Министр общественного развития РК Дархан Калетаев на заседании Правительства высказал мнение, что неустроенность молодежи приводит ко всякого рода проблемам, в том числе к суицидам, передает корреспондент
Kazpravda.kz. "В 2018 году выпускников необходимо привлечь к работе, это согласовано 11 госорганами и 17 местными исполнительными органами. В настоящее время понятие NEET(англ. Not in Education, Employment or Training; исп. La generación Ni-Ni: los que ni estudian ni trabajan — поколение молодых людей, которые в силу различных факторов не работают и не учатся – прим.автора) составляет 30 пунктов, практика предполагает элемент добровольного исключения молодежи из рынка труда и образования. Например, в Японии в этом прослеживается социальное поведение – попытка сбежать из быстро урбанизующегося мира, молодежь стремится найти собственную идентичность и не всегда находит себя в другой действующей структуре. Отсюда и происходят всякие суициды и другие проблемы", – сказал Калетаев.
При этом он отметил, что в Казахстане планомерно растет уровень молодежной занятости.
"Доля молодежи в возрасте от 14 до 29 лет не охваченные низким методом социализации сократилась до 18,6 процента, то есть на 77 процентов снизилась. Однако есть несколько моментов, которые требуют внимания. Абсолютная цифра достигает более 300 тысяч человек, во-вторых у нас высокий показатель NEET молодежи в южных регионах, а также в Мангистауской, Карагандинской областях. В-третьих молодые женщины примерно вдвое рискуют попасть в группу NEET", – продолжил он.
Таким образом, по его словам, в годы промышленной революции существует проблема социальной инклюзии.
"Все наши данные подтверждены фокус группами, выявлено несколько закономерностей, NEET не охвачена системой социальной поддержки. Они, как правило, находятся на попечении родителей. Возрастные критерии в этом случае таковы – младшая возрастная группа – молодежь от 18 до 22 лет, средняя – от 22 до 24 лет и третья группа от 25 до 29 лет", – сообщил глава ведомства.
Министр выделил семь видов NEET молодежи:
1. Иждивенцы.
2. Молодые женщины, имеющие малолетние детей, матери-одиночки, в том числе раннего материнства;
3. Фрилансеры, предпочитающие свободные заработки, неинституционализированную работу, теневой сектор, живущие случайными заработками;
4. Сельская молодежь, для которой характерно слабое образование, отсутствие квалификации и опыта;
5. Люди с ограниченными возможностями, имеющие проблемы с трудоустройством из-за слабого здоровья;
6. Выходцы из малообеспеченных семей, выпускники школ, желающие продолжить обучение, но не имеющие возможности сделать это, а также сироты;
7. Молодые люди, освободившиеся из мест лишения свободы, страдающие наркотической, алкогольной зависимостью, проходящие реабилитацию.
"Таким образом, для работы с NEET молодежью требуются комплексные подходы", — добавил он.
Дорожная карта предполагает:
Во-первых, профессиональная ориентация. Создание консультативных центров для молодежи по выбору профессии;
Проведение функциональных обзоров для ориентирования молодежи о перспективных профессиях в будущем.
Во-вторых, продвижение технического и профессионального образования. Повышение эффективности дуального образования. Создание центров компетенций в колледжах с учетом подготовки инженерных кадров.
В-третьих, повышение уровня информированности молодежи о существующих мерах государственной поддержки и развития молодежи.
Формирование карты спроса и предложений на молодежном рынке труда. Продолжение практики ярмарки вакансий.Проведение информационной кампании и общественных слушаний.
В-четвертых, развитие молодежного предпринимательства. Введение государственного грантового финансирования молодежных проектов при условии предоставления бизнес-плана.
В-пятых, военно-патриотическое воспитание. Привлечение молодежи в ряды территориальных войск. Акцентированная адресная работа по призыву на срочную воинскую службу.
В-шестых, совершенствование деятельности молодежных ресурсных центров. Мониторинг и формирование базы данных NEET молодежи.
В-седьмых, решение жилищного вопроса. Создание молодежных жилищных кооперативов. Масштабирование опыта города Алматы по созданию региональных жилищных программ.
В-восьмых, адаптация инструментов государственного социального заказа и грантового финансирования. Особое внимание на поддержку молодых матерей-одиночек для недопущения отказов от детей.
В-девятых, совершенствование методологии и законодательства. Рассмотреть возможность нормативно-правового закрепления понятия NEET в трудовом законодательстве. Проведение целевых исследований по NEET молодежи.
Организация системы учета молодежи категории NEET в рамках АИС "Рынок труда". Провести диагностические и мониторинговые социологические исследования с целью выявления основных социальных характеристик молодежи NEET.
В-десятых, здоровый образ жизни. Планирование воркаут-площадок в местах вероятного скопления молодежи.
"Помимо этого, проведенный нами анализ выявил ряд дополнительных вопросов, выпадающих из Дорожной карты. Принять график заслушиваний акимов по NEET. Включение вопроса в повестку региональных поездок Премьер-министра. Предусмотреть соответствующий индикатор в инструментарии национальной переписи. Запуск долгосрочных исследований NEET (так называемый лонгитюд). Трансформировать образовательные программы в сторону поощрения инновационного мышления и свободы творчества для детей. Следует настроить систему работы с одаренными детьми. Важно реализация комплекса мер для преодоления гендерной ассиметрии. Особый вопрос по вовлечению в продуктивную занятость молодежи с ограниченными возможностями, а также стоящих на пробационном контроле", – заключил Калетаев.