Об актуальных проблемах перехода Казахстана к «зеленой» экономике

2144
​ Едил Мамытбеков, депутат Сената Парламента Республики Казахстан

Если говорить о прямом ущербе, то истощение природных богатств, загрязнение окружающей среды отходами производства сказываются на здоровье людей. Если о косвенном ущербе, то следует говорить о факторе торможения производительности, которое обусловлено снижением качества живого труда. В перспективе при условии неполноценного отношения к проблемам экологии это негативно отразится на экономическом росте. Ситуация усугубляется тем, что сегодня нет приемлемых оценок влияния затратного подхода в хозяйственной деятельности и жизнеобеспечении общества не только на текущую, но и на будущую производительную силу в экономике.

С одной стороны, можно понять, что этому не уделялось должного внимания в научных исследованиях. С другой стороны, это следствие издержек во взаимоотношениях государства, бизнеса и общества, поскольку не в полной мере срабатывала система обратных связей в экономике. Поэтому закономерно, что до сих пор нет системности в экологическом подходе.

Здесь необходимо подчеркнуть, что во многом опираясь на принципы системности, научное сообщество пришло к концептуальному пониманию устойчивого развития как триединой задачи достижения качества жизни для нынешнего и будущих поколений на основе гармонии социальной, экономической и экологической слагаемых развития общества.

Концепция устойчивого развития убеждает, что сегодня недостаточно опираться только на принципы и инструменты «экологических платежей за загрязнение окружающей среды». Развитые страны мира давно и последовательно развивают и применяют на практике принципы «экологичес­кой безопасности производственных технологий», или, как их еще называют, «зеленые» технологии.

Масштабы «зеленого» сектора мировой экономики пока сравнительно невелики. Вместе с тем растущий потенциал вклада «зеленого» сектора в развитие хозяйственного комплекса отдельных государств трудно переоценить. При этом позитив воздействия на уровень жизни населения трудно оценить в стои­мостных показателях. С точки зрения социологии, он просто огромен.

Именно поэтому идея «зеленой» экономики в качестве прог­раммы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) была принята в 2008 году. Согласно ЮНЕП, «зеленой» является такая экономика, которая обеспечивает долгосрочное повышение благосостояния людей и сокращение неравенства, позволяя будущим поколениям избежать существенных рисков для окружающей среды.

Не секрет, что «зеленая» экономика содействует ликвидации нищеты, экономическому росту, способствуя социальной интеграции, улучшению благосостояния человека. Согласно классификации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), «зеленые» технологии охватывают следующие сферы: общее экологическое управление, производство энергии из возобновляемых источников, смягчение последствий изменения климата, снижение вредных выбросов в атмосферу, повышение эффективности использования топлива, а также энергоэффективности в зданиях и осветительных приборах.

Если обратить внимание на международный опыт, то, безусловно, одним из мировых лидеров является Южная Корея. В этой стране 3% ВВП, или 60 млрд долларов США, направляется на развитие «зеленых» секторов.

США в качестве основных направлений развития «зеленой» экономики выбрали развитие альтернативной энергетики. С помощью солнечных установок к 2030 году будет производиться 65% энергии, потребляемой страной, и 35% тепла.

Практически во всех странах ЕС разработаны «зеленые» меры в сфере энергетики, развития общественного транспорта и инфраструктуры, строительства экопоселений, а также систем утилизации.

Швеция заявила о том, что к 2020 году страна планирует полностью избавиться от нефти, исключить из процессов уголь и ядерную энергию.

В Китае планируется к 2020 году получать 15% электроэнергии из возобновляемых источников, а углеродоемкость экономики снизить на 45%. Объем государственных вложений в энергосбережение, возобновляемую энергетику, соответствующие технологии в КНР в несколько раз превысил показатели США и ЕС. Китайские производители уже занимают 40% мирового экспорта солнечных батарей и 20% ветряных установок.

Что касается Казахстана, то у нас тоже принимаются определенные меры в этой сфере. Казахстан имеет большие возможности для развития «зеленой» экономики. Обширная территория, выгодное геополитическое положение, растущее предложение на рынке все более эффективных и доступных «зеленых» технологий благоприятствуют новым возможностям. Переход к «зеленой» экономике приобретает все большую популярность.

По инициативе Елбасы Нурсултана­ Абишевича Назарбаева­ разработана Концепция по переходу к «зеленой» экономике. Как уже сказано, в Концепции представлен перечень приоритетных задач, главным образом нацеленных на реформирование определенных отраслей экономики.

Основными задачами по переходу к «зеленой» экономике, которые стоят перед страной, являются: повышение эффективности использования ресурсов (водных, земельных, биологических и др.) и управление ими, модернизация существующей и строительство новой инфраструктуры, повышение благополучия населения и качества окружающей среды через рентабельные пути смягчения давления на окружающую среду. Сформулировано 7 ключевых направлений развития «зеленой» экономики в Казахстане.

По линии программы развития «зеленой» экономики Казахстан планирует инвестировать средства в 10 ключевых секторов экономики: сельское хозяйство, ЖКХ, энергетика, рыболовство, лесное хозяйство, промышленность, туризм, транспорт, утилизация и переработка отходов, управление водными ресурсами.

Необходимо особо отметить, что в республике успешно работает НАО «Международный центр «зеленых» технологий и инвестиционных проектов» (IGTIC). Проводится активная совместная работа с акиматами городов и регионов. В их числе – Нур-Султан, Алматы и Шымкент, Западно-Казахстанская, Кызылординская, Туркестанская, Мангистауская и Акмолинская области. Деятельность центра направлена на сопровождение и внедрение инвестиционных проектов с поиском потенциальных инвесторов, технического анализа проектов и возможности трансферта наилучших «зеленых» технологий в регионе.

Вместе с тем полагаем целесообразным отметить следующие существующие проблемы в этой сфере, которые необходимо решать ускоренными темпами.

Первое. Несмотря на принимаемые меры, в отдельных регионах все еще действуют экологически опасные и грязные предприятия прошлого века.

Полагаем необходимым усилить законодательную базу, а Правительству надо принять радикальные меры для принудительного закрытия таких предприятий. Если обратить внимание на зарубежный опыт, то только в КНР принудительно закрыли более 2 тыс. экологически грязных компаний.

Второе. Для стимулирования «зеленого» потребления товаров, произведенных с экологическими инновациями, в Казахстане все еще не налажена система «зеленых» платежных карт. К примеру, Южная Корея уже запустила систему «зеленых» платежных карт. Для Казахстана этот опыт, на наш взгляд, был бы полезен и интересен.

С помощью таких карт можно учитывать потребление «зеленых» товаров и услуг, использование общественного транспорта вместо личного, а также энергоэффективных товаров. Предлагаем такую систему «зеленых» карт пилотно внедрить в Нур-Султане, Алматы и Шымкенте.

Третье. Казахстан относится к малолесным государствам. Лесами покрыто всего 4,7% от общей территории республики. Увеличение зеленых насаждений сегодня решается медленными темпами и оставляет желать лучшего. За последние 7 лет объемы воспроизводства лесов лесоразведения на территории гослесфонда сос­тавили 453 тыс. га. Ежегодно проводится акция «Всеказах­станский день посадки леса». В ней принимают участие около 900 тыс. человек, высажено более 4,5 млн деревьев и кустарников. Однако этого недостаточно.

В связи с этим предлагается форсировать работу акиматов областей, активизировать работу по созданию зеленых зон вокруг областных центров.

Четвертое. В Казахстане при формировании ветроэнергетики наблюдается определенная диспропорция между производством и потреблением.

С одной стороны, на практике электроэнергия, вырабатываемая за счет использования силы ветра, потребляется мелкими населенными поселками, а также фермерскими хозяйствами. При этом необходимо исходить из того факта, что подача электрической энергии на большие расстояния для сельского населения из-за больших потерь энергии в сетях становится экономически невыгодной.

С другой же стороны, потреб­ление ветроэлектроэнергии в сельском хозяйстве составляет всего лишь 1%.

Это в 10 раз меньше, чем в странах ЕС. Вместе с тем опыт других европейских стран показывает, что потребление электроэнергии ВЭС от общего объема электропотреб­ления достигает порядка 20%.

Пятое. В условиях создания дос­таточно эффективной нормативной правовой базы наблюдается снижение качества управления работами в области твердо-бытовых отходов (ТБО), а также в сфере вторичного сырья, переработки и утилизации отходов.

По итогам 2018 года доля переработки промышленных отходов составила менее 32%, ТБО – 11%. При этом услугами по сбору и вывозу отходов обеспечены всего 65% населения страны. Доля полигонов, соответствующих экологическим требованиям и санитарным нормам, по данным 2017 года, составляет всего 16%.

Только на этих указанных проб­лемах, хотя их можно перечислять достаточно много, мы должны понять, что сегодня как никогда важно развивать принципы «зеленой» экономики.

В Парламенте страны есть понимание исключительной важности этой проблемы. С точки зрения Парламента, эффективность экономических реформ связана с повышением самостоятельности хозяйствующих субъектов в области охраны окружающей среды, ростом взаимопонимания государства и субъектов природо- и недропользователей, а также выполнения международных обязательств, в особенности в части Зеленой книги ВТО.

Поэтому есть и четкое видение, что многое зависит от совершенствования законодательного обеспечения этого направления деятельности. В частности, на наш взгляд, необходимо совершенствовать законодательство в следую­щих ключевых направлениях.

Во-первых, в части развития нормативно-правового обеспечения государственной политики индустриально-инновационного развития страны.

Действительно, ранее действовавшая Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на период 2004–2015 годов предполагала поэтапное улучшение качества окружающей среды за счет реализации мер по радикальному совершенствованию системы управления охраной окружающей среды. В частности, намечались систематизация законодательства, совершенствование экономических механизмов природопользования, государственного экологического контроля и экологического мониторинга, оптимизация разрешительной системы и экологической экспертизы и др.

Однако какими бы ни были эти и новые меры, они, на наш взгляд, не достигнут конечных целей, если не будут встроены непосредственно в систему мер по развитию производства. В особенности на сегодняшнем этапе ускоренной диверсификации на принципах концепции Индустрии 4.0.

Во-вторых, в необходимости большего внимания к принципам «зеленой» экономики на местном уровне государственного управления.

Понятно, что «фронт» соприкосновения с экологическими проблемами проходит на самых низовых звеньях управленческо-территориальной иерархии – на уровне районов, сельских округов, конкретно сел, которые не располагают возможностями по полномочиям и достаточными средствами для решения этих проблем.

В связи с этим мы видим свою задачу в части совершенствования законодательства в сфере формирования и полноценного развития местного самоуправления.

В-третьих, в подготовке кадров в сфере «зеленой» экономики.

Практика реализации ряда диверсификационных госпрограмм убедительно показывает, что можно топтаться на месте, если не учитывать на предпроектной стадии разработки инвестиционных и инновационных проектов фактор кадрового обеспечения, а именно специалистов инновационной специализации.

Недоучет потребности производства в новых кадрах системой образования приводил и до сих пор приводит к их дефициту на рынке труда и, соответственно, к неполной эффективности от реализации ряда порой ключевых проектов Карты индустриализации.

В немалой степени все это есть порождение рассогласованности в работе Министерства труда, Министерства образования и науки и ряда отраслевых и межотраслевых ведомств, определяющих развитие реального сектора экономики.

В связи с этим думается, что необходимо на законодательном уровне усилить меры, способст­вующие большей скоординированности ведомственных взаимодействий при решении глобальных государственных задач. В частности, следует внести соответст­вующие изменения и дополнения в закон о государственной под­держке индустриально-инновационной деятельности.

И наконец, в-четвертых, в подъе­ме авторитета науки.

Должно быть ясно, что без научных исследований не будет должного уровня обоснованности экономического роста на базе развития производства и наращивания конкурентных преимуществ на мировых рынках с соблюдением нормативов экологической безопасности окружающей среды и общества. Другими словами, без должного развития науки трудно ожидать продвижения в направлении «зеленой» экономики.

Мы указали лишь на некоторые проблемы в этой сфере. Их перечень множественен. Мировой опыт показывает, что «зеленая» экономика стимулирует региональное развитие, способствует социальной стабильности, увеличению экономического потенциала за счет соз­дания новых рабочих мест в секторах «зеленой» экономики. Переход на «зеленую» экономику снижает риски от глобальных угроз, таких как изменение климата, истощение полезных ископаемых и дефицит водных ресурсов. При правильном системном подходе, слаженной работе всех заинтересованных сторон, совместной работе государства, бизнеса и общества, мы уверены, что Казахстан достигнет в этом направлении достаточных успехов на мировой арене.

Популярное

Все
Завод по переработке природного урана запущен в Сузаке
Астана закрепляет за собой статус регионального экологического лидера
Искусственный интеллект и робот-полицейский: безопасность большого города находится под контролем
Мошенников осудили, деньги вернули
Отзвук души, прошедшей сквозь время
Господдержка стимулирует развитие реального сектора
В Астане прошел турнир «Экстрабилити-2025»
Кокшетаусцы – в числе лучших
Провели «Чистый четверг»
Алматы сохранит статус студенческого города
Алмагуль Батталиева и Нагашыбай Мирас представят Казахстан на «Славянском базаре»
Жемчужина культурного наследия
«Город мечты» глазами детей
Раскрыты технологические тайны получения селена
Досье человека с домброй
Город мира
С Днем рождения, Астана!
Бюрократические барьеры уйдут в прошлое
Повышать управленческие навыки
Токаев поздравил президента и народ Алжира с Днем независимости
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
Очередной циклон надвигается на Казахстан
Из Рабочего поселка – в Париж
21 предприниматель оштрафован в этом году в Костанае за превышение торговой надбавки
Первого бесплатного юридического помощника на базе ИИ запустили в Казахстане
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной службы, жилищного обеспечения и социальной защиты сотрудников правоохранительных, специальных государственных органов, органов гражданской защиты и военнослужащих, а также исключения излишней законодательной регламентации в сфере деятельности органов внутренних дел
Экс-министр обороны получил новую должность
Машиностроение – ключ к долгосрочному устойчивому росту ВВП
День безопасной дороги провели в Казахстане
Распоряжение Главы государства о назначении
Победителей групповой гонки чествовали в ВКО
Жанбота Алдабергенова вошла в число кандидатов на выборы в комиссию спортсменов МОК на ОИ-2026
Расписание соревнований казахстанских спорстменов с 30 июня по 6 июля
Бейбит Жукаев впервые сыграет в основной сетке турнира серии "Большого шлема"
Казахстан и Монголия нацелены на укрепление взаимодействия
В Алматы военнослужащие поздравили ветерана войны с вековым юбилеем
Антикор присоединили к КНБ
Фестиваль «Кымызмурындык» организовали в заповеднике Бозок
В Актобе завершился XI Международный военно-патриотический сбор молодёжи «Айбын»
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Назначен новый министр обороны Казахстана
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
Закон Республики Казахстан
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов
«Умный» дым: Петропавловская ТЭЦ-2 запускает трубу с системой мониторинга

Читайте также

Канал Найман забетонировали
Новоселье у осетра
Импортозависимость будет снижена
Из рыболовов – в рыбоводы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]