История эта, обернувшаяся долгими судебными разбирательствами, началась в прошлом году, когда ТОО «АВУАР-company» обратилось в уполномоченные ведомства за получением разрешительных документов на участок для добычи песка и песчано-гравийной смеси.
Тогда, 27 ноября 2020 года, отвечая на письмо о согласовании акта выбора земельного участка для проведения добычи ОПИ, полученное от и. о. руководителя отдела земельных отношений Теректинского района ЗКО А. Ширшовой, начальник Жайык-Каспийской бассейновой инспекции по регулированию использования и охране водных ресурсов Г. Азидуллин сообщил: принятие соответствующего решения по испрашиваемому участку не входит в компетенцию инспекции. Вместе с тем он рекомендовал выбрать участок более удаленный от реки, чем тот, что отмечен на картографическом материале, предоставленном в инспекцию. Речь, согласно переписке, шла о 18 гектарах земли, расположенных на Аксуатском месторождении.
– В декабре прошлого года Западно-Казахстанское областное управление природных ресурсов и регулирования природопользования направило нам, как своему структурному подразделению, обращение ТОО «АВУАР-company» по вопросу рассмотрения возможности предоставления участка под разработку и добычу песчано-гравийной смеси. К обращению были приложены акт выбора участка, выданный отделом земельных отношений Теректинского района, и схема. На основании обращения нашими специалистами совместно с представителями субъекта предпринимательства был осуществлен выезд на место для определения границ и территории государственного лесного фонда, – рассказал директор Уральского коммунального госучреждения (КГУ) по охране лесов и животного мира Артур Мергенов. – В ходе осмотра было установлено, что запрашиваемый участок расположен на территории гослесфонда, входит в квартал № 22 Чаганского лесничества и представляет собой часть территории старого карьера Аксуатского месторождения. Это подтвердилось и данными Министерства индустрии и инфраструктурного развития.
Сам карьер начали разрабатывать еще в 70-х годах прошлого века, и на сегодня он считался выработанным. А потому в соответствии с лесоустроительным проектом на данном участке был заложен лесной массив.
Следовательно, ни о какой разработке и добыче песка и песчано-гравийной смеси здесь не могло быть и речи. Особенно если учесть, что данный квартал относится к категории гослесфонда и является частью запретной лесополосы, высаживаемой по берегам рек, озер, водохранилищ, каналов и других водных объектов.
По Основному положению организации и ведения лесного хозяйства, утвержденному приказом Комитета лесного хозяйства и животного мира от 21.12.2015 года за № 331, запретные полосы выполняют водоохранно-защитные функции на площадях, примыкающих непосредственно к руслам рек и берегам водоемов.
Для рек и водоемов, имеющих большое рыбохозяйственное значение, при неблагоприятной экологической обстановке на водосборе устанавливается ширина запретных полос в 1 000 метров от каждого берега. Хозяйственная деятельность на данной территории гослесфонда осуществляется в соответствии с требованиями лесного и водного законодательства.
На основании п. п. 2, п. 3 ст. 92 Лесного кодекса РК на данную территорию распространяется режим ограничения хозяйственной деятельности. В соответствии с п. п. 5, п. 1, ст. 125 Водного кодекса РК в пределах водоохранных полос запрещается проведение работ, нарушающих почвенный и травяной покров (в том числе распашка земель, выпас скота, добыча полезных ископаемых), за исключением обработки земель для залужения отдельных участков, посева и посадки леса.
Кроме того, в текущем году на прогалинах данного участка проводятся почвенные обследования в соответствии с лесоустроительным проектом в рамках Комплексного плана по воспроизводству лесов на 2021–2025 годы.
Если почва окажется пригодной, то на этих прогалинах будут высажены хвойные деревья, так как общая площадь Уральского КГУ по охране лесов и животного мира составляет 27 тыс. 846 га, из них занято лесом чуть больше половины – 15 тыс. 276 га.
Приняв во внимание все вышеперечисленные обстоятельства, КГУ было вынуждено отказать ТОО «АВУАР-company» в согласовании и предоставлении участка в районе бывшего карьера.
Не согласившись с решением госучреждения, предприниматель в апреле текущего года обратился в областное управление земельных отношений, где и получил лицензию на добычу инертных материалов именно на том участке, в котором ему было отказано в природоохранном ведомстве. Дело в том, что согласно ст. 204 Кодекса РК «О недрах и недропользовании» для выдачи лицензии управлению земельных отношений не требовалось согласовывать свои действия с землевладельцем, то есть с Уральским КГУ по охране лесов и животного мира.
– Это объясняется тем, что в Кодексе «О недрах и недропользовании» до 1 января 2023 года приостановлено действие ст. 25 Кодекса РК. Именно в ней, в п. п. 7 п. 1 указано, что если на запрашиваемом участке при выдаче лицензии имеются зеленые насаждения, согласование с землевладельцами необходимо, – объясняет Артур Мергенов. – В данном случае землевладельцем является КГУ. Такая вот юридическая коллизия получается...
В начале лета нынешнего года на этот участок пришлось снова выехать специалистам лесхоза, территориальной инспекции и представителю ТОО уже по предписанию прокуратуры, так как компания подала жалобу в надзорный орган на то, что КГУ фактически препятствует предпринимательской деятельности.
Результат тот же – работники КГУ подтвердили, что участок находится на территории гослесфонда и относится к категории запретной полосы.
– С позиции бизнеса лицензия получена на законных основаниях. Но и мы не можем игнорировать нормативно-правовые акты, которыми руководствуемся в своей работе, – говорит директор КГУ. – А потому подали исковое заявление в областной специализированный межрайонный экономический суд, ходатайствуя о признании лицензии на добычу общераспространенных полезных ископаемых, выданной ТОО «АВУАР-company» управлением земельных отношений, недействительной.
Но суд вернул заявление в связи с ненадлежащим статусом истца: КГУ является структурным подразделением облуправления природных ресурсов и регулирования природопользования, следовательно, ему и надлежит подавать иски. Повторное исковое заявление с теми же требованиями и доводами поступило в СМЭС уже от вышестоящего ведомства.
В нем отмечалось, что если бы ТОО для получения лицензии представило в областное управление земельных отношений вместе с заявлением необходимые
документы, содержащие сведения о территории запрашиваемого участка (картограмму, выполненную в масштабе, обеспечивающем наглядность, обзорную (ситуационную) схему, топографическую карту поверхности), то было бы видно, что на этой территории есть многолетние лесные насаждения, в том числе хвойных пород.
После чего уже ТОО «АВУАР-company» подало в суд на Уральское КГУ и управление природных ресурсов и регулирования природопользования иск о признании их действий незаконными. Предприниматель просил суд понудить КГУ согласовать земельный участок для добычи песка и гравия на… территории гослесфонда.
К противостоянию подключилась местная общественность. Западно-Казахстанское эколого-географическое общество 15 октября текущего года направило обращение на имя акима области и прокурора Уральска. В нем отмечалось, что при разработке песчаного карьера пойменный лес на данном участке неминуемо погибнет.
«Остановить надвигающуюся засуху сможет увеличение зеленых насаждений, но проблема – в низкой приживаемости саженцев опять же из-за сильной засухи и низкого содержания влаги в почве. Крайне важно сохранить те леса, которые еще остались», – пишет в обращении председатель ОО Дархан Сариев.
По его словам, выгода одного предпринимателя слишком дорого обойдется экологии региона, а значит, всего населения. Поэтому экологический активист просит оказать содействие и поддержать в этом вопросе природоохранное ведомство.
Между прочим, в ходе судебной тяжбы вскрылся интересный факт, повергший в шок и предпринимателя, и природоохранное ведомство. В разрешительных документах, как выяснилось, были указаны координаты двух совершенно разных участков.
– Лицензия выдается на основании государственного экологического заключения. Мы уже начали выяснять у вышестоящего ведомства – управления природных ресурсов и регулирования природопользования, как так получилось, что они выдали заключение на участок, расположенный в гослесфонде. И запросили копию данного документа, – рассказывает директор КГУ Артур Мергенов. – Только сверив его с лицензией, мы установили, что в них фигурировали совершенно разные координаты участков! То есть заключение было получено на землю, не принадлежащую гослесфонду, а вот лицензию каким-то образом выдали на участок в запретной полосе. Что это – халатность? Злой умысел? На прошлой неделе суд отказал ТОО в исковых требованиях.
– Для нас очень важно, что мы отстояли земли гослесфонда. В противном случае это был бы прецедент, – говорит директор КГУ. – У нас на руках обращение на получение разрешения добывать песчано-гравийную смесь в этой же зоне еще от одной компании. Несколько недропользователей устно интересовались разработкой карьеров, так как запланирована реконструкция дороги, проходящей в непосредственной близости. Рядом есть залежи инертных материалов, просто разрабатывать их нужно там, где нет леса, тем более не в запретной полосе гослесфонда.
В депутатском запросе на имя заместителя Премьер-министра РК Романа Скляра, оглашенном 27 октября нынешнего года, члены фракции «Nur Otan», подчеркнув, что Казахстан относится к малолесным государствам, отметили: в стране нет налаженной системы лесоуправления и единой научно-технической политики в лесном хозяйстве. «Ситуацию усугубляет и тот факт, что в последние годы участились случаи вывода земель лесного фонда для различных хозяйственных целей. В то же время возмещение потерь лесохозяйственного производства осуществляется только в двукратном размере. Возникает резонный вопрос – а не кощунство ли это, когда вместо многолетних деревьев будут посажены молодые саженцы? Приживутся ли они, восстановят ли таким образом объем потерянного леса, и кто это будет контролировать?
В связи с этим считаем, что необходимо прекратить практику выделения земель для добычи различных полезных ископаемых на лесных территориях. Это в первую очередь несет отрицательный экологический эффект. При такой системе управления под угрозой оказывается исполнение поручений Главы государства по посадке более 2 млрд деревьев в лесном фонде».
Депутаты напомнили, что в 2017 году на заседании Правительства было озвучено, что в период с 2003-го по 2017 год акиматами не принимались меры, направленные на улучшение состояния лесного хозяйства, а лесные учреждения финансировались по остаточному принципу. Их материально-техническое оснащение составляло 65% от нормативного, наблюдался отток квалифицированных кадров. Сокращались объемы воспроизводства лесов.
Тогда акиматам областей было рекомендовано принять меры по улучшению ситуации. В случае же неисправления ее в течение трех лет предлагалось рассмотреть вопрос целесообразности нахождения лесхозов в ведении акиматов областей. За это время ситуация не улучшилась.
«Сейчас как нельзя остро назрел вопрос принятия новой государственной политики в сфере лесного хозяйства, которая должна быть направлена на концептуальный пересмотр, уточнение и расширение задач по обеспечению сохранности биологического разнообразия лесных экосистем на принципах устойчивого развития», – отмечено в запросе.
Исходя из этого, депутаты подчеркнули необходимость возврата под управление Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК госучреждений по охране лесов и животного мира. По их мнению, требуется провести анализ существующей лесной политики, пересмотреть ее с учетом формирования экологического лесного хозяйства на основе перехода от ресурсно-сырьевого принципа использования лесных ресурсов к эколого-экономическому. Также надлежит принять меры к пресечению варварской практики вырубки лесов под предлогом добычи полезных ископаемых.