​Ни уехать, ни пройти

669
Галина Вологодская, Восточно-Казахстанская область

От плохого к хорошему и обратно

– Присаживайся, – показывает на лавочку рядом с собой Сакен Жунусов. – Маршрутка будет через полчаса. Или минут через 40.

На моем смартфоне 11 часов дня, на наручных часах пенсионера такое же время. Вроде как рабочий полдень, самый разгар.

– После десяти утра и до трех часов дня сложно уехать, – пояс­няет пенсионер. – Если некогда ждать, лучше спуститься на конечную остановку, там много автобусов.

Сакен Увалиевич – старожил микрорайона улицы Кожедуба. Он помнит, как в 1985 году здесь появилась первая многоэтажка, квартиры в ней получали милиционеры. В последующие 9 лет один за другим рядом выросли еще 3 дома для сотрудников органов внутренних дел и работников маслозавода им. Красина. На этом освоение пустыря у подножия Аблакетских гор закончилось.

– Хотя можно и дальше строить, – утверждает аксакал. – Посмотри: почти центр города, а земля чем занята? Развалины, брошенные конторы. А когда-то ведь здесь планировали современный район.

Место на самом деле отличное. Микрорайон из четырех многоэтажек даже в сентябре утопает в цветах. Во дворах – много детворы. Под боком гора с надписью «Казахстан» и большим флагом страны – одна из достопримечательностей Усть-Каменогорска. С ее вершины город как на ладони. Здание акимата вообще кажется таким близким, будто на расстоя­нии вытянутой руки.

Общаться со знающим человеком, конечно, приятно, но время идет, а маршрутки не видать…

– Я на прием к врачу выхожу на два часа раньше, – со вздохом поясняет пенсионер. – Ходить на дальнюю остановку не могу, ноги болят. Поэтому жду здесь, иногда час сижу.

В местном КСК сразу подтверж­дают: транспортная проблема – больная. В органы исполнительной власти из года в год летят коллективные жалобы. Председатель кооператива Антонина Гречаник показывает, например, письмо от декабря 2017 года с десятками подписей на нескольких листах. «Просим оказать содействие в соблюдении графика движения маршрутки», – значится в обращении. В папке таких обращений целая стопка, их писали в 2016 году, в 2015-м…

– Сначала мы просили, чтобы хоть один маршрут пустили, – рассказывает руководитель КСК. – Уехать можно было только с остановки в районе Пристани, а до нее примерно километр топать. Улочка узкая, крутая. Зимой страшный гололед. Нужно переходить через железную дорогу. Составы ходят часто, есть риск попасть под поезд.

Власть, к слову, людей в тот раз услышала. В «нулевые» на улицу Кожедуба начали ходить микроавтобусы. Жильцы в порыве благодарности даже дружным коллективом посетили акимат, сказали спасибо.

– А сейчас люди снова жалуются, – отмечает председатель. – Маршрутки ходят все реже.

Проблематично, сложно, нереально

В конце прошлого года жители микрорайона получили очередной ответ из городского отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог.

Представители власти заверили: график движения транспорта урегулирован, с водителями проведена разъяснительная работа. Это оптимистичное послание в КСК хранят рядом с другими любопытными бумагами. В июне пенсионеры-активисты в течение нескольких дней вели на остановке дежурство и дедовским способом – авторучкой заполняли на листочке графы «прибыл» и «убыл».

В итоге подтвердилось то, что каждый знал и так: после 9 утра уехать на маршрутке проблематично, после 11 часов – крайне сложно, а после 19.00 – нереально. Спрашивается: для кого на остановке повесили табличку с расписанием, где максимальный интервал не превышает 20 минут?

– Такой общественный транс­порт никого не устраивает, – резюмирует глава КСК. – В целом у нас в четырех домах больше 400 квартир, много пожилых людей, еще больше молодых семей с детьми. Мы посчитали, у нас только школьников больше 130. В отделе ЖКХ знают, как они ездят в школу или как мамы с детьми добираются в детский сад?

Действительно, как? Правильней всего увидеть все своими глазами. Отправляюсь в район Пристани, где останавливается масса автобусов. Именно туда по утрам несется основной поток «кожедубовцев». Путь идет по улице с почти нью-йоркским названием Третья. На деле – это проулок между частными домами с промоинами, лужами, дождевой грязью по колено, кучами наваленной золы.

Пешеходной зоны нет, из-под колес автомобилей фонтанируют брызги. Соседняя улица – Черняховского – чуть шире, но с более активным движением. Тротуаров, разумеется, тоже нет. Обочины в мусоре, зарослях. Обе улочки упираются в железную дорогу. Набитая тропа тянется прямо по путям и дальше идет круто с откоса.

– В конце улицы мостик, – подсказывает спешащий на остановку молодой человек. – Там легче спускаться. А здесь все просто сокращают путь.

– А как зимой?

– Зимой скользко, – говорит парень. – И опасно. Если сильный ветер, сигнала тепловоза не слышно.

Один несчастный случай здесь уже произошел. Несколько лет назад под поезд попал молодой мужчина – был в наушниках, не услышал гудка.

Не вариант

Ясно, что пенсионерам с их слабыми ногами до автобусов в район Пристани не дойти. Антонина Гречаник показывает еще одну бумагу от горотдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог: жильцам микрорайона рекомендована «ближайшая остановка на улице Пушкина в 700 метрах, что находится в зоне пешеходной доступности «согласно требованиям санитарных норм и правил». Проверяем и этот маршрут.

Во-первых, по навигатору расстояние минимум на 100 метров больше. Мелочь? Но когда на улице лед, мороз и ветер, каждый метр идет за десять. Во-вторых, как дойти? Тротуаров нет. Все идут по обочине, а в распутицу и в снег – по проезжей части. Других вариантов нет. Такая вот «доступность».

– Мы узнавали в поликлинике, к которой относится наш микрорайон, – говорит председатель КСК. – Медики говорят, что на общественный транспорт жалуются жители еще 12 улиц соседнего частного сектора. В целом с этими проблемами сталкиваются больше четырех тысяч человек. Врачей это не радует. Пожилым людям бездорожье здоровья точно не прибавляет.

Редакция «Казправды» попросила представителей исполнительной власти Усть-Каменогорска прокомментировать ситуацию. Заместитель руководителя отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Нуржан Жапбаров письменно пояснил: в данное время ТОО «Научно-исследовательский центр транспорта и коммуникаций» за счет средств, выделенных из областного бюджета, проводит обследование маршрутной сети Усть-Каменогорска.

По его результатам будут даны рекомендации по существующим и новым маршрутам, отметил заместитель руководителя.

Кроме того, как проинформировали в отделе, возможность обустройства пешеходных тротуаров можно рассмотреть в рамках проекта благоустройства дворовых территорий на 2019–2020 годы.

«В комплекс работ включаются ремонт асфальтобетонного покрытия внутридворовых и внутриквартальных проездов с расширением проезжей части», – значится в ответе отдела. Кроме того, проводятся освещение, обу­стройство парковок, спортивной и детской площадок с резиновым покрытием, тротуаров, ограждений, площадки для белья и контейнерной площадки для твердых бытовых отходов. Выполняются вырубка деревьев, озеленение.

Отличный вроде проект. Правда, как подчеркнули в отделе ЖКХ, для того, чтобы поучаствовать в нем, нужно выполнить ряд условий. Например, оформить протокол общего собрания собственников квартир, зарегистрировать кондоминиум, заключить договор безвозмездной аренды дворовой территории, оснастить многоэтажки общедомовым прибором учета тепла, установить на территории камеры видеонаблюдения…

Мягко говоря, странные условия… Вот каким, интересно, макаром общедомовой счетчик тепла поможет строительству безопас­ной пешеходной дорожки?

– Сколько акимов города было, все обещали сделать нам дороги, тротуары, решить проблему общественного транспорта, – заключает Антонина Гречаник. – Мы пытаемся сами латать ямы, гравий засыпаем. Даже в метрах подсчитали, сколько надо бордюров заменить. Каждый год пишем. Нам отвечают: «Заложено в смете на следующий год». И этот следующий год повторяется и повторяется.

…Если верить часам в моем смартфоне, то в ожидании марш­рутки прошло полчаса.

– Уходишь? – понимающе смот­рит аксакал. – Ну и правильно, здесь еще долго можно прождать. Но ты в газете напиши: мы наде­емся на лучшее. Надеемся, что в акимате о нашем микрорайоне все-таки вспомнят. 

Популярное

Все
Потерявшемуся мальчику – апельсиновый сок
Почему Александр Невский с Ордой не ссорился?
«Игра в прятки» вызывает тревогу
Более четырех тысяч казахстанцев ожидают трансплантацию органов
Воспитателя оштрафовали за избиение детей
Подруга для битья
Творить добро не напоказ, но с пользой
Изучать язык нужно в ауле
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Волонтеры тоже нуждаются в заботе
Волонтерство – элемент национального характера
Вода уходит, села возвращаются к нормальной жизни
Юные гости восхищаются пейзажами Алматинской области
На весенне-полевые работы аграриям требуется 1,5 трлн тенге
Позаботься о птицах – построй скворечник!
Насилие не оправдать!
Еще восемь семей получили квартиры в Кокшетау
Как проведут свой летний отдых жители нашей страны?
В олонхо требуется импровизировать
Имя лучшей медсестры назвали в Таразе
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Подпольную нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
В Астане пройдет совещание министров обороны государств-членов ШОС
В Алматы военнослужащие поздравили ветерана войны с 99-летием
Казахстан договорился с Китаем и Турцией об обмене ИБР в электронном формате
К празднику Победы ветеранам выплатят по полтора миллиона тенге
Немецкая компания будет производить сверхлегкие самолеты в Казахстане
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
Когда в Астане отключат отопление

Читайте также

Ассоциация кинокритиков назвала лучшие картины
Николай Рерих стоял на защите культурных ценностей
Имя лучшей медсестры назвали в Таразе
Позаботься о птицах – построй скворечник!

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]