Природные мотивы глиняных узоров

254
Михаил Тё
собственный корреспондент по Жамбылской области

С давних времен кочевые племена украшали узорами свои жилища и предметы быта, в том числе керамические изделия, наиболее распространенные и незаменимые в повседневной жизни. В областном историко-краеведческом музее до сегодняшнего дня сохранились образцы сосудов и посуды из глины, по которым можно проследить путь развития орнаментального искусства наших предков.

фото автора

– Тараз – один из древнейших городов Казахстана, который славился не только как центр торговли и культуры на Великом шелковом пути, но и как место процветания всевозможных ремесел, – рассказывает заведующая отделом обеспечения научно-исследовательских работ музея Лаура Байтурсинова. – Не секрет, что каждый умелец по мере совершенствования навыков в работе придерживается принципа «от простого к сложному». Поначалу его творения бывают незатейливыми и ничем не примечательными, но со временем стремление сделать их лучше заставляет пробовать что-то новое и экспериментировать. Так было и с керамикой Казахстана, которая становится более изящной и разнообразной в эпоху бронзы, причем во многом благодаря усложнению узоров.

В своей книге «Великий шелковый путь на территории Казах­стана» известный отечественный археолог Карл Байпаков писал, что керамика Казахстана раннего периода эпохи бронзы украшена в основном штампованными или прочерченными геометрическими узорами, но есть группа сосудов с налепными валиками и шишечками. Этот орнамент наносился либо для красоты, либо с магическими целями. Ученый отмечал, что сочетания орнаментальных элементов на сосудах бесконечно разнообразны. Правда, их значение порой трактуется с большим трудом.

«Судя по более поздним текстам, в том числе буддийским, квадрат – это символ земли; круг – земли и солнца; квадрат и круг, вписанные друг в друга, – Вселенная; концент­рические круги – солнце. Символом солнца и огня была также свастика, часто изображаемая на андроновских сосудах», – писал Карл Байпаков.

По его словам, гораздо сложнее установить значение другого распространенного элемента орнамента той эпохи – меандра (ломаной линии с завитками). Исследователи видят в нем то символ воды, то движения, в частности движения солнца по небосклону. Популярный елочный орнамент часто объяс­няют как символ древа жизни.

Надо сказать, что прикладное искусство гончаров средневековья оказало огромное влияние на дальнейшее развитие художественного творчества современного казахского народа. Ведь глиняные изделия всегда были у человека под рукой, поэтому они пользовались огромной популярностью у населения.

До наших дней дошло немало хорошо сохранившихся образцов средневековой керамики, по которой видно, что для расширения своего ассортимента и поиска новых решений издревле мастера, помимо разных форм, красок и материалов, использовали в работе декорирование при помощи нанесения орнаментов. Это направление было и остается, пожалуй, наиболее распространенным методом расширения линейки товаров.

– Таразская керамика имеет некоторые особенности, – обращает внимание заведующая отделом. – К примеру, кувшины отличаются тем, что имеют форму груши, обращенной вниз узким концом. Час­то можно заметить в них изящ­ные пропорции горловины с чертами птичьей головы. К тому же большинство из сосудов, хранящихся в фонде нашего музея, имеют богатые рельефные орнаментации.

В посуде того периода применялись золотисто-желтый, зеленоватый, коричневый, красноватый и иногда черный цвета и оттенки. На однотонный фон наносили различные геометрические, а чаще растительные орнаменты. Нередко рисовали гранат как символ плодородия, иногда на месте зерен делали благожелательную надпись, также рисовали деревья, подснежники, различные плоды или кипарис. Кроме того, не чужд был таразским гончарам и зооморфный стиль. На поливных изделиях в областном музее встречаются изоб­ражения животных: разъяренный лев, лиса, тянущаяся к виноградной лозе, сцена борьбы барса и оленя, образы птицы и рыбы.

– Примечательно, что у средневековых мастеров орнамент керамических сосудов был уникальным. Каждый мастер создавал собственный узор, тем самым подчеркивая свою индивидуальность. В основе большинства их сюжетов лежали образы цветов, плодов и древа жизни, – подчеркнула Лаура Байтурсинова.

Карл Байпаков отмечал, что в Таразе и близлежащих городах Кулане и Мирки проживали сог­дийцы, которые вместе с местным населением, потомками усуней и тюрками, выработали свой узнаваемый стиль керамики. Наибольший интерес представляют изделия, связанные с культовыми обрядами: крышки, светильники, очажные подставки. К примеру, крышки котлов, в которых готовилась пища, в том числе культовая, были богато украшены, имелись налепные ручки, иногда в виде птицы, барана или антропоморфного существа. Их поверх­ность расписывалась резными и волнистыми линиями, зигзагами, растительными мотивами.

Керамика Таласской долины также отличалась тем, что имела антропоморфные признаки, по традиции ее поверхность покрывали ангобом и украшали прорезными растительными орнамен­тами. Она была представлена в первую очередь кувшинами, а также блюдами, чашами, покрытыми поливой поверх белого ангоба с росписью геометрическими, рас­тительными и эпиграфическими орнаментами. Встречается посуда с поливой золотистого ангоба с росписями.

Рабочие схемы

– Некоторые керамические изделия раннего средневековья богато украшены разнообразными мотивами орнамента, выполненного несколькими техническими приемами. Особенно характерны в этом отношении керамические столики (дастарханы), датированные VIII–Х веками. Как правило, рабочая поверхность столика гладкая, обратная же сторона обычно украшена богатым орнаментом, часто по всей площади круга. Если сам столик – локальное явление, то мотивы его орнамента и технические приемы могут служить источником для установления или подтверждения культурных связей населения городов указанного райо­на с сопредельными областями и странами, – отмечает моя собеседница, ссылаясь на исследовательские труды Лазаря Ремпеля, Геронима Пацевича и Анатолия Попова.

Орнамент наносился по сырой глине. Композиционное распределение орнаментальных поясов в зависимости от их расположения относительно центра круга бывает четырех видов: радиальный, вихревой, концентрический, являю­щийся наиболее распространенным в группе, и бессистемный.

– Известны шесть техни­ческих приемов нанесения ор­намента: пальцем, палочкой, резцом, пунсоном, налепом и штампом. К примеру, при нанесении ор­намента пальцем круг чаще всего делился на четыре сектора, которые заполнялись различного рода «елочками» и пальцевыми вмятинами, реже вихревыми завитками. Основание чаши с внешней стороны и край столика обрамлялись такими же овальными ямками. Этот технический прием использовался для украшения подставок. На ножках изображалась «елочка», в кругу чаши – крест овальными ямками, по одной в каждом секторе. В редких случаях в кругу чаши вмятины искусно имитировали след ноги ребенка, являвшийся известным буддийским мотивом, – продолжает Лаура Байтурсинова.

Этим же техническим приемом подчеркивалась рельефность резного или нанесенного палочкой изоб­ражения. Такие палочки вряд ли были специального изготовления. На больших фрагментах столика можно видеть, что один и тот же орнаментальный пояс выполнен разными палочками. Иногда их ширина варьируется весьма заметно. Глубина царапин обычно небольшая. Этот прием использовали для нанесения различных орнаментальных мотивов как по полю, так и по подставкам дас­тархана.

Особый прием, выемчатый, применялся для изображения центрального пятна орнамента, меандровых линий и имитации витой ножки столика. Излюбленный орнаментальный мотив, сделанный резьбой, – это различные растительные побеги и завитки с листьями и плодами.

Изломы налепов были изготовлены из хорошо отмученной глины, обычно без примесей дресвы и шамота, присущих составу самих столиков. Этим техническим приемом чаще всего передавались жгуты, обрамляющие края дастархана и чаш, реже – животные и люди. Иногда налепом изображались глаза животных и центр цветочной розетки, хотя сами изображения были выполнены иными техническими приемами.

Штампованный орнамент, по словам заведующей отдела, явление редкое и хронологически более позднее. Его наносили специальной печатью, известной по находкам при раскопках древнего Тараза. Печать изготавливали в виде гриба с плоской шляпкой, на которую наносился штамп круглой либо прямоугольной формы. Особо тонкие и рельефные оттиски выполнялись металлическим штампом. Обычно штампом наносились четырехлопастные розетки с вариантами «бараньих рогов», в единичном случае – погрудное изображение женщины. Штамповались оттис­ки «колес» с четырьмя-шестью спицами, а также пяти- и восьмилучевые звезды. Гребенчатым штампом делались концентричес­кие замкнутые или пунктирные окружности, бессистемные штрихи по полю столика, они также придавали ножке витую форму.

– Дастарханы, орнамент которых нанесен только одним техническим приемом, не так уж часты, – говорит моя собеседница. – Обычно взаимно дополняют друг друга пальцевый и нанесенный палочкой орнаменты, а также резной и штампованный. В конечном итоге резьба, а впоследствии штамп вытесняют остальные техничес­кие приемы. Правда, отдельные пальцевые вмятины по бордюру столика встречаются и на лучших образцах штампованных столиков.

Зато резьба не встречается на дастарханах, украшенных пальцем и палочкой. Мотивы же, которые наносились этими тремя приемами, часто одни и те же. Это, по словам Лауры Байтурсиновой, позволяет допустить то, что резьба как технический прием нанесения орнамента выросла из двух предыдущих. Что касается пунсона и налепа, то они не имеют самостоятельного значения. И тот и другой приемы дополняют пальцевый, процарапанный или резной орнаменты, почти не встречаясь на штампованных образцах.

Узоры, которые традиционно наносились на керамику, были воспроизведены и на изделиях из кожи, дерева, войлока, кости и металла. Тем самым номады способствовали расцвету орнаментального искусства.

– В X–XII веках ислам стал государственной религией, это нашло подтверждение в найденной на городище Тараз керамической посуде с эпиграфикой на арабском языке. Изречения из Корана и пожелания компоновались в виде сплошной орнаментальной полосы либо прямоугольными отрезками вытянутых букв. Сохранилось поверье, что посуда с такими надписями оказывала благоприятное воздейст­вие. Правда, некоторые мастера использовали арабскую вязь лишь как красивые узоры. Чаще такие надписи встречаются на глазурованной посуде, изготовленной также в нашем древнем городе, – подчеркнула Лаура Байтурсинова.

Проникновение ислама содейст­вовало почти полному исчезновению реалистических образов и замене их орнаментальными формами.

Уже в XI–XIII веках распространение получила керамика нового типа. Ее главным отличием стал элемент декора в виде вихревой розетки, выполненной коричневой либо красноватой краской. Формы розетки варьируются. Встречаются изделия и с изображениями животных.

Популярное

Все
Талхиз – транзитный хаб средневековья
В детских садах внедряют программу Baby Tennis
Примем участие в стыковых матчах Евро-2026
Есть о чем и есть кому снимать
«Завтра возвращаюсь на фронт…»
Берегите друг друга!
Творческая память жива
Отечественные атлеты все увереннее чувствуют себя среди элиты
Не бойтесь просить о помощи
Художник, страстно влюбленный в жизнь
Природные мотивы глиняных узоров
Отрасль уверенно движется по пути диверсификации
Место силы и вдохновения
Когда есть второй шанс
В вихре музыки, песен и танцев
Олимпиада посвящается педагогу
Oregon объединяет писателей
Берег надежды
О чем поведает камча
Вакцина – барьер для инфекции
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Куриное яйцо продолжает дешеветь в Казахстане
85% марганца добывали на Жездинских месторождениях
Украина и США подписали меморандум к соглашению о полезных ископаемых
Казахстанско-китайский международный промышленный город строят в области Жетысу
В Жамбылской области дан старт строительству завода по глубокой переработке кукурузы
Год перемен для Баянаула
Инвестпроекты по развитию дорог рассмотрели в Правительстве РК
Культурное наследие Золотой Орды показали в Туркестане
Северо-западный циклон ворвался в Казахстан - Казгидромет
Десять новых горных маршрутов обустроят в Алматы
Касым-Жомарт Токаев прибыл в Актау
Сфера спорта претерпит серьезные изменения
Кызылжар встает на крыло
В Колумбии объявили режим ЧС из-за желтой лихорадки
Победила врага хрупкая женщина
Начато возведение крупного металлургического завода
Гвардеец мечтает озвучить Парад в Астане
Как отдохнут казахстанцы на майские праздники
Казахстан – драйвер укрепления сотрудничества ЕС и ЦА
В хаосе городской застройки Уральска разбирался Антикор
Жительница Карагандинской области отсудила 10 млн тенге за проданный ей автомобиль с дефектом
Ветерана войны поздравили со 100-летним юбилеем
Когда наступит светлый праздник Ораза айт
Центр детского творчества «Самғау» открыли в Экибастузе
Мощное землетрясение зафиксировано в Таиланде и Мьянме
В Уральске трое неизвестных украли деньги из терминала
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
Туристический сезон стартовал в Туркестане
Экономическое развитие двух областей рассмотрели в правительстве РК
Qarmet подключится, и газ подешевеет
Результаты нужны, но переформатирование важнее
Ставка на справедливость и доверие
Улицы в честь ветеранов Великой Отечественной войны планируют назвать в Шымкенте
Инновационный завод в Мангистауской области: от науки к практике
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Нацгвардия отдала дань памяти военнослужащим Казбата
Пятибалльное землетрясение произошло на юге Казахстана

Читайте также

Талхиз – транзитный хаб средневековья
Возвращённое сокровище: Дверь из мавзолея Ходжи Ахмеда Ясса…
«Краткая история Шынгыз-хана» издана на русском и английско…
Уникальная рукопись XVIII века вошла в реестр ЮНЕСКО

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]