О Байбарсе ат-Тюрки – султане Египта и Сирии

6305
Кайрат Саки, востоковед, научный сотрудник Египетского университета исламской культуры «Нұр-Мүбарак»

В 2023 году исполняется 800 лет со дня рождения легендарного султана Байбарса. Востоковед, автор книг по истории кипчаков-мамлюков Кайрат Саки рассказывает о некоторых аспектах изучения биографии выдающегося полководца и правителя.

Особое место в истории арабских стран Ближнего Востока занимает эпоха правления кипчаков-мамлюков – с 1250 по 1382 год. Основателем этого государства является Рукнуддин Байбарс аль-Бундукдари
ат-Тюрки – султан Египта, Сирии и Хиджаза.

Байбарс прославил себя беспримерной храбростью в битве с крестоносцами при Думьяте в 1249 году, за которой последовала целая череда подобных свершений. Это и пленение короля Франции в сражении при Мансуре в 1250-м, и устранение враждебного к кипчакам египетского султана Тураншаха в том же году, и разгром тумена Кетбуки-нояна в 1260-м в битве Айн Джалут. Байбарс смог окончательно решить вопрос особо коварных ассасинов: ему удалось разрушить все их неприступные крепости в горах и заставить их покинуть места исторического проживания. Султан Байбарс выкупал всех этнических тюрков, поступавших на невольничьи рынки Египта и Сирии, и сумел воспитать из них лучших воинов своего времени. Он во главе мамлюкского войска изгнал из Ближнего Востока воинственные рыцарские братства крестоносцев и полчища ильханидов.

Он обеспечил равенство всех четырех мусульманских мазхабов, поместив их шейхов в одном здании в Каире. Наладил интенсивный взаимообмен между Государством мамлюков и своей родиной Дешт-и-Кипчак. Прибыв в качестве раба, он сумел стать верховным правителем мамлюкского государства и правил с 1260 по 1277 год, в течение 17 лет, и остался в истории как выдающийся государственный деятель мусульманского Востока.

В вопросе о происхождении Байбарса большинство средневековых мусульманских историков сходится во мнении, что «Байбарс появился на свет в Кипчакской степи». Живший в XIV веке египетский историк аль-Айни в своем труде «Икду аль-джуман фи тарих ахл аль-азман» («Жемчужное ожерелье об истории жителей времени») утверждает: «Байбарс ибн Абдулла, по национальности кипчак, принадлежит великому тюркскому племени по названию Берш углы».

Средневековые историки указывают разные даты года рождения Байбарса. Ибн Шаддад говорит, что он родился в 1225 году, согласно данным, записанным из уст Байсары, соратника султана. Сравнивая разные даты года рождения Байбарса и принимая во внимание, что султан умер в 1277 году в возрасте пятидесяти двух лет, получается, что он родился в 1225 году. Однако у средневековых историков нет единого мнения, дата рождения варьируется между 1223 –1228 годами.

Британская энциклопедия приняла 1223-й без комментариев, и в общенаучном обороте фигурирует этот год. И поэтому в 2023 году исполняется 800 лет со дня рождения Байбарса.

Имя султана в русских исторических исследованиях впервые было упомянуто известным востоковедом В. Тизенгаузеном в «Сборнике материалов, относящихся к истории Золотой Орды» 1884 года, затем в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» 1890–1904 годов. В этих сочинениях имя султана звучит как Бибарс, Бейбарс.

Видимо, чувствуя возможные подвохи, которые могли неизбежно возникнуть из-за естественных особенностей орфографического строя арабского языка, В. Тизенгаузен решил своевременно оговориться и написал: «...За правильность многих других татарских имен я не ручаюсь вследствие странной неурядицы, которую мы находим в этом отношении у различных писателей или, правильно, в различных рукописях, передающих имя одного и того же лица на всевозможные лады. Установление настоящего имени каждого из этих лиц будет зависеть уже от дальнейших разысканий».

Поэтому многие имена, названия, термины претерпели фонетическое искажение и дошли как Бейбарс – вместо Байбарс, Айбак – Айбек, Аксункур – Аксункар, Балпан – Балапан, Октай – Актай, Тагрибирди – Танриберди и т. д.

Что же касается средневековых авторов, то подавляющее большинство их орфографирует имя султана как Байбарс, разъяс­няя при этом, что в переводе с тюркского оно означает «эмир барс». В силу того, что краткие гласные арабского языка отражаются специальными знаками и не имеют отдельного буквенного выражения, иноязычные слова подвергаются значительным искажениям, и между их написанием и прочтением пролегает ощутимая разница.

Но однозначо слово «бай» во времена мамлюков – синоним арабского слова «эмир» – соответствует титулу князь, гос­подин.

Намного позже, с покорением мамлюкских владений османами в 1517 году, даже после захвата турками африканского северного побережья в 1609-м в Тунисе была создана структура для сбора налогов и проведения карательных операций, которые положено было возглавлять человеку, обладавшему чином бай. Так вот, таковых назначали из числа египетских мамлюков, и эти баи затем заложили собственную династию, правившую Тунисом вплоть до 1958 года.

Кстати, родоначальником этой династии был мамлюк по имени Бай Хусайн, и все следую­щие правители также носили титул бай, а никак не бей. Слово «бей» у турков, крымских татар и египтян – вежливое обращение и только лишь. О многом говорит, что официальное обращение «дамы и господа» в современном турецком языке звучит как «байанлар ве байлар».

Сегодня учеными-лингвистами установлено, что слова «бай», «бий», «бей» – производные от слова «бек». А слово «бей» не имелось в употреблении в памятниках до XV века. Не обнаружили мы его и в фундаментальном «Древнетюркском словаре», что лишний раз указывает на правильность произношения имени именно как Байбарс.

Да, в тюркских языках, в том числе в казахском, присутствует частица «бей» (персидского проис­хождения) с отрицательным значением. «Беймезгіл», «бей-жай», «бейбақ» – соответственно «некстати», «неподвижный», «непутевый». То есть произносить имя султана как Бейбарс значит «не барс».

Надо отметить, что в XIII веке, в отличие от следующих столетий, прилагательное «бай» в тюркских именах ставилось впереди корня, образующего слова. Например, если сегодня принято говорить Карабай, Дарабай, Темирбай, Сарыбай, то во времена мамлюков они произносились как Байгара, Байдара, Байтемир, Байсары и т. д.

В общенаучном обиходе принята форма Байбарс. В европейской и, в частности, в англо-, франкоязычной литературе о мамлюках имя султана пишется как Baybars. Такой формы написания придерживает­ся «Энциклопедия ислама». Большая часть мусульманских историков имя султана писала Байбарс.

В данном случае особую ценность представляет труд кипчака Ибн Менлибука «Ат-тадбират ас-султания ви синаа аль-харбия» («Приемы султана в искусстве ведения боя»), потому что данная рукопись была написана при жизни Байбарса. Так вот, автор, как будто бы предвидев возможные разно­чтения имени султана потомками, специально расставил все знаки и четко прописал буквы, тем самым вывел в своем труде имя Байбарс.

Мы далеки от мысли винить кого-то в вопросе разночтения имени великого султана.

Средневековые историки высоко ценили мамлюкское правление в Египте. Мамлюки спасли мусульманскую цивилизацию, которая в то время находилась на грани катастрофы, и дали новый импульс ее развитию. Его осуществлял султан Байбарс. «Таким образом, Байбарс был величайшим царем ислама», – написал аль-Макризи, крупный мусульманский историк.

После падения Халифата Байбарс смог поднять флаг Халифата в Каире в 1261 году и получить титул защитника исламского мира. С тех пор мамлюки начинают иметь очень высокий статус в исламском обществе.

Под руководством Байбарса в 1260 году было остановлено вторжение Хулагу-хана в Сирию и Египет после битвы при Айн Джалуте. Среди главных заслуг мамлюков – изгнание крестоносцев, дислоцированных на восточных берегах Средиземного моря. Байбарс сумел установить дипломатические отношения с ханом Золотой Орды Берке в 1262 году.

Созданное Байбарсом Государство мамлюков предстает в глазах современных читателей как спартанский военный режим и, кажется, не имеет никаких достижений в других областях. Однако, согласно историческим данным, помимо военных были и культурные достижения.

Байбарс стал основоположником архитектурного стиля, известного как раннемамлюкский. Он провел капитальный ремонт Мединской мечети Пророка Мухаммеда и домекковской «каабы» – мечети Кубба ас-Сахра в Иерусалиме, реста­врировал первое в мире исламское учебное заведение – мечеть аль-Азхар («Сияющая мечеть»), построил сотни мечетей и медресе, мостов, караван-сараев, учредил институт государственной заботы о детях-сиротах погибших воинов.

Одним из таких культурных достижений стало создание арабско-кипчакского словаря. Были и другие словари, созданные в Египте, один из которых был посвящен сразу четырем языкам: арабскому, персидскому, тюркскому и монгольскому. Кроме того, во время правления мамлюкских султанов было создано множество художественных и литературных произ­ведений.

Таким образом, тюркские мамлюки в Египте не только выделялись как искусные воины и полководцы, но и внесли большой вклад в развитие мировой литературы, поэзии, медицины, а также архитектуры.

Султан Байбарс умер 8 июля 1277 года в результате несчастного случая.

24 июня 1277 года после победы над врагами Байбарс устроил пир во дворце в Дамаске. Как всегда, пили допоздна кумыс. Султан пригласил одного из последних представителей династии Аюбидов, правивших до мамлюков в Сирии, но не для оказания почестей.

По принятому кипчакскому протоколу у виночерпия султана были две пиалы из серебра для розлива кумыса. Одной из них султан пользовался сам, а вторую собственноручно подавал отличившимся бекам. Угощаемый должен был пасть лицом вниз перед султаном, затем взять пиалу обеими руками и выпить содержимое.

Приглашенный аюбид все сделал по протоколу и, выпив пиалу с кумысом почти до дна, в тот же вечер умер в своем доме. Историки пишут, что султан Байбарс незаметно другим присутствующим на пире подсыпал ему яд в пиалу. Когда тот откланялся и ушел, султан также ненадолго покинул зал. Ни о чем не подозревающий виночерпий наполнил опустевшую пиалу и поставил перед султаном. И Байбарс, вернувшись к застолью, выпил пиалу кумыса с остатками яда...

Волею судьбы Дамаск стал последним пристанищем великого кипчака Байбарса. На современной карте Дамаска это место помечено как Медресе Байбарса. Как учебное заведение оно просуществовало до 1927 года, затем из него сделали библиотеку, в которой сегодня хранятся около 70 000 книг и рукописей в основном религиозного содержания. Недалеко от мавзолея султана покоится прах другого великого уроженца страны
Дешт-и-Кипчак – философа аль-Фараби, погибшего от нападавших грабителей в 951 году вблизи Дамаска.

…Правительство Казахстана в 2010 году начало финансирование реставрационных работ в мавзолее Байбарса в Дамаске и мечети Байбарса в Каире. В обоих памятниках укреплены все стены и архитектурные формы, восстановлены мозаика и узорное оформление.

Популярное

Все
МСХ РК: Ситуация в регионах по приемке и переработке сахарной свёклы на особом контроле
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Мировые лидеры поздравляют президента и народ Казахстана с Днем Независимости
Сколько выходных дадут казахстанцам в 2025 году
XII кинофестиваль «Бастау» объявил победителей
Итоги 2024 года Минэнерго: достижения и перспективы развития энергетической отрасли
Известный блогер-полиглот стал послом туризма Казахстана
Денис Качеев: «Работа по укреплению независимости требует постоянного внимания и участия всего общества»
Работа над многотомником по истории Казахстана продолжается
Токаев поздравил казахстанцев с Днем Независимости
Прочные основы безопасности и развития страны
Тела 12 человек обнаружены в ресторане на горнолыжном курорте в Грузии
Время выбрало нас
Обсуждены перспективы ЕАЭС
Торжественный концерт, посвященный 95-летию Бибигуль Тулегеновой, прошёл в Астане
Искать точки соприкосновения, а не проводить разделительные линии
Столп национальной духовности
Казахстанцы: идентичность 33 года спустя
«Egemen Qazaqstan»: этапы большого пути
На благо страны
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
Президент посетил концерт, посвященный творчеству поэта Шомишбая Сариева
Увидеть Мангистау и запомнить навсегда
Главную сверхспособность человека, которой нет у ИИ, назвали эксперты
Грустные думки аграрные
Премьер провел оперативное совещание по поручениям главы государства
Задачи прокуратуры – закон и порядок
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
Производство шоколада может прекратиться
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
Лица старого Уральска
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
Прорыв в дорожной сфере
Трудов высокая оценка
В поликлинике Кызылорды необоснованно завышали стоимость медсправок

Читайте также

Председатель АДГС встретился с молодежью Астаны
Четверть века на службе Родине
Как противодействовать наркоторговле
Пожаловаться не на что, а о хорошем – скажем!

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]