Подарить дорогу ввысь

3668
Жанат Сисекенова, Актобе

Курсант ВИСВО мечтает стать инструктором полетов.

фото автора

Июнь – время экзаменационных полетов выпускников Военного института Сил воздушной обороны имени дважды Героя Советского Сою­за Талгата Бегельдинова. Среди тех, кто проходит серьезное испытание, – курсант Улан Кенесбаев. Прибыв на аэродром Хлебодаровка учебно-авиационного центра, вместе с ним взлетаем в небо на вертолете Ми-8.

В кабине рядом с ним инструктор – старший летчик – инспектор, начальник отдела безопасности полетов ВИСВО подполковник Валерий Капарулин. В ходе получасового полета на высоте от 300 до 1 200 м он оценивает умение соблюдать заданные парамет­ры по удержанию высоты, скорости, крену и так далее.

Сторонний пассажир не замечает все эти тонкости. Поначалу из салона следишь за тем, что делается в кабине пилота, но очень скоро переключаешь­ся на виды за окном. В какой-то момент дверь в кабину закрывается. Это значит – настала пора управлять воздушным судном только по приборам в режиме закрытых шторок. Имитация ситуации, когда вертолет залетает в зону облаков, но нужно выдержать указанный маршрут.

В положенное время начинаем приземляться. Внизу нас «приветствуют» пугала, специальные устройства для отпугивания птиц, установленные метеослужбой. Для этой же цели в округе каждые три минуты раздается залп из пушек, а также голоса животных, записанные на магнитофон. Иначе птицы могут залететь в двигатель и вывести из строя вертолет.

– В этом году выпускаются шесть пилотов, двое из них – граждане Таджикистана. Государство выделило достаточное количество вертолетов, топлива, а также инструкторов для качественной подготовки курсантов, будущих командиров экипажа. Но им придется наработать определенный опыт. Как минимум набрать 300 часов полета, – объяснил командир эскадрильи подполковник Багдат Омарбеков.

Обратив внимание на замечательные летные метеоусловия, он отметил, что каждый летчик раз в год обязан выполнить минимум два прыжка с парашютом с высоты 800 м для допус­ка к полетам. Так вырабатываются навыки покидания воздушного судна в экстремальной ситуации. Кстати, в этот день в свободном полете были курсанты младших курсов и инструкторы.

– Я горжусь выпускниками, но преж­де – инструкторами, которые вложили душу в своих подопечных. Имея военный стаж в 23 года, только сейчас понял, что обучение курсантов занимает много времени, требует большой отдачи. Они воспринимают каждое сказанное тобой слово буквально, на веру, потому нужно быть точным. Важен личный пример. Что требуешь от них, нужно выполнять в первую очередь самому. Обязательно следовать документам, регламентирующим действия пилота. Если инструктор либо командир отклонится от него, то курсанты воспримут это как должное, – подчеркивает меру ответственности командир эскадрильи.

Он выпускник Сызранского военно-авиационного института 2004 года, получивший распределение в боевую часть в Ушарале. Его окружению, далекому от «неба», непонятны постоян­ные тренировки, так необходимые ради навыков, чтобы в любой момент человек был готов лететь: спасти чью-то жизнь, защитить Родину. Днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях без устали летчики оттачивают каждое действие. В летной книжке расписаны все проверки. Летчика первого класса проверяют раз в год, второго класса – раз в восемь месяцев, третьего класса – раз в полгода, а курсанта – каждые три месяца.

И пока идет разбор завершенного только что полета, удается переговорить с еще одним нынешним выпускником. Али Орынбаев не скрывает радости за успешный полет однокурсника, завершившего последнюю курсантскую практику.

– Весь багаж знаний, которые получили в стенах военного института, мы увезем в авиационные части, где будем летать как летчики-штурманы и командиры экипажа. На протяжении трех лет проходили летную практику на аэродроме Хлебодаровка, здесь с первого курса получали навыки пилотирования, воздушной навигации. Учились летать, осваивали авиационную технику. Пользуясь случаем, хотел бы выразить благодарность командованию военного института и авиационной эскадрильи на вертолетах, – говорит от имени товарищей Али.

После полетов наступает восьмой семестр. За ним последуют государственные экзамены по четырем дисциплинам: аэродинамика и динамика полетов вертолета, комплексный экзамен по конструкции воздушного судна и его силовой установки, физическая подготовка и тактика военно-воздушных сил. В какую авиационную часть направится, Али узнает в день выпуска, когда вскроет заветный конверт. Это случится 30 сентября.

Али – актюбинец. С детства он наблюдал, как летают самолеты, вертолеты. Стать летчиком решил после полетов с отцом. Тот окончил ВИСВО в 2001 году. Был старшим инженером по авиационному вооружению, сейчас на заслуженном отдыхе. Мама тоже военнослужащая. Сержант третьего класса, работает техником лаборатории кафедры технической эксплуатации радиоэлектронного оборудования.

– Годы учебы запомнятся прежде всего поступлением в институт, психологически привыкнуть к тому, что ты оказываешься в условиях постоян­ных ограничений, очень сложно. До этого ты был свободен, в любой
момент мог вырваться из дома, чтобы погулять с друзьями. Потому поначалу тяжело было приспособиться к новым обстоятельствам. Примерно полгода ушло на то, чтобы осознанно начать соблюдать определенную дисциплину. Со мной поступали 18 человек, на первом курсе из-за неуспеваемости отчислили троих, на втором курсе – шестерых, и на четвертом нас осталось шестеро, – делится выпускник.

Никогда не забудет он первый полет с инструктором – подполковником Талгатом Турганбаевым, ведь до 2020 года летал только как пассажир. Когда сел за управление и пошли на подъем, началась тряска.

– Для вертолета это нормальное явление, а осознание, что ты сам поднимаешь одиннадцатитонную машину в небо, дает невероятное ощущение. К тому же если об этом мечтал с детства! Поэтому процесс обучения не сос­тавил для меня особых сложностей. Сам хочу стать летчиком-инструктором, остаться в родном институте и учить летать других. Подарить кому-то дорогу в небо, – добавляет Али Орынбаев.

Пожелаем удачи будущим военным пилотам – защитникам неба нашей страны!

Популярное

Все
Всемирный экономический форум проходит в Давосе
Когда чудеса становятся реальностью
Январская клубника
Инаугурация Дональда Трампа прошла в Вашингтоне
Экологическая культура должна стать частью нашей жизни
Жить в селе становится комфортнее
Новый закон меняет правила биржевой торговли
Самое жаркое десятилетие в истории наблюдений
Цены на лекарства снизятся
Общий педагогический стаж династии Умбетовых – более 300 лет
Почему не реконструируют заставы?
Встреча с руководителями фракций
Нужно жить сегодня!
Армия должна быть безопасной
Антикоррупционная служба подвела итоги работы за 2024 год
Таинственная музыка природы
Поставки зерна из Казахстана в Иран выросли в 30 раз
Чтобы помнили
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 20 января 2025 года №61-НП
«Дерево растет только на одном месте»
Алматы – Туркестан – Ташкент – Самарканд – Шымкент – Алматы
Паспорта и удостоверения личности попробуют выдавать через терминалы
Депутат высказалась об ажиотаже вокруг прогрева авто во дворах
В 2025 году 9 тыс. жителей Атырауской области получат адресную помощь
Миссия – выстраивать мосты
30-летие Ассамблеи народа Казахстана – важная веха политики единства и согласия
Дело о смерти одноклассника: Верховный суд оставил решение без изменений
Пассажирка напала на сотрудника наземной службы FlyArystan
Сайгачьи стада: время трудных решений
Глава Нацбанка рассказал, какую меру будут принимать для снижения инфляции
Касым-Жомарт Токаев провел встречу с экспертами в области ИИ
Когда ЭЦП «гуляет» по рукам
Определены самые популярные у туристов регионы
Ветерану Великой Отечественной войны Ыскаку Хусаинову исполнился 101 год
Чемпионат Казахстана по шахматам стартовал в Алматы
Глава Минэнерго рассказал о договоренностях с арабскими инвесторами
В Приаралье не зарегистрировано ни одного случая кори и метапневмовируса
Крещенские купания: где и когда в Астане можно окунуться в прорубь
Пик «Казправды»: преодолеть себя
Школьник меняет подходы к управлению ЖКХ
Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Новым 2025 годом
Закон Республики Казахстан
Более 1,4 млн казахстанцев заблокировали возможность оформления займов без их ведома
Год единства и созидания
Одного из пассажиров потерпевшего крушение самолета AZAL сняли с рейса
Целый месяц рассчитывался за покупки найденной картой житель Аксая
Самолет рейса Баку - Грозный упал в Актау
В Атырау выявили частную школу без лицензии
Закон Республики Казахстан
Информацию об уходе Черчесова прокомментировали в КФФ
Смогут ли «Жетысу» и «Семей» настичь «Кайрат»?
Как изменятся пенсии и пособия в Казахстане в 2025 году
МВД обратилось к казахстанским водителям
В МВД разъяснили нормы, запрещающие прогревать авто во дворах
Новые госнаграды появились в Казахстане
Сигареты подорожают в РК
Путин извинился перед Алиевым за инцидент в небе над Актау
Главы государств и международных организаций поздравляют Токаева с Новым годом
Смертельная авария произошла на трассе в Павлодарской области
Умную мусорную корзину изобрел школьник из Астаны

Читайте также

Велосипедную инфраструктуру начнут развивать в Костанае
Чтобы помнили
Встреча с руководителями фракций
Почему не реконструируют заставы?

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]