​Ни уехать, ни пройти

610
Галина Вологодская, Восточно-Казахстанская область

От плохого к хорошему и обратно

– Присаживайся, – показывает на лавочку рядом с собой Сакен Жунусов. – Маршрутка будет через полчаса. Или минут через 40.

На моем смартфоне 11 часов дня, на наручных часах пенсионера такое же время. Вроде как рабочий полдень, самый разгар.

– После десяти утра и до трех часов дня сложно уехать, – пояс­няет пенсионер. – Если некогда ждать, лучше спуститься на конечную остановку, там много автобусов.

Сакен Увалиевич – старожил микрорайона улицы Кожедуба. Он помнит, как в 1985 году здесь появилась первая многоэтажка, квартиры в ней получали милиционеры. В последующие 9 лет один за другим рядом выросли еще 3 дома для сотрудников органов внутренних дел и работников маслозавода им. Красина. На этом освоение пустыря у подножия Аблакетских гор закончилось.

– Хотя можно и дальше строить, – утверждает аксакал. – Посмотри: почти центр города, а земля чем занята? Развалины, брошенные конторы. А когда-то ведь здесь планировали современный район.

Место на самом деле отличное. Микрорайон из четырех многоэтажек даже в сентябре утопает в цветах. Во дворах – много детворы. Под боком гора с надписью «Казахстан» и большим флагом страны – одна из достопримечательностей Усть-Каменогорска. С ее вершины город как на ладони. Здание акимата вообще кажется таким близким, будто на расстоя­нии вытянутой руки.

Общаться со знающим человеком, конечно, приятно, но время идет, а маршрутки не видать…

– Я на прием к врачу выхожу на два часа раньше, – со вздохом поясняет пенсионер. – Ходить на дальнюю остановку не могу, ноги болят. Поэтому жду здесь, иногда час сижу.

В местном КСК сразу подтверж­дают: транспортная проблема – больная. В органы исполнительной власти из года в год летят коллективные жалобы. Председатель кооператива Антонина Гречаник показывает, например, письмо от декабря 2017 года с десятками подписей на нескольких листах. «Просим оказать содействие в соблюдении графика движения маршрутки», – значится в обращении. В папке таких обращений целая стопка, их писали в 2016 году, в 2015-м…

– Сначала мы просили, чтобы хоть один маршрут пустили, – рассказывает руководитель КСК. – Уехать можно было только с остановки в районе Пристани, а до нее примерно километр топать. Улочка узкая, крутая. Зимой страшный гололед. Нужно переходить через железную дорогу. Составы ходят часто, есть риск попасть под поезд.

Власть, к слову, людей в тот раз услышала. В «нулевые» на улицу Кожедуба начали ходить микроавтобусы. Жильцы в порыве благодарности даже дружным коллективом посетили акимат, сказали спасибо.

– А сейчас люди снова жалуются, – отмечает председатель. – Маршрутки ходят все реже.

Проблематично, сложно, нереально

В конце прошлого года жители микрорайона получили очередной ответ из городского отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог.

Представители власти заверили: график движения транспорта урегулирован, с водителями проведена разъяснительная работа. Это оптимистичное послание в КСК хранят рядом с другими любопытными бумагами. В июне пенсионеры-активисты в течение нескольких дней вели на остановке дежурство и дедовским способом – авторучкой заполняли на листочке графы «прибыл» и «убыл».

В итоге подтвердилось то, что каждый знал и так: после 9 утра уехать на маршрутке проблематично, после 11 часов – крайне сложно, а после 19.00 – нереально. Спрашивается: для кого на остановке повесили табличку с расписанием, где максимальный интервал не превышает 20 минут?

– Такой общественный транс­порт никого не устраивает, – резюмирует глава КСК. – В целом у нас в четырех домах больше 400 квартир, много пожилых людей, еще больше молодых семей с детьми. Мы посчитали, у нас только школьников больше 130. В отделе ЖКХ знают, как они ездят в школу или как мамы с детьми добираются в детский сад?

Действительно, как? Правильней всего увидеть все своими глазами. Отправляюсь в район Пристани, где останавливается масса автобусов. Именно туда по утрам несется основной поток «кожедубовцев». Путь идет по улице с почти нью-йоркским названием Третья. На деле – это проулок между частными домами с промоинами, лужами, дождевой грязью по колено, кучами наваленной золы.

Пешеходной зоны нет, из-под колес автомобилей фонтанируют брызги. Соседняя улица – Черняховского – чуть шире, но с более активным движением. Тротуаров, разумеется, тоже нет. Обочины в мусоре, зарослях. Обе улочки упираются в железную дорогу. Набитая тропа тянется прямо по путям и дальше идет круто с откоса.

– В конце улицы мостик, – подсказывает спешащий на остановку молодой человек. – Там легче спускаться. А здесь все просто сокращают путь.

– А как зимой?

– Зимой скользко, – говорит парень. – И опасно. Если сильный ветер, сигнала тепловоза не слышно.

Один несчастный случай здесь уже произошел. Несколько лет назад под поезд попал молодой мужчина – был в наушниках, не услышал гудка.

Не вариант

Ясно, что пенсионерам с их слабыми ногами до автобусов в район Пристани не дойти. Антонина Гречаник показывает еще одну бумагу от горотдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог: жильцам микрорайона рекомендована «ближайшая остановка на улице Пушкина в 700 метрах, что находится в зоне пешеходной доступности «согласно требованиям санитарных норм и правил». Проверяем и этот маршрут.

Во-первых, по навигатору расстояние минимум на 100 метров больше. Мелочь? Но когда на улице лед, мороз и ветер, каждый метр идет за десять. Во-вторых, как дойти? Тротуаров нет. Все идут по обочине, а в распутицу и в снег – по проезжей части. Других вариантов нет. Такая вот «доступность».

– Мы узнавали в поликлинике, к которой относится наш микрорайон, – говорит председатель КСК. – Медики говорят, что на общественный транспорт жалуются жители еще 12 улиц соседнего частного сектора. В целом с этими проблемами сталкиваются больше четырех тысяч человек. Врачей это не радует. Пожилым людям бездорожье здоровья точно не прибавляет.

Редакция «Казправды» попросила представителей исполнительной власти Усть-Каменогорска прокомментировать ситуацию. Заместитель руководителя отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Нуржан Жапбаров письменно пояснил: в данное время ТОО «Научно-исследовательский центр транспорта и коммуникаций» за счет средств, выделенных из областного бюджета, проводит обследование маршрутной сети Усть-Каменогорска.

По его результатам будут даны рекомендации по существующим и новым маршрутам, отметил заместитель руководителя.

Кроме того, как проинформировали в отделе, возможность обустройства пешеходных тротуаров можно рассмотреть в рамках проекта благоустройства дворовых территорий на 2019–2020 годы.

«В комплекс работ включаются ремонт асфальтобетонного покрытия внутридворовых и внутриквартальных проездов с расширением проезжей части», – значится в ответе отдела. Кроме того, проводятся освещение, обу­стройство парковок, спортивной и детской площадок с резиновым покрытием, тротуаров, ограждений, площадки для белья и контейнерной площадки для твердых бытовых отходов. Выполняются вырубка деревьев, озеленение.

Отличный вроде проект. Правда, как подчеркнули в отделе ЖКХ, для того, чтобы поучаствовать в нем, нужно выполнить ряд условий. Например, оформить протокол общего собрания собственников квартир, зарегистрировать кондоминиум, заключить договор безвозмездной аренды дворовой территории, оснастить многоэтажки общедомовым прибором учета тепла, установить на территории камеры видеонаблюдения…

Мягко говоря, странные условия… Вот каким, интересно, макаром общедомовой счетчик тепла поможет строительству безопас­ной пешеходной дорожки?

– Сколько акимов города было, все обещали сделать нам дороги, тротуары, решить проблему общественного транспорта, – заключает Антонина Гречаник. – Мы пытаемся сами латать ямы, гравий засыпаем. Даже в метрах подсчитали, сколько надо бордюров заменить. Каждый год пишем. Нам отвечают: «Заложено в смете на следующий год». И этот следующий год повторяется и повторяется.

…Если верить часам в моем смартфоне, то в ожидании марш­рутки прошло полчаса.

– Уходишь? – понимающе смот­рит аксакал. – Ну и правильно, здесь еще долго можно прождать. Но ты в газете напиши: мы наде­емся на лучшее. Надеемся, что в акимате о нашем микрорайоне все-таки вспомнят. 

Популярное

Все
В гараже актюбинца нашли больше ста килограммов наркотика
Стало известно, когда Елена Рыбакина сыграет в финале турнира в Майами
Жителей Алматы и Алматинской области предупредили об угрозе схода лавин
Бибисара Асаубаева выиграла этап Гран-при в Нью-Дели
Тюремного кибермошенника выявили в Алматинской области
Пострадавшие в результате паводка в Актюбинской области получили материальную помощь
В Жетысуской области при взрыве в котельной погиб человек
Пять человек погибло в результате лобового столкновения легковушек в Алматинской области
Давка на эскалаторе в Астане попала на видео: пострадал один человек
Отечественный бизнесмен планирует реализовать национальную идею казахов в Тургайской степи. Он потратит на это более трех миллиардов тенге
Ербол Тлешов возглавил Комитет языковой политики МНВО РК
Девушек лёгкого поведения с сайта "Кыздар.нет" вычислили полицейские Туркестана
Был запрос – есть ответ
Более 2,5 тысячи человек разыскивают правоохранительные органы Казахстана
Сельчанин нашел тело пропавшего в Туркестанской области ребенка
Казахстанская спортсменка Мадина Нуршаева разрыдалась на ЧМ-2023 по боксу
1 апреля Казахстан  запускает систему прослеживаемости товаров
Женщина хотела свести счеты с жизнью на мосту в Шымкенте
Работник ночного клуба Астаны подрабатывал наркодилером (видео)
В Астане проходят антитеррористические учения "Найза-Антитеррор-2023"
В Восточном Казахстане начался период ледохода
Опубликовано фото отца, обвиняемого  в убийстве собственных детей
Астанчанину выписали штраф на сумму почти 500 тысяч тенге
Рудные богатства стране не нужны?
Паводок-2023: в зоне риска северные регионы Казахстана
Спасатели освободили из снежного плена автобус с пассажирами
Лжеполицейский ограбил пенсионерок в Астане
Уголовное дело завели на членов "Народного совета трудящихся Петропавловска"
Чемпион по единоборствам совершил суицид на глазах у всех в Атырау
Игры с законом: как владельцы остались без прав
Для Кирилла Чернышова из Семея казахский язык стал практически родным. 20-летний парень нередко обращается к произведениям Абая, причем изданным на государственном языке
Девочка-подросток выпала с балкона 6-го этажа в Туркестане
Общественный транспорт Астаны в месяц Рамадан будет работать бесплатно
Праздник обновления, гендерного равенства, женской энергии и материнской любви или просто еще один выходной? В преддверии Международного женского дня «Казахстанская правда» спрашивала у представителей разных сфер деятельности: что значит для них 8 Марта?
Вчера в редакциях газет «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» с раннего утра было непривычно шумно и суетливо. Мужчины с сосредоточенными лицами в строгих костюмах собирались в гостевом фойе здания, время от времени заглядывая в свои гаджеты, будто готовились к самому главному экзамену в своей жизни. А как же иначе? Всем хотелось достойно поздравить лучшую половину человечества с весенним праздником
Куляш Шамшидинова: Мир многократно имел возможность убедиться в огромном потенциале образования
"Жители ждут, надо не затягивать" – премьер о развитии Конаева, G4 City и Алматинской области
Прием заявок на банкротство физлиц начался в Казахстане
Уровень воды Аральского моря вырос впервые за долгое время
Ребенка затянуло в грязь в Атырау – видео
Казахстан и Узбекистан определили место строительства МЦПК "Центральная Азия"
Список прошедших в депутаты Мажилиса по одномандатным округам озвучили в ЦИК
Новый поезд "Тальго" запустят из Астаны до Алаколя
Когда начнут начислять компенсацию по депозитам в Казахстане
Казахстан и Китай планируют увеличить взаимную торговлю до $35 млрд
В новых спорткомплексах должны быть все условия для людей с особыми потребностями – Смаилов
Девушку ограбили и изнасиловали в Алматы
Пул совместных инвестпроектов обновили Казахстан и Узбекистан
В Актау 14-летняя девочка забеременела от отца-насильника

Читайте также

Фронтовая реликвия
Как привлечь туристов?
Язык как конструктор
Вспоминая огненные годы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]