвестирования инноваций порядка 54% занимает деятельность предприятий, связанная с трансфертом новых технологий, оборудования и материалов. Доля собственной научно-исследовательской деятельности здесь менее весомая – 11%, проектирования и конструирования – 5,3%, участия в научно-технических программах – 2,9%.
Однако известно, что в США государство менее активно участвует в деятельности научно-исследовательских центров. Тем не менее есть масса инструментов, которые государство очень эффективно использует. В первую очередь это касается быстрой капитализации знаний, для чего разработана целая система мер, которые стимулируют бизнес вкладывать деньги в НИОКР. Если в разгар «холодной войны» из федерального бюджета финансировалась примерно половина расходов США на НИОКР, то сегодня 75% таких расходов приходится на долю бизнеса. Известно, что в числе потенциальных инвесторов – крупнейшие финансовые и промышленные корпорации, а также филантропические фонды магнатов из Уолл-стрит. В сущности, подобный принцип поддержки науки в США является следствием органичного слияния интересов государства, среднего бизнеса и крупного олигархического капитала.
Таким образом, для того чтобы казахстанские предприятия начали активно вкладывать деньги в генерацию новых технологий на местах, прежде всего необходимо отладить эффективный механизм использования отечественных научных достижений. Очевидно, лишь тогда человеческий капитал в нашем случае станет центральным звеном не только в экономическом ренессансе, но и в проводимой политике социальной модернизации.
Формирование экономики знаний
В рамках мер, предусмотренных Общенациональным планом по реализации всех задач Послания, предполагается усиление внимания к вопросам качественного роста человеческого капитала в Казахстане. Как пояснили по этому поводу в экономическом ведомстве, меры в данном направлении будут осуществляться путем внедрения в образовательную систему современных программ и методов обучения, в том числе перехода к автономии ведущих вузов.
С точки зрения финансовых вливаний сегодня в нашей стране уделяется немало внимания вопросам образования, от качества которого в конечном итоге зависит конкурентоспособность страны как сегодня, так и завтра, когда, возможно, само понятие экономического роста будет иметь более реальное и наукоемкое содержание. Например, только в 2012 году из бюджета было выделено порядка 1,2 трлн. тенге на совершенствование системы образования и модернизацию образовательной базы.
Образование и наука уже сегодня должны давать обучающейся молодежи не только знания, но и умение использовать их в процессе социальной адаптации и дальнейшего профессионального роста. Однако на практике производственники предъявляют молодым специалистам при приеме на работу слишком завышенные требования, а молодежь еще на первых порах столкновения с «агрессивной» рыночной реальностью начинает адаптироваться уже к другим условиям жизни.
Сегодня многие секторы производства развиваются в условиях острого дефицита профессиональных рабочих кадров. Сфера услуг также хромает на ногу в силу недостатка мастеров своего дела. С учетом этой ситуации в стране осуществляется переход на новую систему управления профессионально-техническим образованием. В частности, предполагалось открытие холдинга «Кәсiп Қор», на базе которого будут отрабатываться инновационные методики подготовки рабочих кадров по опыту Норвегии и Сингапура, где 70% обучения осуществляется непосредственно на производстве. Немало места в этом процессе отводится и формированию оптимальной системы подготовки преподавательских кадров, которые, по сути, должны выдавать дипломы выпускникам лишь при наличии требуемой предметной компетентности. В связи с этим не случайно в Послании акцентируется внимание на создании условий для педагогов средней и высшей школы, отвечающих за квалификационную характеристику будущих специалистов. Решение этой практической задачи, возможно, позволит совместить человеческий капитал с эффективной занятостью населения на постоянно действующих рабочих местах.
Молодежь – мобильная часть общества, которая активно впитывает новации образования и технологические новшества. Вместе с тем это наиболее уязвимая часть общества, которая подвержена многим рискам, в том числе невостребованности на рынке труда в силу отсутствия опыта, коммуникабельности и прочих причин.
В 2011 году уровень молодежной безработицы в мире достиг исторического максимума. По оценке Международной организации труда, данный совокупный показатель составил почти 13% от экономически активного населения планеты. Согласно официальной статистике, в минувшем году в Казахстане безработица среди молодежи составила всего 0,6%. Этот показатель доказывает активную позицию государства в решении вопросов трудоустройства молодежи. Ведь ставка на молодежь решает не только социальные проблемы этой части населения, но, главное, способствует насыщению рынка труда свежими кадрами и создает условия для аккумуляции новых идей как основных источников технологий и инноваций. Поэтому наряду с увеличением инвестиций в образование и науку, очевидно, необходимо совершенствовать и механизмы эффективности вкладываемых средств. В противном случае не исключено, что «освоение» бюджетных инвестиций, включая получение госзаказов на исследования и разработки, может осуществляться и по коррупционным схемам.
Согласно установочной линии Послания, не за горами то время, когда в Казахстане начнут формироваться отрасли нанокосмических технологий, робототехники, генной инженерии, поиска новых видов энергии. В связи с этим, как полагают эксперты, выход на уровень экономики знаний состоится лишь при удачном совмещении интересов государства, общества и бизнеса.
Досжан НУРГАЛИЕВ