Первый и пока единственный туристический маршрут разработали в Карагандинской области. Он проходит по Талдинскому историко-археологическому парку, сообщает
Kazpravda.kz.
В Центральном Казахстане много исторических памятников и сакральных мест. Но, к сожалению, организованные группы туристов и паломников к ним не возят. До недавнего времени в регионе не было ни одного турмаршрута. Этот пробел решили устранить сотрудники областного историко-краеведческого музея. Они разработали и презентовали туристический маршрут по Талдинскому историко-археологическому парку, который расположен в Шетском районе, в 120 км от Караганды.
В него входят 10 памятников истории – от железного века до средневековья. В их числе – мавзолей Сенкибай-батыра, могильники Табылды, Котыртас, Талды-1, Каражартас и Каражартас-2, курган с «усами» Коктерек, поселение эпохи бронзы Аккезен, древнетюркские ритуальные ограды Акбауыр и царские курганы Буйректы. Изначально разработчики хотели включить в туристический маршрут 12 объектов, но потом два исключили. Поскольку на них еще ведутся реставрационные работы и к ним нет нормальных подъездов.
– Туристический маршрут по историко-археологическому парку мы разрабатывали в течение двух месяцев, – рассказывает заведующая научно-методическим отделом областного историко-краеведческого музея Гульдана Бейсенгалиева. – Я лично несколько раз туда ездила, осматривала памятники, снимала их на видео и делала презентацию. Мне было интересно узнать историю родного края. Думаю, что маршрут в археологический парк вызовет интерес у казахстанских туристов.
Недавно краеведческий музей провел пробный выезд по новому маршруту. В нем участвовали старшеклассники, студенты, а также краеведы, археологи и реставраторы Дархан Шашенов, Адиль Макен и Игорь Кукушкин. Ученые были экскурсоводами. Ведь они больше остальных знают о Талдинском историко-археологическом парке, поскольку участвовали в раскопках и реставрационных работах.
Первым номером в турмаршруте значится мавзолей Сенкибай-батыра. Это небольшое куполообразное сооружение из заводского кирпича. Его несколько раз перестраивали, поэтому первоначальное здание не сохранилось. Сам Сенкибай жил в XVIII веке и был ополченцем, участвовал в битвах с джунгарами.
Второй экскурсионный объект – это могильник Табылды. Он относится к эпохе бронзы. Археологическая экспедиция Карагандинского университета имени Букетова обнаружила здесь парное захоронение коней. Останки животных лежали так, будто они и после смерти запряжены в колесницу. Ученые предполагают, что могильник принадлежит древнему воину-колесничему. Он похоронен вместе с женой. По словам ведущего археолога Игоря Кукушкина, знатных воинов обычно хоронили в каменных ящиках, вокруг ставили каменные ограды и сверху насыпали курганы.
Третий памятник – золотоордынский могильник Котыртас. Его ограда из сырцового кирпича, будучи спрятана под курганом, прекрасно сохранилась. А в ней археологи обнаружили два погребения. Мужчина был похоронен по мусульманскому обычаю, а женщина – по языческому. Причем рядом с ее останками лежали седло, стрелы и зеркало. Ученые сделали вывод о том, что в ранний золотоордынский период на территории Казахстана параллельно существовали два верования. Ислам еще не успел вытеснить язычество.
Следующая остановка – возле так называемого кургана с «усами» Коктерек. Он состоит из центрального сооружения диаметром 16 м и кургана-спутника, от которых отходят две дугообразные каменные выкладки. Их археологи и назвали «усами». Центральное погребение предназначалось для воина или жреца. Для чего нужны были «усы»? На этот вопрос ответил преподаватель исторического факультета Карагандинского университета имени Букетова Адиль Макен. По его словам, «усы» – это одно из доказательств существования в древнем обществе культа солнца. В них встраивали своеобразные каменные ящики, в которых разжигали костры. Их использовали для жертвоприношений – поминального аса.
Пятая и шестая точки турмаршрута – могильники Каражартас и Каражартас-2. Они состоят из курганов. Самый известный памятник здесь – это пирамида эпохи поздней бронзы. Ее исследовала группа ученых во главе с ведущим научным сотрудником Сарыаркинского археологического института Игорем Кукушкиным. Он считает, что пирамида-могильник принадлежит знатному представителю бегазы-дандыбаевской культуры. Длина стороны погребального сооружения – 15 м. Оно имеет ступенчатую форму. Высота пирамиды по периметру – 1,5 м, а в центре – 4 м. Сейчас она облицована вертикальными каменными плитами. Реставраторы считают, что именно так выглядел могильник в XV–XIV веках до нашей эры.
В 15 км от пирамиды Каражартас находится еще один объект – поселение городского типа Аккезен. Ученые установили, что здесь были жилые районы, ремесленные кварталы, религиозно-культовые объекты, например, языческие храмы, а также погребальные сооружения. Есть версия, что пирамида Каражартас стала усыпальницей одного из правителей Аккезена.
Восьмой объект турмаршрута – это древнетюркские ограды Акбауыр. Всего их шесть. Рядом с одной из оград стоит вкопанная в землю по пояс каменная статуя, напоминающая человека. Ее высота – 1,4 м. У балбала очерчены лицо, глаза, нос, усы и рука, в которой он держит кубок. Захоронений здесь не найдено. Археологи считают, что предназначение оград Акбауыр в древности носило ритуальный характер.
Завершают турмаршрут экскурсии на могильник Талды-1 и царские курганы Буйректы. Первый археологический объект включает в себя несколько погребальных комплексов эпохи бронзы. Они состоят из каменных оград, перекрытых курганными насыпями. А вот царские курганы Буйректы относятся к железному веку. Самый крупный из них возвышается над землей на 2,1 м. По его периметру размещена двойная ограда из уложенных на ребро плит. Внутри находятся коридор и могила диаметром около 2 м.
– Вся экскурсия занимает более 6 часов, – отмечает сотрудница областного историко-краеведческого музея Гульдана Бейсенгалиева. – Да, это долго. Поэтому мы рассматриваем вариант, чтобы разбить туристический маршрут в Талдинский историко-археологический парк на два дня. К сожалению, развитие туризма в Карагандинской области хромает. Но мы хотим дать толчок этому процессу.