Не потерять рынки сбыта

190
Валентина Марущенко
собственный корреспондент по Костанайской области

На границах с Китаем и Узбекистаном фиксируется простой вагонов с продукцией АПК

Иллюстративное фото: Kazpravda.kz / Адильбек Тауекелов

Проблема не нова

Костанайские предприниматели, чья деятельность ориентирована на производство сельхозпродукции и ее экспорт, вот уж который год трубят о том, что не могут вовремя отгрузить товар на рынки Средней Азии и Китая. Причем ситуация год от года обостряется.

Вот и нынче на границах с Китаем и Узбекистаном на ряде станций фиксируется массовый простой вагонов с продукцией АПК. Для бизнесменов это в первую очередь подрыв репутации, ведь возникают риски невыполнения экспортных обязательств. В условиях жесткой конкуренции на внешнем рынке задержки могут привести к потере партнеров, а значит, и рынков сбыта.

Мало того, что предприниматели не могут отправить товар, так еще и вынуж­дены платить штрафы за простой – около 20 тыс. тенге за одну платформу в день. Казалось бы, копейки для бизнеса, но у некоторых за сутки набегает порядка 600 тыс. тенге.

Вопрос об отмене штрафов сейчас решается, но точные сроки пока никто не называет, а предприниматели тем временем продолжают нести убытки. И всякий раз вынуждены обращаться за поддержкой в региональную палату предпринимателей. Причем в ходе одной из дискуссий выяснилось, что заторы возникают не только на границах, но даже на… станции Костанай.

– Вагоны прошли таможенное оформ­ление, опломбированы, сданы перевозчику и... неделями простаивают в тупиках, на подъездных путях станции Костанай. Также на работу нашего предприятия сильно влияют конвенционные запреты. К примеру, в ноябре мы закрыли только 50 процентов номинальной мощности, то есть не смогли отгрузить необходимый объем товара. И в этом месяце такая же ситуация, – обозначил проблему начальник отдела логистики ТОО «Бест Костанай» Валентин Беспалов.

Предприниматели несут финансовые потери. Особенно страдают те, кто вынужден арендовать тупики: поскольку груз не трогается с места, аренда влетает в копеечку. К тому же бизнес обеспокоен сохранностью своей продукции. Из-за разницы температур товар может портиться, простаивая в контейнерах на тупиках. И ответственность перед клиентами за испорченный продукт опять-таки ляжет на плечи экспортеров.

– Существует и проблема подсыла вагонов. У нашей компании есть свои вагоны. Но даже отправив их по Казахстану на какую-то станцию отечест­венным потребителям, мы не можем вернуть свою собственность на станцию Костанай, поскольку уже несколько лет действует конвенционный запрет. У нас есть два подъездных пути и тупик. Но всякий раз, чтобы вернуть вагоны, мы должны получить разрешение, на что уходит неделя, а то и 10 дней. Тем временем наши потребители, наши же сограждане, ждут товары, – рассказал представитель группы компаний «Romana-нан» Евгений Самойленко.

Руководство Костанайского филиала АО «КТЖ-Грузовые перевозки» утверждает, что это вынужденная мера, поскольку зачастую возвращающиеся «домой» порожние вагоны мешают маневренности.

– Некоторые собственники подъездных путей, а у нас только на станции Костанай имеется 134 таких объекта, без каких-либо технических требований начинают предоставлять свои пути для всех желающих ставить там вагоны, причем не только казахстанские, но и российские. Так было в позапрошлом, прошлом годах. Кто-то зарабатывает деньги, а у нас возникают серьезные проблемы. Поэтому мы и держим на контроле этот вопрос, – конкретизировал директор КФ ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» – «Костанайское отделение ГП» Кайрат Саурбаев.

Отсюда не выпускают, туда не принимают

Что касается простоя вагонов и заторов на границах, то все это, по мнению руководства КТЖ, следствие проблемы, связанной с интенсивностью развития бизнеса в нашей стране и застоем модернизации инфраструктуры в соседних государствах. Ведь вагоны скапливаются на станциях не потому, что их отсюда не выпускают, а потому, что туда не принимают...

К примеру, сегодня станция Сары-Агач Узбекистана работает на пределе возможностей. К слову, в декабре нынешнего года Казахстан отправлял шесть локомотивов в соседнюю респуб­лику для помощи в разгрузке, но это краткосрочная мера. Комплексно же решить проблему в ближайшей перс­пективе вряд ли получится. Ведь модернизация инфраструктуры – дело долгое, к тому же затратное.

– Раньше Узбекистан пропускал 28 поездов в сутки, года четыре назад там увеличили пропускную способность до 33 составов. Но, как мы видим, в жаркие сезоны возникает необходимость пропускать 40 поездов. Увы, у соседей нет такой возможности, поэтому и идет сдерживание. То же самое с Китаем. Мы только на Алтынколе в сутки грузим по 40 поездов, а пропускная способность этой станции с китайской стороны составляет всего 10 составов, – отмечает Кайрат Саурбаев.

В качестве краткосрочной меры костанайским сельскохозяйственным товаропроизводителям предлагают рассмотреть альтернативные пути.

– Есть альтернативный маршрут на Среднюю Азию, но он дороже, поэтому не всегда товаропроизводители его выбирают... Сейчас Минсельхоз ведет работу, чтобы субсидирование началось уже с декабря, а с января выделялись деньги, – сообщил замдиректора департамента АПК НПП РК «Атамекен» Бауыржан Ахметаев.

Сейчас решением проблемы занимаются на правительственном уровне.

Популярное

Все
О чем расскажут старинные монеты
Зимнее настроение
В объективе – снежный барс
Первородная природа пространства
Дорога, ведущая к храму знаний
Три оси – одна проблема
Лучший методист Нацгвардии работает в Петропавловске
Не потерять рынки сбыта
Армия – не пауза в жизни, а точка роста
Для повышения качества первичной помощи
Maman Qadam – шаг к будущей профессии
Растет бюджет Талдыкоргана
Труд – это шанс на новую жизнь
С учетом потребностей рынка труда
Место работы – небо
Главное дело жизни
Ни дня без творчества
Водопровод – за счет возвращенных активов
Многодетная мама из Текели воплотила свою мечту
115 лет Бауыржану Момышулы: имя, которое выбирают защитники Родины
Гвардейцы наполнили столицу новогодним настроением
Два завода в отрасли автомобилестроения готовятся к запуску в Костанае
Поддержка педагогов – инвестиция в будущее страны
Глава государства предложил создать совместную исследовательскую платформу в сфере устойчивого сельского хозяйства
Стоит ли лишать свободы за все экономические преступления?
«Я казах от земли...»
Касым-Жомарт Токаев прибыл в Санкт-Петербург
В чем сила Павлодарского Прииртышья
Важный выбор студентов
Впервые в истории
Госслужащим не разрешено заниматься бизнесом – Сенат
Гарант суверенитета, территориальной целостности и безопасности государства
«Казахстанская правда» стала победителем проекта «Выбор года»
«Щелкунчик» в джазово-эстрадном стиле
Казахстан приветствует совместный с Японией энергетический проект
Зовет в горы Актас
Проливные дожди вызвали масштабные наводнения в Дубае
Резкое похолодание ожидается в Астане
Голос мира
Накануне Нового года в супермаркетах начнется продажа по низким ценам
Продажу удешевленной говядины через торговые сети масштабируют в Казахстане
Стипендии повысили студентам в Казахстане
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Ключевой ориентир – человекоцентричность
Политика здравого смысла
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
Как лечить ОРВИ и грипп у детей: столичный врач обратилась к родителям
В столице в честь Дня Независимости пройдет республиканская ярмарка ремесел
SMS-коды 1414 больше не используются в Казахстане
В ВКО фотоловушки сняли галерею «портретов» обитателей тайги
О погоде в Казахстане на 2-4 декабря сообщили синоптики
Президент Ирана прибыл в Акорду
Водитель из Талдыкоргана установил шокирующий антирекорд по ПДД
Ушла из жизни казахстанская тележурналистка Диля Ибрагимова
Финансовую дисциплину и цифровизацию здравоохранения обсудили в Правительстве
Завершена реконструкция автодороги Кызылорда – Жезказган
Жители села Шамши Калдаякова активно участвуют в преобразованиях
О погоде в Казахстане на ближайшие три дня сообщили синоптики
Вооружённые Силы РК приведут в высшую степень боеготовности в связи с началом нового учебного года

Читайте также

Три оси – одна проблема
Наступил сезон гололеда
Срезан плодородный слой с холма
Станцию скорой помощи ждут уже два года

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]