​По следам Қорқыта

1472
Наталья Курпякова

Понятно без перевода

Этот театр начинался с самодея­тельного движения в совхозах и колхозах. В 1955 году несколько трупп объединились, их дебютным произведением стала трагедия «Ақан сері – Ақтоқты» Габита Мусрепова. В 1967-м театру было присвоено имя известного акына и композитора Нартая Бекежанова. В разные годы в коллективе работали известные в республике деятели театрального искусства: народные артисты Казахстана Шолпан Бакирова, Жибек Багисова, Серик Шотиков, заслуженные артисты Казахстана Кашифа Копбаева, Турысжан Айнакулов и многие другие.

Первым режиссером стал заслуженный артист республики Жакып Абильтаев. В 2015 году Кызылординский областной казахский музыкально-драматический театр им. Н. Бекежанова торжественно отметил 60-летие со дня образования. Труппа и отдельные актеры неоднократно становились лауреатами всесоюзных и республиканских конкурсов, фестивалей и премий.

Спектакли должны быть созвучны мыслям и чувствам зрителей, уверен художественный руководитель, главный режиссер, заслуженный деятель Казахстана Хусейн Амир-Темир. Он отмечает, что театр придерживается классических реалистических традиций. Разумеется, в стороне не остаются новые эстетические тенденции, ставятся произведения современных драматургов, но в центре внимания всегда – духовная жизнь героев, поиск ответов на важнейшие мировоззренческие и нравственные вопросы.

– Театр открывает своим зрителям новых авторов, ставит произведения, которые ранее не переводились на казахский язык, – говорит главный режиссер.

В разные годы на сцене Кызыл­орды были представлены «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского, «Тот, майор и другие» Иштваня Эркеня, «Святая святых» Иона Друцэ, «Кавказский меловой круг» Бертольда Брехта, «Дороги» Георгия Хухашвили, «Растерявшийся султан» Тауфика аль-Хакима и другие.

«Растерявшийся султан» (режиссер Хусейн Амир-Темир), основанный на арабской легенде, и сегодня в репертуаре, ведь темы законности и торжества справедливости, любви и веры никогда не теряют актуальности.

– В 2014 году в Астане на международном театральном фестивале был показан наш спектакль «Транзитный пассажир» по пьесе известного и очень востребованного сегодня отечественного драматурга Дулата Исабекова, – рассказывает Хусейн Жусипович. – Вместе с нами эту же пьесу представляли тогда театры из Санкт-Петербурга и Лондона. Спектакли увидели руководитель Академии Чингиза Айтматова в Лондоне Рахима Абдувалиева и представительница Палаты лордов Великобритании Алисон Мари Сати. Они пригласили наш театр с этой постановкой в Великобританию. В 2015-м мы там выступали. И что интересно: были подготовлены титры на английском языке, но, как признавались зрители, уже через несколько минут они смотрели только на сцену. Отличная драматургия, постановка, проникновенная игра актеров увлекли их полностью, и перевод стал не нужен. Было приятно слышать такие отзывы.

Театр участвует в республиканских театральных фестивалях, выступает за рубежом, постоянно выезжает в регионы нашей страны, в последние годы кызылординцы выступали в Алматинской, Южно-Казахстанской, Актюбинской областях. Активно развивается сотрудничество с ведущими режиссерами Казахстана.

В театре сильная талантливая труппа, которой по плечу самые разнообразные творческие задачи. Рядом с опытными мастерами – Бакытбеком Алпысбаем, Залипой Толеповой, Сырымом Абдиразаковым (их мастерство оценила сейчас и столичная публика) – замечательно играют молодые. Хусейн Амир-Темир отмечает, что благодаря поддержке акима Кызылординской области Крымбека Кушербаева коллектив получил возможность расширить свой творческий состав. Сегодня труппу пополнили 15 молодых талантливых артистов, и нынешней осенью состоятся ­премьеры двух спектаклей, которые полностью поставлены их силами.

Оставаться человеком

На сцене Государственного академического русского театра драмы им. М. Горького гости столицы показали драму «Қорқыт» Иран-Гайыпа и комедию «Кетпейсің, болды, кетпейсің…» азербайджанского драматурга Мирзы Фатали Ахундзаде. Два спектакля для знакомства с теат­ром маловато, однако выбранные постановки позволили составить мнение и о труппе, и о репертуаре. Впечатления самые хорошие.

«Қорқыт» – визитная карточка кызылординского театра. Этот спектакль идет уже несколько лет, в 2014 году режиссер Хусейн Амир-Темир сделал его новый вариант, обозначив несколько иную концепцию образа главного героя.

– Мне интересен Қорқыт как человек, который живет среди людей, но понимает, что не вписывается в эту жизнь, – комментирует он. – Так начинаются поиски смысла бытия и поиски бога. В первом спектакле он старался избежать смерти, боясь ее, как любой из нас. Сейчас акцент сделан на то, что человек должен оставаться человеком. Служить людям и любить их.

Образ Қорқыта – легендарного тюркского поэта и композитора, создателя кобыза, акына, сказителя – с одной стороны, хорошо известен, хрестоматиен, с другой – много­гранность этой неординарной личности, героя-богоборца продолжает оставаться загадкой, волновать и вдохновлять современных писателей, музыкантов, режиссеров. В их числе – известный драматург и поэт Иран-Гайып.

Многолетний успех спектакля обеспечивает необходимый для театрального искусства синтез: сильная литературная основа, интересные режиссерское (Хусейн Амир-Темир) и сценографическое (художник Серик Пирмахан) решения, сильные актерские работы (мятущийся Қорқыт – Сырым Абдиразаков, нежная, преданная своей любви Сарын – Зауре Коз­дибаева, инфернальный Азраил – Нурлыбек Шыналиев, суровый Билеуши-бек – Угым Баймаханов и другие).

Сценография подчеркивает условность времени и места действия. Приглушенный свет, туман, изображения древних наскальных рисунков, однотонные костюмы героев, четкие, меняющиеся музыкальные ритмы, создающие особый фон пос­тановки… А на экране в глубине сцены появляются изображения богов, известных из мировых религий, и идолов, созданных людьми в разные времена. Диктаторы, вожди, те, кто облечен властью (даже самой небольшой), всегда мнят себя властителями судеб. Им поклоняются, им льстят, их боятся, но кто они на самом деле?.. Как различить богов истинных и ложных?

Понятно, чего, точно так же, как грома и молний, боятся люди и против чего решает восстать главный герой, нарекающий себя богом. Нет, это не так, говорит ему камень: он был когда-то могучей глыбой, а сегодня пылится у дороги. «Так будет и с тобой!» – звучит предупреждение.

Қорқыт в гневе и отчаянии рубит дерево, и на удар топора оно отзывается стоном, который становится пронзительным мелодичным звуком. Так рождается кобыз. И великая сила настоящего искусства, прекрасная музыка привлекает к Қорқыту людей и ту единственную, кто останется с ним до конца.

Спектакль предельно эмоционален и драматичен. Главный герой спорит с людьми, с Создателем, с природой, с самим собой. Он прив­лекает своей искренностью – в гневе, в заблуждениях, в страхах, в стремлении познать истину и в любви, которую он все-таки обретает и которая дает ему умиротворение.

– Иран-Гайып сделал акцент на мировосприятии Қорқыта, и это объединило легенду и современность, – говорит артист театра Угым Баймаханов. – Наш спектакль рассчитан на думающего зрителя, которому интересны не сиюминутные, а глубокие, вечные вопросы человеческой жизни.

– Кызылорда – родина Қорқыта, и потому эта постановка особо важна для нас, – подчеркивает Хусейн Амир-Темир. – И вдвойне приятно, что спектакль мы сыграли в столице Казахстана в год 70-летия драматурга Иран-Гайыпа.

Ахундзаде, и Чехов, и Шекспир...

Второй спектакль, показанный в Астане, совершенно другой по тематике, стилистике, настроению.

– Премьера комедии «Кетпейсің, болды, кетпейсің…» Мирзы Фатали Ахундзаде, которого называют азербайджанским Мольером, состоялась в начале нынешнего года, – рассказал Хусейн Амир-Темир. – В апреле его увидели в Баку, где проходили Дни культуры Кызылординской области, приуроченные к 25-летию установления дипломатических отношений между Казахстаном и Азербайджаном, а также в Шеки – древнем городе, который в 2016-м был культурной столицей тюркского мира. Мы рады, что нам довелось побывать в этих прекрасных городах, и то, что наш спектакль понравился зрителям.

…В богатом доме Гатамхана готовятся к свадьбе старшей дочери Шарафнисы и Шахбаза. Но вот незадача: все мысли жениха заняты путешествием в Париж вместе с месье Жорданом. Молодой человек хочет посмотреть страну, выучить французский язык. Или его привлекают прекрасные фривольные француженки, которые так не похожи на девушек вокруг? – опасаются родственники невесты. Как удержать джигита? Женщины решаются на хитрость…

Режиссер спектакля – Мурат Ахманов, в главных ролях заняты актеры Бакытбек Темирбеков, Бакытбек Алпысбай, Залипа Толепова, Канат Архабаев, Гульмира Берикбай. Веселая постановка также понравилась столичной публике, два вечера от души аплодирующей гостям из Кызылорды.

Аншлаг на спектаклях показал, что театр им. Н. Бекежанова – желанный гость в Астане, и зрители с удовольствием посмотрели бы и другие постановки. А кызылординским артистам есть что показать. Сегодня в репертуаре театра произ­ведения отечественных и зарубежных драматургов. Среди особо полюбившихся местным зрителям постановок – «Бунт невестки» С. Ахмада, «Мустафа Шокай» Р. Отарбаева, «Самая красивая женщина» С. Балгабаева, «Цыганская серенада» И. Сапарбая, «Остров любви» А. Тауасарова. Есть и детские спектакли, и кукольные, которые готовит отдельная труппа.

В нынешнем году театр будет отмечать 50-летие присвоения ему им. Нартая Бекежанова, готовятся спектакли «Ғашықтар хикаясы» К. Жунусова, чеховский «Дядя Ваня», в планах – «Макбет» Шекс­пира. Возможно, эти постановки коллектив решит представить на гастролях, которые обязательно состоятся.

Популярное

Все
На Дональда Трампа было совершено покушение
ФБР обнародовало имя стрелявшего в Трампа
Глава государства решительно осудил покушение на Дональда Трампа
УЕФА выбрал лучших футболистов Евро - 2024
На высокой ноте: итоги международного музыкального фестиваля «Опералия» подвели в Астане
Ермек Маржикпаев: Будет нелегко, но мы настроены на результат
Спасти уникальную породу лошадей вызвались специалисты конезавода «Кобыланды»
Ержан Нурлыбаев назначен вице-министром здравоохранения РК
В Уральске запустят линию по выпуску эмалированного провода
Испания или Англия - кто возьмет Кубок Европы?
Крейчикова выиграла Уимблдон, обыграв в финале Паолини
Гиззат Байтурсынов возглавил Комитет искусственного интеллекта в Минцифры
Под вечер начинается смрад
Врачи рассказали о состоянии раненой ножом беременной в Актау
Аскар Жамбакин освобожден от должности вице-министра цифрового развития
Скляр обсудил развитие ж/д отрасли с гендиректором Wabtec
Свыше 200 коррупционных преступлений выявлено в акиматах за полгода
Наша сборная завоевала четыре «бронзы» на IBO 2024
Сель в Кыргызстане: 6 человек погибли в Ошской области
Женские вагоны запустили еще на трех маршрутах
Шымкентский водоканал, признанный лучшим в стране и СНГ, может стать полностью частным
Токаев переговорил по телефону с Путиным
Из почти 40 фонтанов в Атырау работает только один
Судебное реформирование: реалии и перспективы
Строительные рынки переезжают за город
Девушка задушила ребенка и выпрыгнула из колеса обозрения в Алматы
WhatsApp-бот против мошенников действует в Астане
Эпос «Едиге» и топоним «Кушмурун»: неизвестное об известном
Дело Бишимбаева: астанчанку подозревают в присвоении 100 млн тенге
В Караганде из мусора делают антивандальные люки для колодцев
Аlma mater казахстанской спецслужбы отмечает 50-летие
Три человека погибли в воинской части в Арысе
Информацию о похищении судьи в Астане подтвердила полиция
Члены самой богатой семьи Великобритании осуждены за эксплуатацию прислуги
Заплатить за «уборку» после паводка отказался отдел ЖКХ Петропавловска
12 млн тенге присвоила из бюджета директор детсада в Таразе
На востоке республики вдвое увеличен объем ремонта дорог
Сколько выпускников набрало пороговый балл на ЕНТ
Казахстан инициирует закон о семейно-бытовом насилии в рамках МПА СНГ
Гости из Поднебесной ознакомились с туристическим потенциалом края

Читайте также

Ушла из жизни Омарова Кулян Омаровна
«Караван единства» отправился из Жамбылской области
Мир художника Жанибека Есенгулова полон добра
Вечерние концерты с участием талантливых горожан проходят в…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]