Обычный мяч превращается… Адал Азамат 21 февраля 2025 г. 6:00 105 Екатерина Бескорсая cобственный корреспондент по Павлодарской области Павлодарский учитель придумал специальный мяч для занятий адаптивной физкультурой фото из архива героя А потом Жанбота Қайролла, преподаватель физической культуры в Павлодарском технологическом колледже, разработал специальную методику, которую можно внедрить во все образовательные учреждения страны, чтобы спортивная инклюзия стала максимально результативной. Он говорит, что с детства увлекался спортом, хотел помогать людям, а потому профессию выбрал вполне осознанно. В конце 2022 года колледж направил молодого педагога в столицу на 10-дневные курсы повышения квалификации, один из разделов которых касался адаптивной физкультуры. – Тогда я четко понял, насколько мы все, а там были коллеги со всей страны, далеки от этой темы, – лишь пара человек подняли руку, когда прозвучал вопрос: а сталкивались ли вы с обучением особенных детей? При этом мы уже должны быть готовыми к тому, что в колледжи будут внедрять инклюзию. Я понял, что проблема актуальна, заинтересовался ею и начал решать, – признается Жанбота. А проблема, мягко говоря, была довольно серьезная – не было ни оснащения, ни методических рекомендаций и программ, которые для «нормодетей» обычно спускают по линии Министерства просвещения, ни примеров, у кого можно было бы все это позаимствовать. В Павлодарском технологическом колледже уже есть две группы инклюзии, где у студентов легкая степень нарушения интеллекта или проблемы опорно-двигательного аппарата. Мелкая моторика не развита, ходят неуверенно, видят плохо. Но при этом они получают профессию, а значит, задача преподавателя физкультуры поработать с их здоровьем, чтобы им было легче учиться. – Ночами сидел в Интернете – в российских, американских источниках изучал упражнения, что-то применял на уроках. Но очень не хватало инвентаря для особенных детей, – вспоминает учитель. – И вот в один день дома я играл с несколькими мячами со своим двухлетним сыном и обратил внимание, что простой гладкий мяч первым перестал его интересовать, потом из игры выпал тактильный мяч, дольше всего продержал интерес ребенка мяч со звуковой игрушкой. И меня вроде как осенило – понял, как все это применить для моих студентов. Жанбота создал первый прототип адаптивного мяча, объединив в нем все три игрушки сына. Старый футбольный мяч наполнил песком – граммов 400 примерно положил в камеру и заклеил. Потом в кожух добавил еще три колокольчика, зашил его, но не надувал. И вот на занятиях студенты, которые обычный накачанный мяч ловят и бросают ладонями, мягкий мяч стали ловить пальцами. Дети, у которых серьезная миопия, стали реагировать на звук во время игры. Тяжесть инвентаря заставляла стоять более устойчиво, напрягать мышцы ног, когда ловишь такой мяч. А главное, у детей был интерес. – Работа с особыми студентами особенно важна для меня, я вижу, как физическая активность улучшает их здоровье, эмоциональное состояние и уверенность в себе, – продолжает Жанбота. – Моей целью является создание доступной и эффективной системы физического воспитания для всех детей, независимо от их возможностей. В рамках своей работы я занимаюсь научными исследованиями, разрабатываю методические материалы и внедряю инновационные подходы на уроках, затем анализирую каждое практическое занятие, его эффективность, вношу коррективы. Этот специальный мяч не просто предназначен для развития моторики, мышечной силы и координации у особых детей. В итоге вся система нужна для повышения уровня самостоятельности и социальной адаптации через физическую активность. За два года Жанбота смог разработать целую методику, основанную на игровых и адаптивных упражнениях, которые помогают детям с особенностями развития лучше контролировать свои движения, ориентироваться в пространстве и взаимодействовать с окружающими. Со своим проектом автор становился призером различных педагогических конкурсов, в том числе республиканской «Панорамы педагогических идей» в направлении «Грамотность в вопросах здоровья». Стоит отметить, что применять методику могут не только учителя, но также логопеды, дефектологи, реабилитологи и сами родители особенных деток – простые упражнения можно делать дома. Продолжением работы стало учебное пособие «Физическая культура в группах инклюзии в организациях технического и профессионального образования», написанное совместно со старшим коллегой Рамилем Хисматулиным. – Пособие – это еще более прикладной уровень, ведь оно уже направлено на то, чтобы помочь студентам групп инклюзии освоить выбранную профессию через специально разработанные физические упражнения, – поясняет автор. – И мы подготовили для помощи коллегам адаптированную рабочую программу и поурочные планы. Благодаря правильно подобранным упражнениям студенты смогут легче справляться с профессиональными нагрузками и чувствовать себя уверенно в будущей работе. Каждая профессия требует определенных двигательных навыков. Например, работа повара или кондитера на кухне требует устойчивости, ловкости рук и выносливости, значит, мы создали специальные упражнения для баланса, для развития силы кистей. Для швей есть блок упражнений на мелкую моторику рук, на осанку и растяжку и так далее. Пособие вышло на двух языках, одобрено и рекомендовано региональным научно-практическим центром физической культуры управления образования Павлодарской области. Жанбота по своей инициативе ведет еще и YouTube-канал по адаптивной физической культуре на казахском языке. И хотя он создал его недавно, так как заметил, что в казахоязычном пространстве почти нет методических материалов для работы с детьми групп инклюзии, уже имеет большую обратную связь от родителей. Павлодарский учитель физкультуры не просто сам применяет методику и видит хорошие результаты, но и продолжает ее совершенствовать и планирует опубликовать более подробное руководство. На основе своего опыта работы со студентами групп инклюзии Жанбота Қайролла видит несколько ключевых шагов, которые помогут сделать более эффективным инклюзивное образование в колледжах Казахстана. Во-первых, это улучшение материально-технической базы и развитие инклюзивного спортивного воспитания именно для целевых групп. Во-вторых, подход к каждому студенту – создание индивидуальных образовательных маршрутов, введение тьюторского сопровождения для ребят, которым требуется дополнительная помощь. Не случайно и его методика адаптируется под уровень конкретного студента и может применяться как в групповых, так и в индивидуальных занятиях. Ну и, конечно, включение адаптивной физической культуры в обязательную программу и регулярное проведение спортивных мероприятий с участием всех студентов, независимо от их физических возможностей. – Одна из наших с Рамилем Абдрахмановичем целей заключается в том, чтобы написанное учебное пособие было в каждом колледже, у каждого преподавателя – как путеводитель с работой для групп инклюзии. Потому как инклюзивное образование – это не просто возможность учиться вместе со всеми детьми, это создание условий, в которых каждый студент может максимально себя реализовать, – подчеркивает Жанбота Қайролла. #физкультура #преподаватель #Жанбота Қайролла
15 февраля 2025 г. 0:30 Рассматривается возможность освобождения микро- и малого бизнеса от уплаты НДС
17 февраля 2025 г. 13:18 Два золота завоевала женская команда Казахстана по борьбе на турнире в Минске
16 февраля 2025 г. 10:00 Казахстанские спортсмены впервые завоевали два исторических золота на Азиаде
3 февраля 2025 г. 10:24 «Проблема из пальца высосана»: вице-министр – о прогреве автомашин более пяти минут
31 января 2025 г. 17:25 Почти 30 млн тенге похитили чиновники из сферы образования в Туркестанской области
7 февраля 2025 г. 19:10 Сбежавшего от полиции водителя привлекли к ответственности по 8 статьям в Таразе
4 февраля 2025 г. 5:30 История Каргалинского клада: в 1939 году республику взбудоражила весть о находке клада с золотом