Ни уехать, ни пройти Статьи 20 сентября 2018 г. 9:35 669 Галина Вологодская, Восточно-Казахстанская область От плохого к хорошему и обратно– Присаживайся, – показывает на лавочку рядом с собой Сакен Жунусов. – Маршрутка будет через полчаса. Или минут через 40. На моем смартфоне 11 часов дня, на наручных часах пенсионера такое же время. Вроде как рабочий полдень, самый разгар. – После десяти утра и до трех часов дня сложно уехать, – поясняет пенсионер. – Если некогда ждать, лучше спуститься на конечную остановку, там много автобусов.Сакен Увалиевич – старожил микрорайона улицы Кожедуба. Он помнит, как в 1985 году здесь появилась первая многоэтажка, квартиры в ней получали милиционеры. В последующие 9 лет один за другим рядом выросли еще 3 дома для сотрудников органов внутренних дел и работников маслозавода им. Красина. На этом освоение пустыря у подножия Аблакетских гор закончилось. – Хотя можно и дальше строить, – утверждает аксакал. – Посмотри: почти центр города, а земля чем занята? Развалины, брошенные конторы. А когда-то ведь здесь планировали современный район.Место на самом деле отличное. Микрорайон из четырех многоэтажек даже в сентябре утопает в цветах. Во дворах – много детворы. Под боком гора с надписью «Казахстан» и большим флагом страны – одна из достопримечательностей Усть-Каменогорска. С ее вершины город как на ладони. Здание акимата вообще кажется таким близким, будто на расстоянии вытянутой руки. Общаться со знающим человеком, конечно, приятно, но время идет, а маршрутки не видать… – Я на прием к врачу выхожу на два часа раньше, – со вздохом поясняет пенсионер. – Ходить на дальнюю остановку не могу, ноги болят. Поэтому жду здесь, иногда час сижу.В местном КСК сразу подтверждают: транспортная проблема – больная. В органы исполнительной власти из года в год летят коллективные жалобы. Председатель кооператива Антонина Гречаник показывает, например, письмо от декабря 2017 года с десятками подписей на нескольких листах. «Просим оказать содействие в соблюдении графика движения маршрутки», – значится в обращении. В папке таких обращений целая стопка, их писали в 2016 году, в 2015-м…– Сначала мы просили, чтобы хоть один маршрут пустили, – рассказывает руководитель КСК. – Уехать можно было только с остановки в районе Пристани, а до нее примерно километр топать. Улочка узкая, крутая. Зимой страшный гололед. Нужно переходить через железную дорогу. Составы ходят часто, есть риск попасть под поезд.Власть, к слову, людей в тот раз услышала. В «нулевые» на улицу Кожедуба начали ходить микроавтобусы. Жильцы в порыве благодарности даже дружным коллективом посетили акимат, сказали спасибо. – А сейчас люди снова жалуются, – отмечает председатель. – Маршрутки ходят все реже.Проблематично, сложно, нереальноВ конце прошлого года жители микрорайона получили очередной ответ из городского отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог. Представители власти заверили: график движения транспорта урегулирован, с водителями проведена разъяснительная работа. Это оптимистичное послание в КСК хранят рядом с другими любопытными бумагами. В июне пенсионеры-активисты в течение нескольких дней вели на остановке дежурство и дедовским способом – авторучкой заполняли на листочке графы «прибыл» и «убыл». В итоге подтвердилось то, что каждый знал и так: после 9 утра уехать на маршрутке проблематично, после 11 часов – крайне сложно, а после 19.00 – нереально. Спрашивается: для кого на остановке повесили табличку с расписанием, где максимальный интервал не превышает 20 минут?– Такой общественный транспорт никого не устраивает, – резюмирует глава КСК. – В целом у нас в четырех домах больше 400 квартир, много пожилых людей, еще больше молодых семей с детьми. Мы посчитали, у нас только школьников больше 130. В отделе ЖКХ знают, как они ездят в школу или как мамы с детьми добираются в детский сад?Действительно, как? Правильней всего увидеть все своими глазами. Отправляюсь в район Пристани, где останавливается масса автобусов. Именно туда по утрам несется основной поток «кожедубовцев». Путь идет по улице с почти нью-йоркским названием Третья. На деле – это проулок между частными домами с промоинами, лужами, дождевой грязью по колено, кучами наваленной золы. Пешеходной зоны нет, из-под колес автомобилей фонтанируют брызги. Соседняя улица – Черняховского – чуть шире, но с более активным движением. Тротуаров, разумеется, тоже нет. Обочины в мусоре, зарослях. Обе улочки упираются в железную дорогу. Набитая тропа тянется прямо по путям и дальше идет круто с откоса. – В конце улицы мостик, – подсказывает спешащий на остановку молодой человек. – Там легче спускаться. А здесь все просто сокращают путь.– А как зимой?– Зимой скользко, – говорит парень. – И опасно. Если сильный ветер, сигнала тепловоза не слышно.Один несчастный случай здесь уже произошел. Несколько лет назад под поезд попал молодой мужчина – был в наушниках, не услышал гудка.Не вариантЯсно, что пенсионерам с их слабыми ногами до автобусов в район Пристани не дойти. Антонина Гречаник показывает еще одну бумагу от горотдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог: жильцам микрорайона рекомендована «ближайшая остановка на улице Пушкина в 700 метрах, что находится в зоне пешеходной доступности «согласно требованиям санитарных норм и правил». Проверяем и этот маршрут. Во-первых, по навигатору расстояние минимум на 100 метров больше. Мелочь? Но когда на улице лед, мороз и ветер, каждый метр идет за десять. Во-вторых, как дойти? Тротуаров нет. Все идут по обочине, а в распутицу и в снег – по проезжей части. Других вариантов нет. Такая вот «доступность».– Мы узнавали в поликлинике, к которой относится наш микрорайон, – говорит председатель КСК. – Медики говорят, что на общественный транспорт жалуются жители еще 12 улиц соседнего частного сектора. В целом с этими проблемами сталкиваются больше четырех тысяч человек. Врачей это не радует. Пожилым людям бездорожье здоровья точно не прибавляет.Редакция «Казправды» попросила представителей исполнительной власти Усть-Каменогорска прокомментировать ситуацию. Заместитель руководителя отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Нуржан Жапбаров письменно пояснил: в данное время ТОО «Научно-исследовательский центр транспорта и коммуникаций» за счет средств, выделенных из областного бюджета, проводит обследование маршрутной сети Усть-Каменогорска. По его результатам будут даны рекомендации по существующим и новым маршрутам, отметил заместитель руководителя.Кроме того, как проинформировали в отделе, возможность обустройства пешеходных тротуаров можно рассмотреть в рамках проекта благоустройства дворовых территорий на 2019–2020 годы. «В комплекс работ включаются ремонт асфальтобетонного покрытия внутридворовых и внутриквартальных проездов с расширением проезжей части», – значится в ответе отдела. Кроме того, проводятся освещение, обустройство парковок, спортивной и детской площадок с резиновым покрытием, тротуаров, ограждений, площадки для белья и контейнерной площадки для твердых бытовых отходов. Выполняются вырубка деревьев, озеленение.Отличный вроде проект. Правда, как подчеркнули в отделе ЖКХ, для того, чтобы поучаствовать в нем, нужно выполнить ряд условий. Например, оформить протокол общего собрания собственников квартир, зарегистрировать кондоминиум, заключить договор безвозмездной аренды дворовой территории, оснастить многоэтажки общедомовым прибором учета тепла, установить на территории камеры видеонаблюдения…Мягко говоря, странные условия… Вот каким, интересно, макаром общедомовой счетчик тепла поможет строительству безопасной пешеходной дорожки? – Сколько акимов города было, все обещали сделать нам дороги, тротуары, решить проблему общественного транспорта, – заключает Антонина Гречаник. – Мы пытаемся сами латать ямы, гравий засыпаем. Даже в метрах подсчитали, сколько надо бордюров заменить. Каждый год пишем. Нам отвечают: «Заложено в смете на следующий год». И этот следующий год повторяется и повторяется. …Если верить часам в моем смартфоне, то в ожидании маршрутки прошло полчаса. – Уходишь? – понимающе смотрит аксакал. – Ну и правильно, здесь еще долго можно прождать. Но ты в газете напиши: мы надеемся на лучшее. Надеемся, что в акимате о нашем микрорайоне все-таки вспомнят.
20 апреля 2024 г. 16:00 Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
20 апреля 2024 г. 17:00 Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
20 апреля 2024 г. 8:00 И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
29 марта 2024 г. 17:56 Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
13 апреля 2024 г. 12:00 Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»