Олжасу Сулейменову – 88 лет!

8382
Бигельды Габдуллин

О великом поэте, литературоведе, лингвисте, общественном, политическом деятеле СССР и Казахстана, народном писателе респуб­лики Олжасе Омаровиче Сулейменове можно говорить долго. Его личность – гордость казахской земли. Сегодня у него день рождения.

Олжас Омарович, примите от меня и Казахского ПЕН-клуба самые доб­рые пожелания. Здоровья, здоровья и здоровья!

...Олжас Сулейменов далеко не есенинского стиля поэт, у него не так уж много стихов о любви. Но тут мне пришли на память лекции по теории литературы в Литературном институте им. М. Горького.

Лирическая поэзия – это поэзия, выражающая чувства и переживания поэта. Лирическое стихотворение – это мгновение внутренней человеческой жизни. Мы оказываемся как бы в эпицентре переживания, которым охвачен поэт. Так вот, если лирику понимать в таком значении, то почти вся поэзия Олжаса Сулейменова – это настоящая лирика.

Любовная лирика – это вечная тема для всех поэтов. Все известные поэты когда-то были влюблены и писали стихотворения для своих любимых женщин. Не исключение и Олжас Сулейменов. В своем произведении «Ночные сравнения» он так говорит о возлюбленной:

Ты как мед,

как вспомню – зубы ноют,

ты как шутка, от которой воют,

я ничтожен, кто меня обидит?

Видел ад, теперь бы рай увидеть.

Главная смысловая единица лирического произведения Олжаса – яркое и точное слово. Он играет со словом, словно перебирает бриллианты, сжимает время, расширяет пространство, тем самым уплотняя текст.

У него каждое слово на вес золота!

Его лирические инструменты свежи и ярки – это эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, эксперименты со строфикой и звукописью. И эти средства художественной выразительности помогают его текстам добиться определенного эмоционального эффекта.

Опаздывают поезда,

Опасен семафор зеленый,

Упала серая звезда –

Опаздывают самолеты.

Прищурил бровью карий свет –

Мыслитель доброго столетия –

Всего на расстояние плети

Опаздывает твой совет.

Тень будущего на портрет навалится,

Ломая краски,

Любимая, на сколько лет,

Опаздывают твои ласки!

По клавишам и – закричат!

На выручку быстрее Листа

Из эпоса джигиты мчат.

Опаздывая лет на триста!

Особенностью его лирических стихов также является отсутствие сюжета, сосредоточение главным образом на внутреннем мире человека. Сжатость выражения и своеобразие образов говорят о том, что задачей поэта было лишь одно: выразить свое живое душевное состояние. И именно эти свойства: искренность и своеобразие художественных образов, а также глубина философского содержания составляют ценность стихотворений Олжаса.

…Мужчины, лохматые, как метели,

Злые на все за четыре недели,

В грубых ладонях яблоки грели,

Блокам в щеки, как детям смотрели –

Арыки, ущелья, проспекты, аллеи!..

Он – поэт-мыслитель, в его поэзии преобладает мысль. Но значение Сулейменова как художника заключается именно в том, что он использует мысль не в ее отвлеченном логическом виде, а возводит в ранг художественного образа. Вот почему его стихи мы воспринимаем и сознанием, и чувством.

Любая влага,

влитая в кувшин…

…Искрится дым – сгорел

последний том,

Но вечен знак над легким пеплом букв,

Над кошмами,

Над каменной плитой

Изогнутый лекалом мысли звук.

Олжас – поэт большой изобразительной точности; его стих краткий, отчетливый и ясный, изысканный по ритмам; он очень выразителен и красив по звучанию. Насыщенный литературно-историческими ассоциациями, строгий по архитектонике, он требует пристального и внимательного чтения.

…Я брожу по степям, уставая;

Как указательный палец –

Направленье пути

Указуют железным дрюком.

Это кажется мне –

Аз и Я – Азия,

Ошибаюсь.

Мы кочуем навстречу себе,

Узнаваясь в другом.

Эти стихи почувствует во всей свежести только читатель высокой культуры, высокой квалификации.

Поэт Сельвинский когда-то сказал: «Читатель стиха – артист». На сто процентов согласен с ним. Читать стихи Олжаса Сулейменова невозможно без обладания артистизма восприятия поэ­зии автора. Прелесть и обаяние стихов Олжаса не только в самом пост­роении сюжета в глубоких мыслях, но и в музыке слова, в интонациях, метафорах, эпитетах.

Вот вчитайтесь в его стихотворение «Русь Врубеля»:

Край росистых лесов,

И глазастых коней,

Россыпь рубленных сел,

Городов изваянья,

И брусничные ночи.

И россыпь огней..!

Олжас как поэт – счастливый человек. Он был свидетелем времени, когда стихи становились народными событиями. Справедливо было сказано: «Удивительное мощное эхо – очевидно. Такая эпоха!»

После Абая, Махамбета, великих поэ­тов Европы и России поэтическую судьбу мы не мыслим вне гражданственности. Потому как поэт он духовно связан с народом. Флобер сказал: «Мадам Бовари – это я!» Точно так же мы можем сказать: «Поэзия Олжаса – это он!»

Поэт должен уметь слушать не только собственную душу, но и душу народа. Он будит народ, поднимая на щит неиз­вестные страницы нашей истории:

…Я по залам брожу бесцельно,

На алмазы гляжу бесценные.

Удивляюсь:

«Ну где же ты, Азия?

Может быть, в этих чистых алмазах?

В этих узких мечах двуручных,

что ковались тебе навстречу?

Ты когда-то дошла до Двуречья

И замолкла.

А кто нарушит

Твое медленное молчание?..»

Бродский считал, что стихи – их соз­дание и чтение – есть явление антропологическое, поскольку поэзия является высшей формой речи, то есть того, что выделяет человека из мира животных.

Поэзия, по известному выражению Евгения Евтушенко, – это самосознание народа. «Чтобы понять себя, народ соз­дает своих поэтов».

О кипчаки мои!

Степь не любила высоких гор,

Плоская степь

Не любила торчащих деревьев.

Я на десять столетий вперед

Вам бросаю укор,

О казахи мои, молодые и древние!

Степь тянула к себе

Так, что ноги под тяжестью гнулись,

Так, что скулы – углами,

И сжатое сердце лютей,

И глаза раздавила,

Чтоб щеки хитро улыбнулись,

Степь терпеть не могла,

Яснолицых высоких людей…

Слава казахскому народу, который родил такого выдающегося Поэта!

Популярное

Все
Воплощают на деле бизнес-идеи
За силу духа
Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов
Какой будет погода этой зимой в Казахстане
Арест, штрафы и лишение прав: участников беспредельного кортежа наказали в Конаеве
Экологическая акция «Сдавай пакет – спасай планету!» прошла в Петропавловске
14-летняя тяжелоатлетка из Талдыкоргана стала чемпионкой РК среди взрослых
Глава государства посетил выставку сельхозтоваропроизводителей
Кызылординский рис: от поля до стола
Общественный контроль не помешает
Дружба – мотив серьезный
Год большой работы и серьезных наград
Эволюционирует «ныряющая» нить
Майк Тайсон ударил Джейка Пола на финальной дуэли взглядов
АПК должен стать одним из основных драйверов экономического роста
Полный текст выступления президента на первом Форуме работников сельского хозяйства
Спрос на автогаз превышает предложение
Ерлан Карин встретился с делегацией Вьетнама
Токаев назначил ряд послов
Путешествие длиною в жизнь
Миссия – создавать учебники
Врачи приближают заветные мечты тысяч семей
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Премий для госслужащих больше не будет
Реконструкция близится к завершению
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
Чеченка с казахской душой
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
Этот день изменил судьбу
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
До золота рукой подать
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
Больничный теперь не подделаешь
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Президент прибыл с рабочим визитом в Казань

Читайте также

Кинофестиваль «Евразия»: 70% членов жюри – иностранные эксп…
Кинофестиваль «Евразия»: отреставрированную версию фильма Ш…
В Нацбиблиотеке презентовали сборник стихов поэта Абубакира…
Зал имени Акима Тарази открыли в Национальной академической…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]